Муниципальное казенное учреждение «Управление образования муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Партизанская средняя общеобразовательная школа»
Урок технологии в 5 классе по теме: «Санитария и гигиена на кухне».
Раздел: Кулинария.
Тема: «Санитария и гигиена на кухне».
Методическое оснащение урока: презентация по теме.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД ( универсальные учебные действия) |
I. Мотивация к деятельности Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок | приветствие проверка явки обучающихся проверка готовности к уроку настрой учащихся на работу | -приветствуют учителя, -подготовка класса к работе -включаются в урок | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке Коммуникативные: умение включиться в урок. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | Послушайте отрывок из стихотворения К.Чуковского «Федорино горе» «Скачет сито по полям, А, корыто по лугам»… «И помчалися по улице ножи: «Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»… Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит… И бежит, бренчит, стучит сковорода: «Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда? А за ними вдоль забора Скачет бабушка Федора: «Ой – ой – ой! Ой – ой – ой! Воротитеся домой!» Мимо курица бежала И посуду увидала: «Куд – куда! Куд – куда! Вы откуда и куда?» И ответила посуда: «Было нам у бабы худо, Не любила нас она, Била, била нас она, Запылила, закоптила, Загубила нас она!» Вопрос: Почему посуда сбежала? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как называется тема сегодняшнего урока? Тема: Санитария и гигиена на кухне (слайд 2-4) | -отвечают -фиксирование темы урока в тетрадь | Личностные: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке. Познавательные: строить высказывания в устной форме. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. |
III. Постановка цели Цель этапа: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели | Исходя из темы урока, мы должны поставить цель урока. Что мы будем изучать? Правильно. Сегодня на уроке речь пойдет о посуде, о правилах ухода за ней, а также о безопасных приемах работы на кухне и первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком. | -отвечают -выбирают оптимальные решения | Познавательные: формирование логических действий. Регулятивные: умение определять цель урока. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы. |
IV. Изучение нового материала Цель этапа: приобретение новых знаний на основе жизненного опыта и с помощью литературы, презентации. | -Давайте для начала вспомним, что такое кухня? Кухня это помещение для приготовления и приема пищи. Историческая справка: Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки». Слово кухня в русском языке не упоминалось до конца 18в. Специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было. Примерно ¼ избы занимала русская печь, она служила для обогрева, хлебопечения и приготовления пищи. Здесь были сосредоточены все принадлежности для готовки. Посуда, найденная при раскопках: из камня, керамическая, металлическая, из бересты. -А как жили наши предки якуты в старину?... Где готовили?...Какими посудами они пользовались?... Из какого материала были посуды?... Вам дается задание на дому, почему пользовались в старину наши предки берестяными посудами и какими берестяными посудами пользовались? -Давайте с вами выясним, каким должен быть в современном мире основной набор кухонной посуды и инвентаря?….. и сколько их должно быть у нас на кухне?.... (слайд 5-6) Чем полнее ассортимент кухонной посуды и принадлежностей, тем легче готовить и оформлять блюда. Как мы должны ухаживать за кухней?.. Почему мы должны поддержать в чистоте кухню?... (слайд 7-8) Санитарно-гигиенические требования Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно –гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений. Что нужно делать для поддержания чистоты на кухне?.... Какими специальными моющими и чистящими средствами можно пользоваться?.... (слайд 9) Правила: 1. Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования. 2. Ежедневно проводить уборку помещения. 3. Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное оборудование. 4. Своевременно выбрасывать мусор. 5. Производить уборку специальными моющими и чистящими средствами. (слайд 10-13) А какие правила техники безопасности необходимо соблюдать?... (слайд 14) Правила техники безопасности При работе на кухне необходимо соблюдать определенные правила: газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при ожогах паром или кипятком (запишем в тетради) (слайд 15) 1. Обожженный участок тела погрузить в холодную воду или подставить под холодную струю воды на 10-15 мин. 2. Приложить к нему холодный влажный бинт 3. Нанести противоожоговую мазь или повязку 4. Нельзя применять пластырь, вскрывать пузырь, накладывать тугие повязки, прикладывать лед, трогать руками, смазывать жиром или кремом | -отвечают -наблюдение и фиксация наблюдаемых процессов (письменно и устно) -отвечают -отвечают (посуда может быть чугунная, эмалированная, из нержавеющей стали, стеклянная с антипригарным покрытием, фаянсовая, фарфоровая) -отвечают -отвечают -читают презентацию -отвечают | Личностные: построение логических рассуждений Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений Познавательные: строить высказывания в устной форме. |
V. Физкультминутка Цель этапа: снятие напряжения. | Выполняются упражнения на укрепление плечевого, поясничного и шейного отделов позвоночника. Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.) И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идёт. (учащиеся садятся за парты.) | Выполняют физкультминутку | Коммуникативные осуществление совместной двигательной деятельности в группе. |
V. Практическая работа Цель этапа: закрепить полученные знания (применение нового знания в задании) | 1. Умеете ли вы мыть посуду?... В какой последовательности вы это делаете?... Попробуйте определить правила мытья посуды: проставь цифрами правильную последовательность мытья посуды (рабочая тетрадь стр. 19). 2. Приемы оказания первой помощи при порезах и ожогах (рабочая тетрадь). 3. Отгадайте ребус (рабочая тетрадь). 4. Расставьте правильную очередность мытья посуды и получите зашифрованное слово (приложение 1). | -самостоятельная работа -проводят самооценку и взаимооценку работ | Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. |
VI. Закрепление Цель этапа: усвоение учащимися знаний по теме | Какой бывает посуда зависимости от материала, из которого она изготовлена? Что входит в основной набор кухонной посуды? Что такое кухонный инвентарь? Для чего необходимо маркировать разделочные доски? Почему кухню надо содержать в чистоте? Какие санитарные правила надо соблюдать на кухне? (слайд17) | -рассуждают -отвечают на вопросы | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осваивать культуру общения, слушать товарища. Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила |
VII. Рефлексия Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | А теперь давайте узнаем, что же дальше случилось с посудой. Чтение отрывка «Федорино горе» А посуда вперед и вперед По полям, по болотам идет. И видят: за ними из темного бора Идет – ковыляет Федора. Но чудо случилося с ней: Стала Федора добрей. Тихо за ними идет И тихую песню поет: «Ой, вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка, немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять…» Долго, долго целовала И ласкала их она, Поливала, умывала, Полоскала их она. «Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить и уважать!» Вопрос:Что же случилось с Федорой? Почему к ней вернулась посуда? Я хочу, чтобы вы тоже научились относиться к посуде бережно, научились правильно за ней ухаживать. И, чтобы полученные на уроке знания вы применяли в самостоятельной жизни. Давайте ответим на несколько вопросов -Что вам понравилась сегодня на уроке? -Что вы запомнили важного и главного для себя? -Что вам могло бы пригодиться в жизни? | Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат. Формулируют вывод. Отвечают на вопросы учителя Показывают Ответы учащихся должны строиться на основе слов: « Мне понравилось… Я научилась…… Мне запомнилось…. Мне пригодится……»
| Регулятивные: -умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей -умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию -подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности. |
VIII. Домашнее задание | На этом урок закончим и запишем домашнее задание: информация о том, почему пользовались в старину наши предки берестяными посудами и какими берестяными посудами пользовались? Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания | Учащиеся слушают и записывают домашнее задание в дневниках. | Личностные :развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
Приложение 1.