ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 25.11.2021
Урок № 23
Класс: 3-Б
Учитель: Сухомлин О.М.
Тема: Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери)
Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями размножения и развития животных.
Планируемые результаты:
Личностные УУД :формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способу решения новой задачи.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать свои действия.
Познавательные УУД воспринимать и анализировать небольшие тексты, использовать знаково-символьные средства.
Коммуникативные УУД: умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.
Тип урока: усвоения новых знаний
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, конверты с заданиями для парной работы, презентация, компьютер.
Ход урока
Организационный момент
Домашние ласкаются,
А дикие кусаются.
Они повсюду и везде:
На суше, в небе и в воде,
Лесные есть, болотные.
Зовём мы их… (животные)
А как называется наука о животных ? (Зоология)
А как называют ученых, изучающих животных? (зоологи)
Актуализация знаний
Животных в природе очень много, все они разные.
- Перечислите группы животных по их групповым признакам: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. (собрать схему на доске). Можем ли мы считать схему законченной? Почему?
Последний признак мы с вами определим в ходе нашего урока.
- А на какие группы можно разделить животных по способу питания (всеядные, хищники, растительноядные, насекомоядные)
-Найдите ошибку в составленной цепи питания: Кукуруза – мышь- сова
Составьте цепи питания животных: (составляют цепи питания на доске)
Морковь-заяц-лиса
Трава-кузнечик-лягушка-змея-стриж
- С чего всегда начинаются цепи питания (с растений)
- А почему? (потому что только растения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества: сахар и крахмал).
Молодцы!
Постановка темы и учебной задачи
Прежде чем приступить к работе, давайте подумаем все ли взрослые сразу родились ими? Кем вы приходитесь для своих родителей? То есть у людей – ребенок
Я предлагаю вам соединить пары однокоренных слов.
А у волка – волчонок
У медведя- медвежонок
У утки – утенок
У коровы – теленок
У лошади – жеребенок
По какому признаку вы связали корову-теленка, лошадь – жеребенка. (по лексическому значению)
А у бабочки … ?
Эту загадку мы с вами должны решить на уроке.
Как вы думаете, о чем же мы будем сегодня говорить?
Какие вопросы вы можете задать в начале урока, чтобы мы могли получить ответ в конце урока?
Работа с учебником
Откроем учебник на стр.100. Сейчас вы будете работать в паре. Перед вами лежат конверты. Вам необходимо ознакомится с научно-познавательным текстом и составить схему размножения для вашей группы животных.
Группа животных | Схема развития |
Насекомые | |
Земноводные | |
Рыбы | |
Пресмыкающиеся | |
Птицы | |
Млекопитающие | |
Самопроверка выполнения схем.
Физминутка
Закрепление изученного материала
Индивидуальная работа
Возьмите пожалуйста карточку №1 «Размножение животных».
Вам необходимо отметить знаком «+» верный способ размножения для каждой из групп животных. Взаимопроверка в паре. Сверьте ответы своего напарника с экрана.
- Какой вывод по таблице мы может сказать, назовите сходства и различия в размножении групп животных.
- Чем отличается размножение и развитие млекопитающих от развития других животных?
- Все ли животные заботятся о своём потомстве? (Нет не все, бабочки и лягушки не заботятся)
- Расскажите, как заботятся о птенцах птицы ? (Строят гнёзда, откладывают яйца, насиживают их, согревают своим теплом. Птенцы рождаются голыми, беспомощными, родители кормят их и защищают от врагов). А знает ли кто то , интересный факт о пингвине? Кукушке?
- Расскажите, как заботятся о своих детёнышах звери. (с. 103-104)
Послушайте пожалуйста этот звук? Узнали ли вы кто это? (дельфин)
А сейчас давайте вспомним с вами млекопитающего, который обитает в акватории Черного моря и занесен в Красную книгу. Кто же это? (Дельфин-афалина). Интересные факты о развитии детенышей афалины нам расскажет. …. (включаю видео о дельфинах).
Самка вынашивает детеныша в течение 12 месяцев, она становится очень неуклюжей и медлительной. Детеныш рождается хвостом вперед, и мать помогает ему выплыть на поверхность, чтобы он сделал свой первый вдох. Вначале детеныш питается лишь только молоком матери, которое очень жирное и питательное, и постоянно плавает рядом с ней, но постепенно становится более самостоятельным и заканчивает питаться молоком примерно к полутора годам. Вид черноморская афалина занесен в Красную книгу России. Вылов черноморской афалины строго запрещен с 1966 года. Ученые прикрепляют к их плавникам специальные датчики, которые позволяют исследователям изучать местоположение и поведение афалин. Каждый год несколько особей черноморских афалин отлавливается для дельфинариев и океанариумов.
В конце нашего урока давайте проверим себя еще раз. Я зачитываю вам начало предложения, вы его продолжаете. Будьте внимательны.
Какой вывод мы можем с вами делать ?
Делаем вывод по общей схеме групповых признаков (что группы различаются не только внешними признаками, но и способами размножения.
Итог урока. Рефлексия.
Получили ли вы ответы на ваши вопросы?
Какие тайны вам открыла природа?
Что на ваш взгляд было особенно интересным на нашем уроке?
Продолжите фразу: Сегодня я узнал, что….
А знаете ли вы, какой особенный день отмечается в последнее воскресенье ноября? (ДЕНЬ МАТЕРИ).
Нет дороже слова МАМА!
Попробуйте описать свою маму с помощью трех прилагательных
Обязательно поздравьте своих мам!
Домашнее задание
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Достройте модель аппликацию. Вырежьте рисунки из приложения и правильно расклейте.
Приложение
Учебник: стр. 100-104 прочитать, ответить на вопросы.
Рабочая тетрадь стр. 44 заполнить