СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по русской литературе "А.С.Пушкин "Метель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • познакомить учащихся с содержанием повести «Метель», рассмотреть особенности композиции;                                            раскрыть роль эпиграфа, проследить развитие интриги в произведении;
  • прочувствовать настроение текста, созвучное музыкальным и художественным произведениям.
  • рассмотреть композицию повести, ее элементы.

Просмотр содержимого документа
«поурочный план по русской литературе "А.С.Пушкин "Метель"»

Дата: _________________

Класс: ________________


Уроки № 24-25-26


Тема уроков: А.С.Пушкин. «Метель». Герои повести


Цель:

  • познакомить учащихся с содержанием повести «Метель», рассмотреть особенности композиции; раскрыть роль эпиграфа, проследить развитие интриги в произведении;

  • прочувствовать настроение текста, созвучное музыкальным и художественным произведениям.

  • рассмотреть композицию повести, ее элементы.


    Обучающая:

  • формирование умения видеть мифологические корни авторского эпического повествования, взаимоотношение человека и природы как основы художественной культуры;

  • дать понятие о языческих образах.

    Развивающая:

  • развивать умение анализировать и сопоставлять тексты одного автора;

  • формировать навыки выразительного чтения;

  • развивать коммуникативные способности.

    Воспитательная:

  • прививать интерес к русской классической литературе;

  • формирование интереса к изучению творчества А.С Пушкина;

  • воспитание чувства уважения к своей личности, чувства толерантности, воспитание в себе личности думающей, умеющей противостоять трудностям, формирование духовного мира учащихся, верность слову, долгу, чести – основные качества главных героев повести.


    Тип урока № 1: Урок изучения нового материала.

    Тип урока № 2: Урок применения знаний и умений

    Тип урока № 3: Обобщения знаний.

    Методы: аналитическая беседа, эвристическая беседа, индивидуальные задания.

    Оборудование:

    • «Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.


    Цели урока № 24:

    Образовательные:

    • обеспечить в ходе урока освоение, повторение, закрепление основных литературоведческих понятий о структуре произведения;

    • сформировать и закрепить следующие специальные умения по данному вопросу: структура произведения (тема, идея, фабула, сюжет, композиция произведения);

    • добиться, чтобы учащиеся за урок обрели определенный запас по литературоведческим вопросам;

    • закрепить знания учащихся и научить самостоятельно проводить структурный анализ произведения.

    Развивающие:

    • продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения обобщения;

    • развивать интерес к учению (применение мультимедиа);

    • развитие интеллекта (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления);

    • формирование положительного отношения к учению, интересов, способностей.

    Воспитательные:

    • содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей урока;

    • воспитание чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.

    Оборудование урока. Мультимедиа.

    Оценка

    • наблюдение во время фронтальной, самостоятельной работы;

    • фронтальный опрос, индивидуальные ответы учащихся.

    Знать:

    • историю создания А.Пушкиным книги «Повести Белкина»;

    • особенности построения произведения;

    • особенности сюжета произведения;

    • композицию произведения.

    Уметь:

    • определять тему, идею, композицию, конфликт произведения;

    • выделять логически завершенные части произведения и озаглавливать их.


    ХОД УРОКА

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя,

    То по кровле обветшалой

    Вдруг соломой зашумит,

    То, как путник запоздалый,

    К нам в окошко постучит.

    I. Организационный момент.

    II. Определение темы урока.


    - Ребята, я  хочу начать сегодняшний  урок с классической музыки, которую написал великий композитор Георгий Свиридов. Давайте внимательно ее послушаем. (Звучит музыка Г.Свиридова «Метель»)

    – Ответьте на следующие вопросы:

    • Каковы ваши первые впечатления?

    • Какую картину вы представили?

    • О чем эта музыка?

    Именно на произведение «Метель» Свиридов написал свою композицию. Смог ли композитор передать то, что хотел сказать нам  А.С.Пушкин?  Это нам предстоит выяснить сегодня на уроке. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

    Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Метель» (Написано  на доске)

    3. Постановка цели урока

    – Какие цели поставим для себя? (Выяснить сюжет, разобрать)

    – Каким образом мы с вами будем достигать цели? (Тема, идея, эпиграф, композиция, образы.)

    – Начнем с темы произведения?  О чем это произведение? (О любви, преданности.)


    III. Изучение новой темы.

    1. Слово учителя о А.С.Пушкине (сл. 2).

    Знакомиться с именем А.С.Пушкина каждый начинает с детства. Читая его сказки, мы погружаемся в удивительный мир поэзии и мудрости. В школьном возрасте наслаждаемся поэтическими зарисовками зимнего утра, зимнего вечера. Пушкин стал героем произведений русских писателей и поэтов 20 века. Вот как говорит о лирике А.С.Пушкина поэтесса М.И.Цветаева: «Глядя назад, теперь вижу, что стихи Пушкина для меня до семилетней и семилетней были – ряд загадочных картинок…» («Мой Пушкин»)

    1. Учитель читает строки стихотворения А.С.Пушкина, взятого эпиграфом к уроку (сл. 3):

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя,

    То по кровле обветшалой

    Вдруг соломой зашумит,

    То, как путник запоздалый,

    К нам в окошко постучит.


    • Какой образ рисует поэт в этих строках? Из какого они стихотворения? (ответы учащихся)

    • Какими изобразительно – выразительными средствами рисуется картина непогоды? (учащиеся называют олицетворение (метель как одушевленное существо), сравнения (метель сравнивается с воем зверя и плачем ребенка), эпитеты, звукопись (нагнетение глухих т, ш, с не очень приятны для слуха; звуки л, у, о передают заунывный тон метели)

    • Послушайте фрагмент статьи Всеволода Рождественского об этом стихотворении: «Посмотрите, с какой художественной четкостью описывает Пушкин эту привычную для него вьюгу. Он не довольствуется прямым замечанием: выла вьюга. Его глаз, его ухо отмечают в ней различные оттенки, обычно скрытые от поверхностного наблюдателя. Сначала идет чисто зрительное впечатление: небо покрыто мглою, неистовый ветер кружит в поле снежные вихри.… Но дальше поэт переходит к самому голосу вьюги, к слуховому ее ощущению…его слух ясно различает всевозможные оттенки и переходы: то это завывание зверя (вернее всего, волчий вой), то плач ребенка, то просто шорох соломенной крыши, то стук в окошко. И все это дано поэтом через простые сравнения с самыми обычными явлениями русской деревенской жизни… Пушкин здесь щедро пользуется глаголами. Судите сами. Что делает вьюга? Она «кроет небо», «кружит вихри», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Разнообразны производимые ею звуки, но все они сливаются в музыкальном строе строфы.»

    • Какие средства выразительности увидел Всеволод Рождественский в этом стихотворении, которые не заметили мы с вами? (Если учащиеся затрудняются с ответом, то обратить их внимание на глаголы – все они динамичны по своей семантике: вьюга «кроет небо», «кружит вихри», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко» (в 8 строках 6 глаголов).)

    • Что помимо глаголов передает динамику смены образов и настроение стихотворения? (Хорей (учащиеся отхлопывают ритм стиха).)

    • Каков ритм стихотворения? (Картина оживает, метель показана как некое существо, создающее хаотичное движение).


    1. Работа со словарями (сл. 4).

    • А что же такое метель? (ответ учащегося, который выписал к уроку толкования слова метель из словаря С.И.Ожегова и В.И.Даля).


    1. Чтение стихотворения «Бесы» стр.106-107.

    • А теперь прослушайте отрывок из стихотворения «Бесы».


    1. Вопросы по тексту.

    • Каково настроение лирического героя?

    • Каковы ваши ощущения после прочтения отрывка?

    • В чем отличие в описании стихии в этом стихотворении от предыдущих? (Не просто динамичность, олицетворение, но изображена злая сила, вполне одухотворенная; создается вращающееся движение вокруг путника).


    • Почему А.С.Пушкин выбирает метель?

    • Когда в тексте впервые появляется образ метели? (В эпиграфе).

    • Давай его прочитаем. Какая метель перед нами? Какие образы предстают перед читателями?

    • Из какого произведения взят эпиграф? (В.А.Жуковский «Светлана»)

    • О чем это произведение?

    • Как вы думаете, почему А.С.Пушкин взял эпиграф именно из этого произведения? (Невеста – «жених-призрак» – «подлинный жених». Пушкин нам намекает на события.)

    • Давайте выясним, кто в повести «жених-призрак», а кто - «подлинный жених».


    IV. Работа с текстом повести А.С.Пушкина «Метель».


    1. Найдите описание метели в повести (после того, как учащиеся находят описание метели, сл.7).

    Вопросы: (сл. 8)

    1. Сравните описание метели с предыдущими отрывками.

    2. Каков «характер» метели? Как она выглядит?


    2. Сообщение учащегося об образах славянской мифологии (5 минут; сообщение сопровождается показом слайда 9; каждая новая иллюстрация запускается по щелчку)

    Текст сообщения. Пушкинский образ метели заставляет нас вспомнить времена, когда природа древним человеком одушевлялась. Солнце, звезды, деревья жили в древних мифах наподобие людей. Особенность славянской мифологии – ее слияние с силами природы. Кругом были боги, духи, которые делились на злых и добрых. Славяне придерживались типичного для земледельческих племён календаря с праздниками, падавшими на солнцевороты и равноденствия, они верили в духов лесных, ответственных за стихии и важные фазы развития урожая. Перед вами Макошь богиня плодородия, судьбы, женских работ. Велес – бог и покровитель скота, богатства, его почитали и как бога мудрости и поэзии. Сварог – бог неба и огня, источник вечной жизни. Человек слушал раскаты грома, видел молнии и думал о грозном боге Перуне – ему подвластны все явления природы. Поэтому Пушкину ничего не нужно было выдумывать, создавая образ стихии. Он просто обратился к древнему мифологическому восприятию мира.


    3. Работа с сюжетом повести «Метель».

    1. Маша и Владимир (сл. 10).

    А. На какой поступок Маша и Владимир решились? (побег)

    Есть ли в тексте предзнаменование, что замысел молодых людей добром не кончится? (сны Маши перед побегом (видит окровавленного Владимира, себя, летящую «в темное, бездонное подземелье»); беспокойство и недомогание (головная боль); на дворе разыгралась метель)

    Зачитайте отрывок из повести, в котором описывается непогода на дворе. (Как только учащиеся находят нужный отрывок, учитель нажимает левой клавишей мыши, отрывок показывается на экране).

    Почему Маша названа преступницей? (преступила закон нравственный, христианский, повелевающий просить благословения перед вступлением в брак у своих родителей).


    Б. Ребята, как вы считаете, можно ли назвать чувства Марьи Гавриловны и Владимира подлинной любовью? (сл. 11) (Обращаю внимание учащихся на иронический тон повествования: “Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик”; И дальше история их любви излагается в том же ироническом тоне: “само по себе разумеется”, что прапорщик пылал равною страстью, само собою разумеется, что родители запретили дочери и думать о нем, что свидания продолжались в уединенных и поэтических местах, с взаимными клятвами в вечной любви и сетованиями на судьбу, что между молодыми людьми шла секретная переписка, что в конце концов Владимир предложил бежать и обвенчаться тайно, - и, “разумеется”, эта счастливая мысль “весьма понравилась романическому воображению Марьи Гавриловны”. Рассказ о героине продолжается и дальше в том же духе: здесь и длинное прощальное письмо к чувствительной подруге, и письмо к родителям, где она прощалась с ними “в самых трогательных выражениях, извиняла свой проступок неодолимою силою страсти и оканчивала тем, что блаженнейшею минутою жизни почтет она ту, когда позволено будет ей броситься к ногам дражайших ее родителей”. Пушкин не забыл даже сообщить о тульской печатке, которою героиня запечатала оба письма, что на ней были изображены два пылающих сердца с соответственной надписью. Во всем этом нет ни одного намека на искреннюю любовь).

    В. После тайного выезда из родительского дома автор на время оставляет Марью Гавриловну, «поручив барышню попечению судьбы и искусству Терешки кучера», и переключает внимание читателей на Владимира.

    Расскажите, что происходит с героем? ( Метель водит его по полю и кружит по сторонам, толкает в овраг измученного коня, встает небывалой и обманчивой рощей, долго водит по лесу и выпускает на неведомую равнину, “устланную белым волнистым ковром”)

    Каково состояние героя? (страх, выбивается из сил)

    Г. Обратимся к тексту (сл. 12).

    «Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. Церковь была заперта. Владимир заплатил проводнику и поехал на двор к священнику. На дворе тройки не было. Какое известие ожидало его!»

    Так какое же известие ожидало его? Когда читатель об этом узнает?

    Д. Как складывается дальнейшая судьба героев? (сл. 13)

    Маша:

    1) «открылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба»;

    2) Смерть отца и отъезд из Ненарадово;

    3) Душевное состояние (печаль).

    Владимир:

    1) «нога его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном»;

    2) отъезд в армию, ранение под Бородино;

    3) «он умер в Москве, накануне вступления французов.


    2. Работа со слайдом 14.

    • Что же такое метель в повести? (рок, судьба)

    Есть ли какое-нибудь отличие в ее изображении от фрагментов из других произведений А.С.Пушкина? (Разрушительную функцию метели учащиеся увидят сразу: метель вмешивается во взаимоотношения Маши и Владимира, уводит Владимира прочь от церкви; у метели есть еще и созидательная сила: разрушив неискреннюю любовь героев, она соединяет тех, кто впоследствии будет по-настоящему любить друг друга; метель в произведении показана как мудрая стихия).


    3. Маша и Бурмин.

    • Расскажите историю Бурмина. Когда он впервые появляется в повести?

    • Истинны ли чувства героев? Можно ли их встречу воспринимать как судьбу, рок?

    (Обратим внимание на рассказ Бурмина: «Приехав... на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда”.)

    • За что судьба прощает Машу и Бурмина? (открывается постепенно сл. 15)

    Маша:

    1) За верную любовь и страдания, она свято хранила память о Владимире («она берегла все, что могло его напомнить: книги, им некогда прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее»)

    Бурмин:

    1) За искреннее раскаяние: понял, что легкомысленно относиться к жизни как своей, так и чужой нельзя;

    2) Он герой Отечественной войны 1812 года «с Георгием в петлице» (Давался за проявленную личную отвагу).


    4. План произведения.


    1. Ненарадовские помещики.

    2. Влюбленные.

    3. Побег.

    а) Приготовления Марьи Гавриловны.

    б) Блуждания Владимира.

    4. Болезнь Марьи Гавриловны.

    5. Смерть Владимира.

    6.Жизнь на новом месте.

    7. Гусарский полковник Бурмин.

    8. Объяснение.


    V. Итог урока.

    VI. Задание на дом.

    Анализ повести «Метель», ответ на вопросы учебника (устно)


    Цель урока № 25:

    Учащиеся познакомятся с содержанием повести.

    Задачи

    А) По содержанию урока

    • учащиеся проанализируют повесть;

    • рассмотрят отдельные эпизоды, будут комментировать прочитанное, будут развивать интерес к творчеству А.С.Пушкина, к проблеме поставленной в произведении.

    Б) По критическому мышлению

    • учащиеся будут анализировать, оценивать содержание;

    • расширять свой кругозор, совершенствовать культуру речи, систематизировать прочитанный материал, выделять главное, развивать познавательные способности, развивать интерес к получаемым знаниям, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, защищать мнение группы;

    • работать на аудиторию.

    В) По организации деятельности на уроке

    • учащиеся будут работать коллективно, в группах;

    • совершенствовать коллективистские отношения, учиться слушать друг друга, учиться высказывать, защищать свою точку зрения;

    • оценивать свою деятельность и деятельность товарищей на уроке.

    Оборудование. Мультимедиа

    Оценка

    • наблюдение во время самостоятельной работы.

    • оценка учащимися в контрольных листах.

    • фронтальный опрос.


    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.


    1. Кто является главным героем повести «Метель»? (Марья Гавриловна, богатая невеста, и бедный армейский прапорщик Владимир).


    2. В чем авторская ирония по отношению к этим молодым лю­дям? («Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, сле­довательно, была влюблена». Рассуждение: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жес­токих родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? «Разумеется, что эта счастливая мысль спервапришла в голову молодому человеку и что она весьма понравилась роман­тическому воображению Марьи Гавриловны»).


    3. Когда игра кончается и становится страшно за героев?

    Когда Марья Гавриловна поняла, что видит своих родных по­следний раз.

    Когда Владимира закружила метель (прочитать и вспомнить стихотворение «Бесы»).


    4. Почему автор начинает рассказ об одном герое, бросает его, уходит к другому?

    1.Литературный прием.

    2.Герои разными путями приезжают к церкви.


    5.Чем закончится похищение Марьи Гавриловны?

    Ничем. Утром она встанет и придет к завтраку, а вечером сляжет в го­рячке.

    6.Что же было в церкви, что произошло?

    Никто ничего не скажет, Владимир исчезнет.

    Слово учителя.

    Метель, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе всех трех героев, не ощущается той страшной и враждебной человеку си­лой, которая рисовалась Пушкиным в стихотворении «Бесы».

    Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она «помогла» раскрыться характеру каждого из них. И она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, устланную белым волнистым ковром, как пишется в том месте повести, где Владимир, проплутав до полуночи, выехал к незнакомой деревне.

    Эта белая, застывшая равнина — словно предвестие судьбы бедного армейского прапорщика», который будет смертельно ранен под Бородином и успокоится навеки.

    На страницах повести слышен голос очевидца событий конца Отече­ственной войны 1812 года. «Полки наши возвращались из-за границы. На­род бежал им навстречу. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, воз­вращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «Отечество»! Как сладки были слезы свидания».

    Этого не вычеркнешь из биографии всех русских людей, включая и Марью Гавриловну, и Бурмина.


    7. Какие исторические события заслоняют собой историю Марьи Гавриловны и Владимира?

    (Война 1812 года, на которой в битве при Бородине Владимир будет ранен, а затем уже в Москве умрет).


    8. Как сложится дальнейшая жизнь Марьи Гавриловны и удаст­ся ли ей найти свое счастье?

    9.Так что же было на самом деле в церкви?

    10.Кто из героев истинно романтический герой?

    Слово учителя

    Подводя итог нашей беседы, можно сделать вывод о смысле названия повести, который заключается в том, что стихия распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила их пройти через страдания, и вознаградила за все пережитое.

    Содержание этой истории больше, чем ее понимают герои. Как и во всех дру­гих повестях Белкина, в «Метели» события оцениваются разными героями по раз­ным шкалам ценностей.


    III. Побуждение. (10 минут)


    • А. С. Пушкин в коротких повестях, составляющих цикл "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", анализирует жизненные ситуации, имеющие решающее влияние на судьбу людей.

    А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба.
    Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.

    • Назовите повести, которые вошли в сборник «Повести Белкина».

    Составление кластера. Работа в парах.

    Назовите ассоциации, которые возникают у вас в связи со словом «МЕТЕЛЬ».

    Составим кластер с этим словом.


    • Подумайте, почему влюбленные решаются на столь безрассудный поступок, как побег? (1 группа)


    • Найдите в тексте описание свидетелей, найденных Владимиром.

    • О чем говорят их характеристики? Как автор относится к предстоящему венчанию? (2 группа)


    • Найдите все случаи использования слова «тайна» и синонимичных ему слов. (3 группа)

    • «Какое событие ожидало его!»

    • «Священник, отставной корнет, усатый землемер и маленький улан были скромны, и недаром!»


    • Что могло заставить доселе влюбленного человека так поступить и при этом называть себя «несчастным, для которого смерть остается единою надеждой»? (4 группа)


    IV. Образы героев.


    • Начнем разбирать образы героев.

    1. Центральным персонажем является образ Марьи Гавриловны. Охарактеризуем образ. Найдите в тексте  описание героини.


    1. Образ Владимира. Попытаемся  дать характеристику этому герою. (Предмет, несерьезное отношение автора, бедный армейский прапорщик). Какие свидетели были?(40 летний корнет Дарвин, землемер Шмит в усах и шпорах, мальчик 16 лет, фамилии нет, в конце полусумасшедшее  письмо, смерть.)


    1. Образ Бурмина. (Нет имени, хитрый, бедность, черные глаза.)


    Слово дается ученику, пересказ из текста образа Бурмина.

    Сцена в церкви наизусть пересказывает один ученик.


    4) Образ метели.  Какие атрибуты метели? (Холод, дрожь, ветер сильный)


    • Метель соединяет их судьбы, перечеркивает все. Метель сыграла злую шутку в  жизни героев. Почему повесть так названа? (главный герой в повести – метель.)
      Приступаем к раскрытию для нас новой терминологии, как композиция (на доске определение слова)

    Композиция – это построение художественного произведения. Зачин, развитие действия, кульминация, развязка.
    Зачин – жизнь Марьи Гавриловны и любовь с Владимиром.
    Развитие действия – переписка, согласие Маши на брак.
    Кульминация – венчание Маши «не он, не он».
    Развязка – рассказ Бурмина.


    V. Работа в тетрадях. Составление таблицы.


    Вопросы

    «Бесы»

    «Метель»

    Место действия

    Чистое поле, неведомые равнины


    Время действия

    Зимняя ночь


    Стихийное явление

    Вьюга


    Пейзажные образы

    Тучи, невидимка-луна, снег, мутное небо, ночь мутна, вьюга, овраг, поле, белеющие равнины.

    Цвета

    Мутный, белый, чёрный (тьма)


    Результат действия стихийных сил

    Все дороги занесло, сбились с дороги


    В чём причина?

    «В поле бес нас водит, видно, / Да кружит по сторонам»



    VI. Итог урока.

    VII. Домашнее задание.


    Закончить таблицу.


    ХОД УРОКА 26

    1. Оргмомент. Повторение.

    Тест по  произведению «Метель»

    1. Жанр произведения – …

    а) рассказ
    б) роман
    в) повесть

    2. «Метель» была написана Пушкиным в …

    а) Болдино
    б) Одессе
    в) Михайловском

    3. Персонаж, рассказавший о том, что произошло в церкви в метельную ночь

    а) Марья Гавриловна
    б) Бурмин
    в) Владимир

    4. Начавшая перед побегом Маши метель

    а) изменила ее планы
    б) было предзнаменованием
    в) никакого впечатления

    5. Тема произведения

    а) трагическая любовь
    б) счастье человека
    в) превратности судьбы


    1. Тема урока.


    - Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас принять участие в творческой мастерской.

    Тема нашего занятия: создание сочинения-эссе по повести А.С.Пушкина «Метель».

    Как мы будем работать на уроке?

    читать – вдумчиво

    писать – грамотно

    слушать – внимательно

    говорить – внятно, доступно

    Что мы должны знать и уметь, чтобы создать творческую работу?


    1. Побуждение


    • Чтобы настроиться на нужный лад, предлагаю совершить виртуальное путешествие в мир Зимы, чтобы понять, какую роль играет метель в жизни героев и повести вообще.

    • А теперь, давайте вместе составим кластер, который нам поможет в осмыслении прочитанного произведения.

    • У каждого из вас свое отношение к повести

    • А мы сейчас с вами попробуем высказать коллективное мнение об этом произведении. Каждая группа получит задание и постарается выполнить его в течение 3-х минут, выразив свои мысли в 3, 4 предложениях

    IV. Осмысление


    - Ну, что же, основной материал для размышления получен, и мы приступаем с вами к семинару по письму.

    Познакомимся, какой жанр называется эссе.

    Эссе – специфическая форма, отзыва, повествующая о предмете только в той мере, в какой он произвел впечатление на автора.

    Автор эссе анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса.

    Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем манера изложения.

    Стиль эссе отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, разговорной лексикой.

    Для написания эссе часто используют форму дневника или письма

    (Зачитывается пример создания эссе)


    Метель в повести А.С. Пушкина (сочинение-раздумье)

    А.С. Пушкин часто размышлял о роли случая в жизни человека. От чего зависит человеческая судьба? Насколько предопределены события? Может ли человек сам менять свою жизнь? Эти вопросы Пушкин ставил во многих своих произведениях, одним из которых является повесть «Метель». Герои повести – мечтательная провинциальная барышня Марья Гавриловна и бедный прапорщик Владимирлюбят друг в друга. Но так как их родители против их отношений, молодые люди решили, что нужно бежать и в тайне от всех обвенчаться. Все было уже подготовлено, но тут и вмешалась судьба в образе метели: замела дороги, закружила жениха в поле, а вместо него привела в церковь совершенно другого человека, проезжего незнакомца, который и стал мужем бедной девушки. Метель здесь является олицетворением злых сил, вмешавшихся в человеческую жизнь. И вмешательство это весьма трагично. Владимир погиб на войне. Марья Гавриловна не может выйти замуж, так как у нее есть муж, которого она даже не знает. Офицер, который вначале считал все веселой шуткой, понимает, как опасно бывает шутить с судьбой, ведь он связан пожизненными узами с незнакомым ему человеком. Судьба вмешалась в жизнь героев еще раз. Она познакомила Марью Гавриловну с Бурминым. Они полюбили друг друга, но считали, что счастье для них невозможно. И лишь открывшись, рассказав о том, что случилось когда-то давно, они узнали, что это они и были героями той истории. Так чем же все-таки является метель? Олицетворением зла, разрушившего счастье героев, или добра, соединившего любящие сердца, пусть и через много лет? Скорее всего, это просто судьба, которая вершит человеческие дела и держит в своих руках нашу жизнь.


    Что принесла метель героям повести А.С. Пушкина "Метель" (сочинение-размышление) Повесть А.С. Пушкина «Метель» входит в цикл «Повести Белкина». В этих коротких произведениях с занимательным сюжетом автор ставит ряд вопросов философского характера. Одним из нихбыл вопрос о том, как влияют на судьбу человека различные жизненные ситуации, случайности. Повесть «Метель» рассказывает о роковой случайности, которая перевернула жизнь героев: метель спутала все их планы, «подменив» женихов. Героиня повести Марья Гавриловна была заурядной провинциальной барышней. Как и многие другие, она была воспитана на французских романах. Влюбившись в бедного прапорщика Владимира, она получила все, о чем мечтала: романтическую любовь, прогулки под луной, приключения, тайное венчание с побегом из дома. Все развивалось по законам романтического жанра. И тем необычнее развязка. Метель, разыгравшаяся в назначенный день, сыграла злую шутку: вместо Владимира под венцом оказался незнакомец, тут же исчезнувший из жизни Марьи Гавриловны. Казалось бы, ситуация трагична: Владимир в отчаянии ушел на войну и погиб, Марья Гавриловна замужем неизвестно за кем. А офицер, которому шутка вначале показалась забавной, вернулся с войны и уверен, что для него невозможно семейное счастье, ведь у него есть жена, хоть он и не знает, кто она. И вновь вмешивается судьба, случайность, сведя вместе Марью Гавриловну и Бурмина, дав им возможность полюбить друг друга. Размышляя о роли случая в жизни человека, Пушкин верил, что случайность часто играет решающую роль. Неведомые силы могут пошутить над человеком очень жестоко, но если доверитьсяим, они могут и принести счастье.


    VI. Учимся у мастеров.

    С детства запомнилось мне стихотворение Никитина «Утро».

    Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

    Белый пар по лугам расстилается…


    Читая это стихотворение, я видел угасающие звезды, разгорающуюся зарю и алый свет ее, окрашивающий землю и кусты лозняка.

    Я ощущал прохладную влажность воздуха свежесть росы, брызнувшей с ветки, задетой плечом, на чуть приметной тропинке, спускающейся к речке. Я был благодарен поэту: простыми словами он показал мне красоту земли, пробудил любовь к родной природе, и природа стала ближе и понятнее мне.

    (А. Перегудов.)

    - Что мы называем темой текста?

    - Как может выражаться идея темы текста?

    - Какие художественно-изобразительные средства можно использовать в сочинении-эссе?


    • Определите для себя тему написания сочинения. Посоветуйтесь с партнером, обменяйтесь мнениями.

    • Составьте кластер по своей теме.

    • Отметьте наиболее интересные части, определите последовательность частей.

    • Начните работу над черновиком.

    • Обменяйтесь черновиками. Найдите «изюминку», лучшее в работе товарища.

    • Исправьте, уточните черновые записи.

    • Обсудите в группе созданные черновые работы. Выберите лучшую работу.


    VII. Итог урока.

    VIII. Домашнее задание.

    Написать сочинение на заданную тему.




  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!