Поурочный план по биологии в 6 классе
Урок 14 Дата_________
Тема: «Почвенное питание растений»
Цель: расширить представления учащихся о процессе питания.
Задачи:
- обучающие: раскрыть сущность почвенного питания растений.
- развивающие: развивать представление об особых способах питания растений; развивать умения устанавливать взаимосвязь, использовать результаты эксперимента для доказательства явлений или процессов.
- воспитательные: продолжить формирование культуры общения друг с другом и с объектами живой природы.
Планируемые результаты:
Предметные: определять сущность почвенного питания растений, приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений.
Метапредметные: объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Доказывать с помощью эксперимента роль корневого давления в передвижении воды с минеральными веществами.
Личностные: самостоятельно проводить эксперименты.
УУД: познавательные: самостоятельно проводить эксперименты.
Основные термины и понятия: почвенное питание, корневое давление, плотоядные растения, растения – паразиты.
Основное содержание:
1. Почвенное питание, корневое давление.
2. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Роль удобрений в формировании урожая.
3. Особые способы питания растений. Плотоядные растения и растения-паразиты.
Ресурсы:
Основные: учебник с. 94 – 95
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник, тетрадь.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний
1. Перечислите процессы жизнедеятельности живых организмов (по цепочке).
2. Постановка познавательной задачи. (1 слайд)
В почву попало семя диаметром 5 мм, а выросло громадное дерево высотой 25 м. За счет чего происходит рост растения? (питания)
Так какую тему мы будем сегодня изучать? (питание растений).
Сегодня мы рассмотрим именно почвенное питание растений. (Тему пишут в тетрадь)
Какие цели мы ставим сегодня на уроке? (см. ВЫ УЗНАЕТЕ с. 94 учебник)
А что для этого должны вспомнить? (корень…)
Сегодня мы работаем дружно:
1 задание: Определите и подпишите зоны корня.
2 задание: работа с текстом (вставить пропущенные слова)
Текст: Благодаря корневым волоскам всасывающая поверхность корня _____________ в десятки и даже сотни раз. Корневые волоски работают как крохотные _________, которые всасывают из почвы воду с растворёнными в ней _______________ веществами. Зона всасывания подвижна, она меняет своё место в почве в зависимости от _________ корня. Корневые волоски живут несколько дней и отмирают. Зона всасывания возникает на вновь вырастающем участке корня.
Слова: роста, увеличивается, минеральными, насосы.
Молодцы, вспомнили необходимый для урока материал.
III. Осмысление изучаемого материала
1.Сущность процесса питания.
Что такое питание? Питание – это процесс получения питательных веществ и энергии.
Для чего организмам нужны питательные вещества? Энергия? Что является источником энергии для растений?
2. Особенности питания растений.
В каких питательных веществах нуждается растение?
Откуда растение берет неорганические вещества? Органические вещества?
Почему у растений два способа питания?
Работа с учебником (стр. 94).
растения не имеют специальной пищеварительной системы;
питательные вещества образуются в клетках или проникают в них через клеточные мембраны;
есть почвенное и воздушное питание растений.
Почвенное питание растения и роль корня в нем.
Что является органом почвенного питания?
Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей?
Почему растение всасывает только те вещества, которые ему необходимы? (сущность процесса диффузии).
Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?
Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх? (корневое давление и испарение воды листьями).
Значение минеральных солей.
Почва. Пути повышения плодородия почвы.
Почва - это верхний плодородный слой земли.
Плодородие - это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым.
А что необходимо растению? Как человек может повысить плодородие почвы?
Виды удобрений. Правила внесения удобрений (соблюдение норм, влажная почва, своевременность, учет биологических особенностей растений)
3. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Роль удобрений в формировании урожая (см. работа с текстом учебника).
4. Особые способы питания растений (растения – хищники и растения – паразиты)
IV. Закрепление
Тест «Да-нет», подведение итогов урока.
V. Домашнее задание
§36 стр.94 – 95, подготовить сообщения о хищных растениях, растениях-паразитах, гидропонике.
VI. Рефлексия. Анализ выполнения поставленных учителем образовательной, развивающей и воспитательной задач к уроку и целей урока, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.