СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план урока: Урок № 12: «Роль грибов и бактерий в сообществе»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план урока составлен в соответствиис ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план урока: Урок № 12: «Роль грибов и бактерий в сообществе»»

Предмет: биология Учитель МБОУ Гвардейская школа Хасанова Ф.Д.

5 класс

Дата _______

Урок № 12: «Роль грибов и бактерий в сообществе»

Цель: изучить роль живых организмов в природе

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, электронное приложение учебника (презентация, видеоролик).

УУД:

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);   нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания

Регулятивные УУД (организация  учащимися  своей  учебной деятельности):  целеполагание, планирование, прогнозирование,  контроль, коррекция,  оценка, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой информации, структурирование  знаний, смысловое чтение, умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера

Планируемые результаты:

– Учащиеся должны знать: виды

– Учащиеся должны уметь: определять

– Учащиеся должны владеть: работа с парой, учебным материалом.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход работы:

  1. Организационный материал

  2. Проверка отсутствующих

  3. Проверка готовности к уроку.

  4. Изучение нового материала.

  5. Ознакомление с целью и задачами сегодняшнего занятия. Постановка цели урока.

«Сказка о кривом человечке» Заболоцкого (о взаимодействии живых организмов, о значимом месте каждого в природе). Учащиеся внимательно слушают и формируют тему и цель урока из услышанного.

Автор: На маленьком стуле сидел старичок, 
На нём деревянный надет колпачок. Сидит, он, качаясь, и ночью, и днём и туфли трясутся на нём. Сидит он на стуле и машет рукой. Бежит к старичку человечек кривой.

Старичок: Что с вами, мой милый? Откройте ваш глаз. 
Зачем он завязан у вас?

Автор: И вот человечек в ответ старичку:

Человечек: Глазок мой закрылся, И больно зрачку. Я с чёрной грачихой подрался сейчас. Она меня клюнула в глаз.

Автор: Тогда старичок призывает жука.

Старичок: Слетай-ка жучок на большие луга. Поймай-ка грачиху в 15минут. Над нею устроим мы суд.

Автор: Ни ветер бушует, ни буря гудит. Жучок над болотом к грачихе летит.

Жук: Извольте грачиха явиться на суд. Осталось 12 минут.

Автор: Взлетает грачиха крыльями шурша. 
Грачиху сажают за письменный стол И пишет жучок протокол.

Жук: Скажите грачиха фамилию свою. Давно ли живёте, вы, в нашем краю? Зачем человечка вы клюнули в глаз? За это накажем мы Вас!

Автор: Сказала грачиха: Грачиха: «Но я не виновна. Сама я грачиха обиженна кровно Кривой человечек меня погубил».

– Чем мог кривой человечек погубить грачиху?

– За что она клюнула его в глаз? (разорил гнездо)

Замрёт наше поле и сад обнажится. И тысяча гусениц там расплодится. И некому будет их бить и клевать. И птенчикам в гнёзда таскать.

И если бы сказка вдруг стала ни сказкой, Пришёл бы к тебе человечек с повязкой. Взглянул бы на сад, покачал головой  и заплакал бы вместе с тобой.

– Почему бы заплакал человечек, придя в сад? (если мы будем уничтожать птиц, мы погубим растения, гусеницы будут поедать всё)

– Какой вывод можно сделать по этому стихотворению? 
 Звери всякие важны — звери всякие нужны!
Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Какая тема и цель урока? (высказывают мнения учащиеся) «Роль живых организмов в природе»,

Мы уже знаем, что такое сообщество живых организмов? Схемы взаимосвязи живых организмов в природе:

С момента открытия микроорганизмов ученых всегда интересовало, какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ. Это весьма обширная и интересная область знаний.

Роль бактерий в круговороте веществ

Бактерии – первые жители бесплодных скал, горячих источников, соленых водоемов. Их способность к экстремальному выживанию когда-то давно положила начало жизни на нашей планете. Перерабатывая неорганические субстраты, создавая из них органику при помощи фото- и хемосинтеза, они создавали первые почвы, обогащали атмосферу кислородом, и их малый размер никогда не мешал трудягам обживать некогда бесплодную планету. Тот факт, что ученые обнаруживают экстремальные виды бактерий в самых непригодных для жизни местах и даже в верхних слоях атмосферы, свидетельствует о том, что именно они являются создателями той базы, на которой некогда начала развиваться жизнь и происходить эволюция.

После появления в природе грибов, простейших и водорослей планета сделала еще один шаг в сторону разнообразия жизни. Однако разнообразие бактерий и их основополагающая роль в биоценозах нашей планеты до сих пор обеспечивает их стабильность и существование высших форм жизни – растений, животных и, конечно же, человека.

Бактерии, грибы, водоемы и почвы: разнообразие взаимодействий

В круговороте веществ, который непрерывно происходит в природе, бактерии и грибы выполняют различные роли. Они обеспечивают образование и плодородие почв, причем выполняют это различными способами. В экосистеме леса микроорганизмам принадлежит ведущая роль не только в плане численности, но и по части выполняемых ими функций.

Продуценты

Среди бактерий существуют виды, способные самостоятельно питаться за счет энергии солнечного света или распада химических соединений. Называют их автотрофами и хемотрофами. Именно они в свое время создали первые почвы и позволили развиваться существам, неспособным усваивать неорганику, пользуясь простейшими доступными источниками энергии. Количество микроскопических автотрофов в живой природе огромно, а их роль в биоценозах Земли трудно переоценить. Они составляют биомассу морей – гигантский фотосинтезирующий орган, своего рода легкие нашей планеты. Они – основа жизни на земле и неисчерпаемый источник питательных веществ для животных и человека.

Редуценты и консументы

Микроорганизмы, относимые к числу редуцентов, неспособны сами синтезировать питательные вещества. Их субстратом является мертвая, не до конца разложившаяся органика. Это опавшая листва, погибшие животные и растения (в том числе и деревья), экскременты, скопление которых на поверхности почвы привело бы к самым неприятным результатам. Совместно с насекомыми и червями бактерии и грибы разлагают органические остатки до простых веществ, доступных растениям. В свою очередь, растения научились сохранять в почве свои семена от разложения почвенной микрофлорой. Невозможно представить себе нормальную жизнь леса без микроорганизмов почвы, основная роль которых – образование простых органических и неорганических молекул.

Консументы – группа микроорганизмов, для питания которой также нужна органика, однако продуктами жизнедеятельности не являются простые вещества. К этой группе относится большинство микроорганизмов.

Симбионты растений

В этой ипостаси бактерии и грибы также многолики:

  1. Азотфиксаторы. Некоторые из них сотрудничают с бобовыми и злаковыми растениями (список видов и родов симбионтов постоянно пополняется), фиксируя атмосферный азот с эффективностью более высокой, чем у всех существующих фабрик по производству удобрений.

  2. Облигатные, или обязательные, симбионты. Некоторые грибы заражают семена растений и являются для них первой корневой системой, без которой невозможно прорастание. Этот механизм наиболее изучен у одного из наиболее прогрессивных семейств покрытосеменных – орхидных. После того, как растение подрастет, оно позволяет грибкам жить в корневой системе, на поверхности листьев и в завязях, где семена заражаются грибковыми спорами в процессе созревания. Раздельное существование таких видов иногда удается воспроизвести в лабораторных условиях и никогда – в процессе обычного выращивания семян без грибковой культуры.

  3. Факультативные симбионты. Взаимодействие грибов не всегда является обязательным для высших растений. Однако образование корневой системы повышенной всасывающей способности, которое помогают сделать высшим растениям ризомы грибов, дает существенные преимущества обеим сторонам. В свою очередь, деревья леса обеспечивают грибам более комфортные условия существования, повышая влажность, обеспечивая тень и делясь с ними органическими веществами.

  4. Паразиты. Некоторые микроорганизмы появляются на свет, чтобы уничтожать своих хозяев-растений, питаясь и размножаясь за их счет. Среди них большое число возбудителей болезней растений – мучнистой росы, парши, монилиоза и других. Интересно, что активность паразитов зависит от иммунитета растений и их обеспеченности микроэлементами. Знание о взаимоотношениях жителей леса позволяет человеку извлекать пользу и из этой группы микроорганизмов. Некоторые из них являются естественными врагами вредных насекомых и позволяют весьма эффективно бороться с вредителями леса, сада и культурных растений.

Лишайники

Удивительные симбиозы грибов, бактерий и водорослей – лишайники поражают своей выносливостью и нечувствительностью к сложным климатическим условиям. Поселяясь на неорганических субстратах, они примеривают на себя разные роли – перерабатывая неорганику для создания почвы, давая возможность заселения других растений, являясь кормовой базой для животных в жарких и ледяных пустынях. Они являются завсегдатаями тундры и северного леса, способны жить на камнях в полосе прибоя рядом со свободными фотосинтезирующими водорослями и бактериямиАхиллесовой пятой лишайников в большинстве природных сообществ является их чувствительность к чистоте окружающей среды.

Симбионты животных

В природе все взаимосвязано. Как и растения, животные и человек являются родным домом для огромного числа микроорганизмов. Они поселяются на коже и слизистых. Одна из основных ролей стабильных бактериальных экосистем – обеспечивать здоровье и долгую жизнь как животным, так и человеку. Питаясь микроскопическими отходами жизнедеятельности живых организмов, они производят вещества, стабилизирующие их микрофлору и препятствующие проникновению инфекций. Бактерии кишечника – это фабрики, завершающие усвоение питательных веществ и способные вырабатывать целый ряд витаминов и биологически активных веществ. Попадая с экскрементами в почву, они продолжают совершать круговорот веществ в природе, примеривая на себя роли консументов и редуцентов, способных раскладывать разнообразную органику.

Некоторые микроорганизмы напоминают двуликих Янусов. Под покровом леса они участвуют в создании почвы, а попадая внутрь человека и животных, создают угрозу их здоровью и жизни. Знание о том, какова их роль в природе, очень помогает человеку в борьбе со многими болезнями.

Извлекаем пользу

Заваленный различными отходами от промышленной и бытовой деятельности царя природы, наш мир все больше нуждается в знаниях, которые бы позволили ускорить их разложение. Ведь отходы можно превратить в сырьевую базу для получения пищевого белка, целого ряда биологически активных веществ, образования энергии, тепла, пригодных для использования при выращивании сельскохозяйственных животных и растений.

Знания о жизни грибов и бактерий и их роли в растительном сообществе позволяют человеку беречь от вырубки леса, выращивать высокие урожаи в ранние сроки, использовать органические отходы для обогрева теплиц, получения метана, синтеза витаминов, выращивания грибов различных видов и вкусовых качеств. Ценность подобных исследований трудно переоценить – они открывают перед человечеством новые горизонты сотрудничества с живой природой.

  1. Закрепление нового материала. Работа с учебником.

  2. Рефлексия. Выставление оценок.

  3. Д/з §11, с.32

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!