СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по кубановедению "Земля и люди:земельные отношения" 9 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по кубановедению "Земля и люди:земельные отношения" 9 класс»

Кубановедение

Класс 9

Учитель Хильченко Ксения Васильевна

Дата________

Тема урока « Земля и люди: земельные отношения»

Тип урока изучение нового материала

Цель урока: рассмотреть эволюцию земельных отношений на Кубани в пореформенное время.

Планируемые результаты изучения материала:

Предметные: учащиеся узнают об административно-территориальном образовании на территории Кубани, особенности правового регулирования земельных отношений.
Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории Кубани; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнения других людей: предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий

Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

План урока:

I. Проверка домашнего задания.

II. Главное богатство Кубани

III. Правовое регулирование земельных отношений

IV. Земля-товар

V. Образцовое имение «Хуторок»

VI. Закрепление материала.

Ход урока

Проверка домашнего задания (дифференцированный подход, индивидуальные задания + фронтальный опрос)

Вопросы:

  • Какой закон был принят в 1868г.? Сущность данного закона?

  • Как изменилось соотношение казачьего и неказачьего населения Кубани.

  • Зарождение судоходства.

  • Причины строительства железных дорог на Кубани.

  • Первые железные дороги, и их значение.

Индивидуальные задания для учащихся с высокой мотивацией

Докажите, что массовая народная колонизация явилась важным фактором развития хозяйства Кубани. Приведите не менее трёх аргументов.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Перечислите основные социальные группы и классы кубанского общества второй половины XIX в. Охарактеризуйте их.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучение нового материала.

Кубанская область была крупнейшим административно-территориальным образованием на Северном Кавказе. На ее долю приходилось до 8,7 млн. дес. земли, значительную часть которой представляли наиболее плодородные в России черноземные степи. О плодородии кубанской почвы ходили легенды. В быту была популярна поговорка: воткни в нее палку - вырастет телега.

Черноморский округ, ставший с 1897 г. самой маленькой губернией страны, имел площадь всего 672 тыс. дес. земли, большая часть которой в то время принадлежала казне, т. е. государству. По-другому распределялся земельный фонд Кубанской области. До 70 % его принадлежало казачеству, составлявшему менее половины населения. Около 12 % - частным земельным собственникам, численность которых вместе с семьями не превышала и 2 %. Горцы Кубани, насчитывавшие около 5 % населения, имели в своем распоряжении 7 % земельного фонда. Крестьяне-старожилы, издавна поселившиеся на Кубани и составлявшие около 9 % населения, располагали лишь 0,8 % земли. Земля же в это время представляла главное богатство местного населения, т. к. с ней была связана трудовая деятельность более 80 % ее жителей.

С ростом населения происходили изменения в земельном обеспечении и землепользовании казачества, русского и горского крестьянства. Вначале, когда казаков было мало, а земли много, каждый мог использовать земельной площади столько, сколько было необходимо для его хозяйства. С увеличением численности населения возрастал спрос на землю и подобная "вольнозахватная" форма землепользования стала устраивать далеко не всех.

В 1869 г. появился закон, согласно которому душевой надел казака, достигшего 17-летнего возраста, должен был составлять от 16 до 30 дес. земли в зависимости от месторасположения и качества земли. Исходя из этой нормы, в 1870-х гг. шло наделение станиц землей. Землепользование в это время было по-прежнему неупорядоченным: каждый сеял и пахал, где хотел, если вовремя успел захватить себе участок. Но с 1880-х гг. начался переход к передельно-паевой системе распределения земли. Паевой надел, получаемый казаком, был почти в два раза меньше душевого, т. к. часть станичной земли шла на общие нужды (под пастбища, выгоны, школы и т. п.). Для равномерного перераспределения земли станичники раз в 9-12 лет производили ее переделы.

С естественным ростом населения и периодическими переделами станичных земель паевые наделы казаков постепенно сокращались. Так, если в 70-х гг. XIX в. на одного казака приходилось в среднем по 23 дес. паевого надела, то в 1896 г. - 13,6 дес. Этот надел был намного меньше, чем у казаков десяти других казачьих войск России. Но он был значительно больше, чем у кубанских адыгов (до 7 дес.), коренных русских крестьян (до 5 дес.) и тем более оседлых иногородних, имевших в среднем по 0,1 дес. усадебной земли.

В горских аулах, где земли было меньше, и она была худшего качества, переход к уравнительно-передельной общине совершался хотя и позже, но быстрее. При этом у адыгов наделы давались на мужскую душу вне зависимости от возраста, а у карачаевцев Баталпашинского отдела - подворно, "по дымам", без учета того, сколько человек приходилось на семью (дым). В последнем случае распределение земли было наиболее неравномерным и создавало немало лазеек для злоупотреблений местной верхушки.

На Черноморском побережье края в силу природно-географических условий и особенностей наделения землей поселенцев преобладающей формой землепользования стали хуторская и подворная. Основным районом заселения был Сочинский округ, где на мужскую душу в конце XIX в. приходилось в среднем по 11 десятин земли.

В условиях развивавшихся во II половине XIX в. рыночно-капиталистических отношений земля все больше становилась товаром, перераспределялась среди землепользователей. Однако частновладельческих земель на Кубани было немного, поэтому большую роль в перераспределении земли в казачьих станицах и горских аулах играла ее аренда. Главными арендаторами были иногородние крестьяне. В конце XIX в. только у станичных обществ и казаков они арендовали свыше 600 тыс. дес. земли.

Шло перераспределение земли и в самой станице. Зажиточные казаки нередко и сами арендовали землю у своих обедневших станичников. В 90-х гг. ими арендовалось около 100 тыс. дес. надельно-паевой земли. Широко практиковалась земельная аренда и в горских аулах, причем с наиболее печальными последствиями для бедноты. Так, в 1897 г. атаман Майкопского отдела сообщал начальнику Кубанской области, что "между горским населением стало обнаруживаться стремление сдавать свои земельные паи в аренду". Приведя ряд убедительных примеров, он, в частности, писал, что в селении Хатажукаевском "запродали свои паевые наделы почти 1/4 часть населения. Все, запродавшие свои паи, - бедняки и теперь без земли не имеют никаких средств. Запродажа паев была сделана за год до раздела и на весь девяти летний период". Арендаторами этих земель были 9 местных горских богачей, заарендовавших 1225 дес. по рублю за 1 десятину. Предприимчивые арендаторы тут же пересдали эту землю иногородним крестьянам по 6-8 руб. за 1 десятину.

Работа с текстом. Выделить особенности хозяйства «Хуторок». Стр. 63.

Работа с документом, анализ документа. Стр. 64

Закрепление.

Каковы были особенности земельных отношений Кубани после реформ?

Выставление оценок.

Домашнее задание п.13, словарные слова