Цели обучения, которые достигаются на данном уроке | 7.3.4.5 классифицирует экологические проблемы почв и предлагает пути их решения | |
Цели урока | Все классифицирует экологические проблемы почв и предлагает пути их решения Большинство могут объяснить причины возникновения экологических проблем, анализируют информацию, рассуждают, делают выводы о причинахэкологических проблемах почв. Некоторые работают с разными источниками информации, анализируют, полученную информацию, оценивают последствия и предлагают свои пути решения экологических проблем почвенных ресурсов своего региона. | |
Навыки уровня мышления | Знания, применение, анализ | |
Критерии успеха | Знают экологические проблемы почв, объясняют причины проблем, находят пути решения | |
Языковые цели | Лексика и терминология, специфичная для предмета: почвенные ресурсы, деградация, дефляция, мелиорация почв, эрозия почв Набор полезных фраз для диалога и письма: Мелиоративные работы, связанные с сохранением почвенного покрова. Я считаю………..В будущем …………может бытьПути решения проблем……………… Письмо: оформление постеров, заполнение таблиц, эссе; Чтение: работают с текстом учебника по составлению глоссария; осознанное чтения текста, выделение главного; Слушание:приработе в группах; Говорение:устно обмениваются мнениями в группе,выступают, презентуя свои работы. | |
Привитие ценностей | «Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, уважение, сотрудничество, открытость»: формирование бережного отношения природы. толерантное отношение друг другу и умение работать в группе. | |
Межпредметные связи | Биология, химия, естествознание. | |
Навыки использования ИКТ | навыки работы с интерактивной доской, презентацией | |
Предварительные знания | Знают состав и структуру почв, различие почв по регионам, особенности почв своей местности. | |
Ход урока | |
этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |
Рефлексия эмоционального состояния и настроения. 2 мин. 7 мин 3 мин | Тренинг, позитивный настрой на урок Психологический настрой «Золотая рыбка». Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Сегодня у вас есть такая возможность. Поймайте «золотую рыбку» из аквариума. Загадайте желание на сегодняшний урок. Деление на группы: предлагаю конфеты с разными фантикамиНа 3 группы по 4 человека Актуализация знаний Проверка домашнего задания (И). Прочитайте текст и исправьте ошибки. Почвы Западного Казахстана На севере Западного Казахстана распространены каштановые почвы, плодородие, которых увеличивается с севера на юг. Это связано с уменьшением уровня увлажнения от 300мм на севере и менее 200мм на юге. Богатый растительный покров способствует накоплению гумуса. По механическому составу, каштановые почвы делятся на глинистые, песчаные, с низкой водопроницаемостью, которая сдерживает рост растений. Эти почвы не возможно использовать для земледелия, так как снегозадержание не достаточно для выращивания зерновых культур. Поэтому их используют только для животноводства. Критерии | Дескрипторы | Умеет классифицировать тип почвы по свойствам | - Знает особенности почв местности - Умеет связать свойства почв с внешними факторами - Связывает особенности почв с экологическими факторам | ФОвзаимооценивание в парах. За каждую исправленную ошибку 1 балл и 1 балл за аргументирование исправлений. 10 -12 баллов 6-9 баллов Менее 6 баллов Определение темы. Чтобы начать новую тему урока учитель показывает презентацию Актуализация знаний Рассмотрите изображения и ответить на вопросы: Какие нарушения экологического состояния почв вы заметили на картинках? Купили бы вы эти почвы для своего хозяйства?3. Сделайте выводы о теме урока. Из параграфа39 -40 и назовите основные понятия. Учащиеся по цепочки называют понятия. Учитель в презентации предлагает при помощи глаголовЗнать…….. Сгруппировать…………….. Предложить…………. определяет цели урока. | Аквариум, «Золотая рыбка». Конфеты Текст «Почвы Западного Казахстана» Презентация Текст учебника | |
Изучение нового материала 7 мин 1 мин 7 мин 7 мин Первичная проверка уровня усвоения знаний 5мин | Задание 1.Работа в группе. Создать постер по теме «Почвенные ресурсы РК» План: 1.Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 29- 30 2.Проведите исследования. Изменяются ли почвенные ресурсы во времени и какие факторы на это влияет. 3.Результаты исследований представьте в виде постера. Критерии оценивания | Дескрипторы. | 1.делает обзор и сравнивает почвенные ресурсы Казахстана и мира 3.анализирует экологическое значение почвенных ресурсов 4. определяет и квалифицируют виды экологических нарушений почв 5. аргументирует причины изменения почв 6. обосновывает вывод об изменении почвенных ресурсов | -
. Воспроизводит понятие природных ресурсов. -
Анализирует состав почвенных ресурсов РК и сравнивает с мировыми показателями -
Различает природные и антропогенные факторы изменения почв -
Оценивает виды изменения природных ресурсов их причины. -
Составляет схемы | ФО «Редакторский совет» Ученики других групп выступают в роли редакторов, а ученик у доски оказывается писателем. Редакторы внимательно слушают защиту исследовательской работы и, опираясь на критерии успеха, указывают на плюсы в работе и высказывают рекомендации по улучшению содержания работы. Физкультминутка У каждого из вас есть огород. Расскажите и покажите, что вы делаете, чтобы почва была более плодородной? (Перекапываем, рыхлим, поливаем, удобряем). Задание 2.(Г) По тексту параграфа выявите виды экологических проблем почвы. И представить в виде таблицы. Вид экологической проблемы | Район распространения | Причины | Последствия | | | | | Критерии оценивания: | Дескрипторы. | -
Знает виды нарушения почв; -
Предвидит последствия антропогенного воздействия -
Ранжирует экологические проблемы; | - Определяет факторы, влияющие на изменение почв; - Определяет изменения; Определяет последствия; - Классифицирует экологические проблемы | ФОвзаимооценивания групп. Группы оценивают таблицу других групп сравнивая с таблицей на слайде. 1-2 несоответствие Молодцы вы на вершине успеха До 5 несовпадений Молодцы вы хорошо потрудились До 10 совпадений Хорошо, но можно лучше Задание 3. (Г) Создайте рекламу своего способа решения экологических проблем почвенных ресурсов -
Изучите способы устранения экологических проблем почвенных ресурсов. -
Предложите свои способы устранения экологических проблем почвенных ресурсов: -
Группа лесостепной и степной зоны. -
Группа полупустынных и пустынных районов -
Группа своей области Критерии оценивания: | Дескрипторы. | -
Ранжирует экологические проблемы почвенных ресурсов; -
Преобразует словесный материал в графический -
Обосновывает предложенные пути их решения | - Классифицирует экологические проблемыпочвенных ресурсов; - Предлагает пути решения экологических проблем почвенных ресурсов | ФО взаимооценивание «Большой палец» Задание 4. На проверку контроля усвоения знаний (И) -
Кпочвенным ресурсам не относятся:А. сенокосы; Б. пастбища; В. земли под автотрассами; Г. Все перечисленные. -
Главное свойство почвенных ресурсов: А. плодородие; Б.равнинность территории; В. отсутствие солончаков; Г.все перечисленные. -
Найдите соответствия. 1 | Ветровая эрозия | А | Возникает только на склонах | 2 | Водная эрозия | Б | Процесс снижение биологической продуктивности почв, приводящий к полному разрушению биологического потенциала | 3 | Антропогенная эрозия | В | Выдувание и перенос мельчайших частиц почвы | 4 | Опустынивание | Г | Является последствием орошения | 5 | Засоление | Д | Самый разрушительный вид эрозии | -
Назовите плюсы и минусы внесения минеральных удобрений. Предложите замену минусам Критерии оценивания | Дескриптор | 1.Знает понятия почвенных ресурсов и их состав 2. Выявляет взаимосвязи причин и последствий 3. Предлагает свои пути решения задач | 1.Воспроизводит термины понятия 2.Анализирует, находит соответствия 3.Оценивает соответствие выводов и предлагает свои пути решения | ФО. Устная похвала учителя. | Текст учебника географии Р.А. Каратобанов Ж.Р. Байметова На стр. 29 -30 Прочитав текст учебника стр 31. И анализируя карту на стр. 33 учебника. | |
Конец урока 2мин 4 мин | Домашняя работа. -
Изучив процесс деградации почв. -
Объясните ккаким потерям приведет деградация почв. -
Свои выводы представьте в виде таблицы, схемы или эссе. Потери от деградации почвенных ресурсов | Экологические | Экономические | Социальные | | | | Критерии оценивания | Дескрипторы | 1.Ранжирует последствия деградации почв 2. Анализируют последствия процессов | Квалифицируетпоследствия деградации почв Оценивает значимость последствий процесса деградации | Рефлексия учебного содержания материала. В конце урока учащиеся проводят рефлексию:- что узнал, чему научился Прием «Автобусная остановка» предлагается обучающимся записать на листочке, какие вопросы остались не выясненными. Что не понял? Далее учащиеся помещают эти вопросы на доске в виде «вагонов поезда» друг за другом. С этих вопросов начинается следующий урок. Рефлексия эмоционального состояния и настроения Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы-смайлики. Вам можно взять один цветок: если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то смайлик с улыбкой; если недостаточно прилагали усилий, то смайлик с обычным лицом; а если чуточку поленились, тогда –смайлик с грустным лицом. | | |