СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по мдк 0102 Психология соц прав деятельности

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по мдк 0102 Психология соц прав деятельности»

План урока

Гр :2-13

Дата проведения : 27-28.05.2020г.

Преподаватель : Абакарова С.Д.

ТЕМА УРОКА : Понятие воли и ее значение для деятельности личности.

Во-ля - сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.

Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направ-лении, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер.


Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций:

побудительная функция обеспечивается активностью че-ловека

тормозная функция воли, выступающая в единстве с побу-дительной функцией, проявляется в сдерживании нежелатель-ных проявлений активности.

Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Волевые проявления человека в значительной мере опреде-ляются тем, кому человек склонен приписывать ответствен-ность за результаты собственных действий.

Качество, характеризующее склонность человека припи-сывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собствен-ным усилиям и способностям, называется локализацией контроля (в психологической литературе используется термин «локус контроля».

Есть люди, которые склонны объяснять причины своего поведения и свои деяния внешними факторами (судь-бой, обстоятельствами, случаем и т.д.). Тогда говорят о внеш-ней (экстернальной) локализации контроля.

Ис-следования показали, что склонность к экстернальной лока-лизации контроля связана с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление вновь и вновь откладывать осущест-вление своих намерений и т.д.

Если индивид, как правило, принимает на себя ответствен-ность за свои деяния, объясняя их, исходя из своих способно-стей, характера и т.д., то есть основания полагать, что у него преобладает внутренняя (интернальная) локализация контроля. Выявлено, что люди, которым при-суща внутренняя локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоана-лизу, общительны, независимы.

Интернальная или экстернальная локализация контроля волевого действия, имеющего как положительные, так и отрицательные социальные послед-ствия, являются устойчивыми качествами человека, форми-рующимися в процессе воспитания и самовоспитания.

В самом общем виде понятие воли может быть определено как сознательно е регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Функции воли

Побудительная функция воли - направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей. 

Она непосредственно связана с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и субъективных препятствий.

Воля представляет собой особую форму активности человека. В отличие от реактивности, когда действие возникает в ответ на внешнюю ситуацию (человека окликнули — он оборачивается), волевая активность порождает действие исходя из внутреннего состояния субъекта, его желаний и целей.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании мотивов и желаний, не согласующихся с главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности.

В своем единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.

Регулирующая функция выражается в произвольной  регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.

Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения.

Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание.

Волевые акты могут быть простыми и сложными.

В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намерение его осуществить, составление плана осуществления.

Таким образом, структуру сложного волевого акта образуют следующие основные этапы:

- возникновение мотивов деятельности;

- борьба мотивов;

- решение о действии;

- исполнение принятого решения.

Нередко 1-й, 2-й и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, 4-й этап является при этом исполнительным звеном.

Волевые качества личности

Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивостью и широтой.

Сила воли - степень возбуждения волевого усилия.

Устойчивость воли - постоянство проявления в однотипных ситуациях.

Широта воли - количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), В которых проявляется  воля.

В.А.Иванников выделяет три блока волевых качеств личности:

1) морально-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

2) эмоцuонально-волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие;

3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).


В психологии выделяют следующие волевые качеств личности:

ответственность - внешний или внутренний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

обязательность (исполнительность) - качество воли, проявляющемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, целевая направленность принимаемых решений и их исполнения;

решительность— волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов ее достижения. Решительность необходима особенно в сложных ситуациях, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность;

смелость — способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия;

настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели. От настойчивости следует отличать упрямство, где признается лишь собственное мнение, хотя оно может быть и ошибочным;

выдержка (самообладание) — волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противопоставляется импульсивности— склонности действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков;

мужество — сложное волевое свойство личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе. Это не кратковременное состояние, а длительное систематическое преодоление внутренних и внешних трудностей при решении больших и сложных жизненно важных задач;

инициативность — волевое свойство, благодаря которому человек действует творчески, это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека;

самостоятельность — волевое свойство, проявляющееся в умении самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения. Противоположное качество — внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им;

дисциплинированность — это волевое свойство личности, заключающееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам.

Волевое действие состоит из ряда взаимосвязанных этапов: определение цели и стремление ее достичь - осознание возможностей для достижения цели - появление мотивов, подкрепляющих или отрицающих эти возможности - борьба мотивов и выбор - принятие одной из возможностей для достижения цели осуществление принятого решения. Существуют простые и сложные волевые действия. В простом волевом акте побуждение к действию, практически, автоматически переходит в самодействие. Сложному волевому действию присущи все конкретные этапы, обозначенные выше. Психическими компонентами воли являются цель, мотив, выбор решения, волевое усилие по достижению поставленной цели. Волевые действия личности зависят от наличия у индивида разнообразных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, смелости, исполнительности и др.

Важнейшие звенья простого волевого акта - принятие решения и ис-полнение - нередко вызывают особое эмоциональное состоя-ние, которое описывается как волевое усилие. 

Волевое усилие - это форма эмоционального состояния, мобилизующего внутрен-ние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состоя-ние значительного напряжения.

В результате волевого усилия удается затормозить дейст-вие одних и предельно усилить действие других мотивов.

Волевое усилие, вызванное чувством долга, мобилизует человека на преодоление внешних и внутренних трудностей (нежелания отвлекаться от интересной книги, соблюдать режим и т.д.). Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой.

Наличие воли, волевой регуляции поведения в структуре целенаправленной деятельности человека свидетельствует о его умысле на совершение тех или иных действий, а в случае противоправного их характера - об умышленной вине содеянного («злой» или преступной воле). Однако имеются лица, совершающие преступления из-за сниженных способностей к волевой регуляции.

Установление патологических психических состояний, психических расстройств и заболеваний у субъекта, которые отрицательно повлияли на процессы его волевой регуляции, нарушили его целенаправленную деятельность, служит основанием для признания лица невменяемым со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. В остальных случаях дефекты волевой регуляции поведения влекут рассмотрение противоправных действий по неосторожности, то есть лицо совершающее их, не отличалось должными и необходимыми внимательностью и предусмотрительностью.

Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабово-лия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.

Абулия - это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его. Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него «полевое» поведение, т.е. управляемое случайными стимулами, появившимися в «поле».

Апраксия - сложное нарушение целенаправленности дейст-вий, вызываемое поражением мозговых структур. Если пора-жение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга - наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произволь-ной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.

Абулия и апраксия - сравнительно редкие явления, прису-щие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обу-словлено, как правило, не мозговой патологией, а определен-ными условиями воспитания; коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.

Значение воли для осуществления активной профессиональной деятельности сотрудников ОВД чрезвычайно высоко. Для сотрудников с развитой волей присущи следующие черты характера:

1) Целеустремленность, т.е. ясное представление того, чего он хочет добиться, определение главной и второстепенной цели;

2) решительность, которая проявляется в продуманном, своевременном принятии решений относительно того, какими путями и способами необходимо добиваться цели, и планомерном осуществлении поставленной задачи;

3 ) настойчивость, способность вопреки различным трудностям идти к поставленной цели, довести начатое дело до конца;

4)выдержка, самообладание, проявляющиеся в умении сдерживать проявление отрицательных психических состояний, эмоций, мешающих достижению целей;

5 ) самостоятельность, выражающаяся в способности противостоять посторонним воздействиям; самостоятельность тесно связана с инициативой, творческим 6подходом к решению возникающих задач, с умением аргументировано отстаивать свою точку зрения и добиваться ее осуществления; самостоятельность ничего общего не имеет с негативизмом, упрямством, немотивированным отрицанием других мнений.

Воля определяет многие положительные качества сотрудника: его исполнительность, дисциплинированность, решительность, самоотверженность, мужество, смелость.

Закрепление изученного материала

1 Эмоциональное запоминание, на уровне долговременной памяти, у человека является таковым по причине:

а) Значимости объекта запоминания;

б) Волевой регуляции поведения;

в) Когнитивной установки;

г) Мотивационной нацеленности.

2 .Эмоции это:

а) Психическое отражение окружающей действительности;

б) Процесс интериоризации в онтогенезе;

в) Филогенетическая экстериоризация;

г) Нервная раздражимость.

3. Эмоции, в общем и целом, как класс психических явлений, понимаются в качестве:

а) Психического состояния;

б) Психического явления;

в) Психического объекта;

г) Психического процесса.

4. Функциями эмоций, характерными для всей эмоционально-чувственной сферы человека, являются:

а) Изобразительная, нужная, отзывчивая, замечательная, восстанавливающая, теоретическая, мнительная, эффективная;

б) Инстинктивная, потребностная, промежуточная, долговременная, проекционная, замещающая, создающая, практическая;

в) Сигнальная, регулятивная, выразительная, познавательная, кумулятивная, организационная, стимулирующая, направляющая;

г) Воображение, мышление, речь, потребности, темперамент, характер, способности, воля.

5.Видами эмоциональных состояний являются:

а) Ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь;






б) Бессознательное, предсознательное, подсознательное, сознательное, надсознательное, сверхсознательное, суперсознательное;

в) Тревога, стресс, фрустрация, аффект, гнев, удивление, радость;

г) Потребности, темперамент, характер, способности, чувства, воля, мотивация.

6. Аффект, как психическое эмоциональное состояние, характеризуется

а) Потерей самоконтроля;

б) Поведенческим алгоритмом;

в) Скрипт-программой поведения;

г) Копинг-стратегией.

7 .Стресс, рассматриваемый в качестве некоего психического эмоционального процесса, имеет определённые:

а) Градации;

б) Срезы;

в) Фазы;

г) Критерии.

8 . Тревожность, как психологическое качество личности, подразделяется на следующие виды:

а) Креативная, когнитивная, разумная и интеллектуальная тревожность;

б) Общая, устойчивая, ситуативная и личностная тревожность;

в) Поверхностная, основательная, практическая и воображаемая тревожность;

г) Реальная, мнимая, моральная и невротическая тревожность.

9. Фрустрация, как понятие, по своему сущностному содержанию, это:

а) Следствие неудовлетворения какой-либо потребности;

б) Задержка психического развития;

в) Зона ближайшего и зона актуального развития;

г) Проявление бессознательной мотивации.

10 .Реакцией на фрустрацию, понимаемую в качестве долговременного психического эмоционального состояния человека, является:

а) Мажорное настроение;

б) Эмоциональный всплеск;

в) Психологическая неудовлетворенность;

г) Психологический гомеостаз.

Сделайте конспект ,таблицу начертить в рабочих тетрадях а так же ответить на вопросы….