Поурочный план урока по математике во 2-Б классе
Учитель: Лебедь С.И.
Урок № 61
Дата проведения: 30.11.2023г.
Тема: Умножение чисел. Компоненты действия, запись равенства
Цель: познакомить обучающихся с действием умножения, знаком умножения, записью умножения и чтением выражения; формировать понятие об умножении, как сложении одинаковых слагаемых; формировать умение моделировать ситуацию, иллюстрирующую умножение.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся познакомятся с умножением, знаком умножения, записью умножения и чтением выражения; будут формировать умения моделировать ситуацию, иллюстрирующую умножение (познавательные УУД); составлять план записи умножения (регулятивные УУД)
Метапредметные: обучающиеся продолжат развивать вычислительные навыки, логические операции: сравнение, классификация, анализ, обобщение (познавательные УУД); коммуникативные УУД: слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в парах, группах; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом заданий, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию (регулятивные УУД).
Личностные: обучающиеся продемонстрируют познавательный интерес к предмету, настойчивость, уважение к мнению других, взаимопомощь.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник «Математика» для 2 класса начальной школы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковаой и др., мультимедийная презентация, видеоролик, демонстрационный материал для математических игр, раздаточный материал (индивидуальные карточки) для самостоятельной работы и работы в парах, ноутбук, телевизор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности детей к уроку (слайд1)
2. Актуализация опорных знаний обучающихся
-Ребята, сегодня урок математики у нас будет необычным. Мы побываем в гостях у сказки. Мы с вами представим себя в роли спасателей, но не простых, а работающих в математической сказке. Я прошу вас, ребята, быть внимательными и активными, вас ждёт много интересных заданий. А вот кого будем спасать, вы мне сейчас и назовёте! (слайд 2)
-Да, вы правы! Это Федора из сказки «Федорино горе» (слайд 3). А кто автор этой сказки? Вспомните, что произошло с героиней сказки?
- Какие ещё произведения К.Чуковского вы знаете и читали? (слайд 4)
-Ребята, Федора просит вас помочь ей отыскать и вернуть ей всю убежавшую от неё посуду. Чтобы отыскать Федорину посуду, нам придётся преодолеть некоторые препятствия. Мы их обязательно пройдём и вернём посуду хозяйке! Поможем Федоре?
А) Устный счёт
- Ну, вот и первая преграда в виде устного счёта (слайд 5)
Игра «Чашки-блюдца»
-Нам нужно вернуть Федоре её красивый чайный сервиз. Видите, он не простой, а математический. Подберите нужную чашку с ответом к блюдцу с примером. Если вы решите пример правильно, то цвет чашки и блюдца совпадёт.
74+13 40-32 56-22 28+7 34+26 82-20
87 8 34 35 60 62
50-9 31+19 42+34 70-59
41 50 76 11
- Молодцы, эту преграду вы преодолели. Устно вы поработали хорошо! Но и письменно вы должны тоже работать быстро, правильно и аккуратно.
- А теперь идём дальше! Нас ждёт следующее препятствие.
-Запишите в тетради число, классная работа
Минутка чистописания.
-Ребята, сейчас мы можем вернуть Федоре её красивый самовар и пиалы для чая (на доске иллюстрации самовара и пиал)
-Из 100 вычтите по очереди данные числа, начиная с самого маленького вычитаемого и двигаясь по часовой стрелке, а ответы запишите в тетрадь.
15 22
8 29
100 –
1 36
50 43
-Посмотрите внимательно и скажите, как изменяется вычитаемое, если решать примеры, двигаясь по часовой стрелке (увеличиваются на 7). Как будут изменяться результаты в этих примерах? (дети записывают в строку ответы на примеры)
-Проверим, что получилось! И здесь вы не подвели Федору - отыскали и вернули ещё часть её посуды.
Б) Математический диктант (слайд 6)
-А дальше нас ждёт новое испытание. Нам нужно подсчитать и записать сколько же предметов посуды убежало от Федоры. Запишите примеры столбиком и решите их письменно.
1) Сосчитайте, сколько убежало вилок, если ложек было 56,а вилок на 15 больше?
2)Бочек у Федоры было 30,а корыт на 17 меньше. Сколько было корыт?
3) Найдите на сколько чайников меньше чем кофейников, если чайников 12,а кофейников 26.
4) Кастрюль было 42,а сковородок – на 18 больше. Сколько было сковородок?
5)Сколько было ножей, если их на 29 меньше, чем половников, а половников 40?
6)Найдите количество тарелок, если их на 27 больше чем блюд, а блюд 14.
7)У Федоры было 67 маленьких стаканов, а больших на 39 меньше. Сколько было больших стаканов?
8) В сбежавшем чайном сервизе было 35 чашек и столько же блюдец. Сколько всего предметов в чайном сервизе?
9) Топоров убежало 20, а утюгов на 12 меньше. Сколько убежало утюгов?
10) Тазов от Федоры сбежало 14, а лопат на 16 больше? Сколько сбежало лопат?
(Проверка работ нескольких обучающихся)
3. Целеполагание
-Ребята, вы знаете, что у Федоры в избе был страшный беспорядок. Посмотрите, какая возникла ситуация:
«У окошка 4 кадушки, в каждой кадушке по 3 лягушки. Сколько всего лягушек в четырёх кадушках?» (слайд 7)
-Какой пример можно составить по этому рисунку? 3+3+3+3=12. Запишите этот пример. (слайд 8)
-Какие слагаемые мы складываем? (одинаковые)
-Ребята, а чтобы не складывать много раз одни и те же слагаемые, каким действием мы можем заменить сложение одинаковых слагаемых? (умножением). Запишите получившийся пример 3 4=12
-Вы догадались, какой будет тема нашего сегодняшнего урока математики?
-Да, тема урока: «Умножение чисел. Компоненты действия, запись равенства» (слайд 9)
-Как вы думаете, что мы узнаем на уроке, какую цель перед собой поставим? (познакомимся с новым математическим действием - умножением, научимся заменять сложение одинаковых слагаемых умножением)
4. Усвоение новых знаний
-Ребята, мы на предыдущих уроках уже знакомились с примерами на сложение одинаковых слагаемых. Давайте вспомним, как мы это делали, вернём Федоре тарелки и сложим их в стопки (слайд 10)
-Составьте пример на сложение. 5+5+5=15. Каким примером на умножение можно заменить данный пример? 5 3=15. Первое число в данном примере показывает, какое число мы взяли, а второе число показывает, сколько раз по 5 мы взяли.( ученик у доски записывает пример)
-А теперь расставим кастрюли Федоры по полкам. Сколько кастрюль на каждой полке? Сколько таких полок? (слайд 11)Запишем пример на сложение. 4+4+4+4+16
-Замените данный пример умножением. 4 4=16. Компоненты умножения называются так: множитель, множитель, произведение (дети хором повторяют).
Просмотр видеоролика
Физминутка (слайд 12)
- Выполняя нашу спасательную операцию, вы немного устали. Поэтому отдохнем, а помогут нам в этом герои сказок К.Чуковского.
А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотам идёт (ходьба на месте)
Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бег на месте)
Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой (наклоны головы)
Ехали медведи на велосипеде ( имитация езды на велосипеде)
А жуки рогатые – мужики богатые – с бабочками пляшут, шапочками машут!(прыжки, махи руками)
5. Формирование умений и навыков
1)Работа по учебнику (слайд13)
-Ребята, а тем временем посуда вперёд и вперёд по лесам и болотам идёт. Впереди у нас новое испытание - работа по учебнику. Если мы его пройдём его, то вернём Федоре сито, корыто, метлу, лопату, топоры (слайд 16)
- Сравните наши рассуждения с объяснением на с. 22 учебника. (Мы рассуждали так же)
С.22 №1, задание под чертой- устно
С.22 № 4 письменно
-Выполните самостоятельно примеры, записывая решение столбиком.
С. 22 задача № 2 письменно
-Прочитайте задачу. О чём говорится в задаче? Какие главные слова мы используем для составления краткой записи задачи?(На диной аллее и на короткой аллее). Что известно о количестве лип на длинной аллее?(12) Известно ли количество лип на короткой аллее? Сколько всего лип на двух аллеях? Какой главный вопрос задачи?
-Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?(нет, мы не знаем, сколько лип на короткой аллее)
- Можем ли мы узнать, сколько лип на короткой аллее? Каким действием? Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи?( на сколько лип больше на длинной аллее, чем на короткой) Каким действием?
С. 22 № ,6 письменно
2)Работа в парах (индивидуальные карточки)
-Поработаем в парах. Выполните задания на индивидуальных карточках. Посоветуйтесь с соседом по парте, как правильно выполнить задание ( слайд 14)
3)Самостоятельная работа (слайд 15)
-Ребята, мы продолжаем шагать на помощь Федоре. И сейчас вы поработаете самостоятельно. Если вы успешно справитесь с заданием, то к Федоре вернутся её ложки.
-У вас на партах лежат ложки с заданиями для самостоятельной работы. Выполните их письменно в тетради (индивидуальные карточки)
Задания на ложках.
Замените примеры на сложение примерами на умножение и найдите результат умножения.
3+3+3+3+3= 9+9= 10+10+10+10=
2+2+2+2= 7+7+7= 8+8=
Самопроверка. (На экране ответы к примерам – слайд 16)
-Проверьте себя. На экране ответы на примеры, поставьте карандашом плюсы, если выполнили задания правильно, и минусы, если допустили ошибки.
- Кто решил все примеры правильно? Кто допустил одну ошибку, две?
6. Итог урока. Рефлексия
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и помогли Федоре. Посуда собрана. Теперь-то уж Федора её не упустит.
-Ребята, вам понравился сегодняшний урок математики?
-Что нового вы узнали на уроке, чему научились, что повторили?
Рефлексия (слайд 17)
Игра «Незаконченное предложение»
-Закончите предложения: «Сегодня я узнал(а)….Мне понравилось….Было интересно…Было трудно…Теперь я умею….»
7. Домашнее задание (слайд 18)
- Но чтобы не растерять свои математические навыки, Федора советует вам выполнить домашнее задание: С.22 № 3,5
Оценивание обучающихся
-Спасибо большое за работу на уроке говорит вам Федора и я! (слайд 19)
8. Организованный конец урока