Методическая разработка урока биологии
Название предмета | биология |
Класс | 7 |
Тема урока | Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека. |
Цель урока | формирование представлений о поведении животных, разнообразии отношений животных, значении животных в природе и жизни человека. |
Задачи урока | сформировать у учащихся первоначальные представления о поведении организмов, о различных формах поведения в зависимости от уровня организации организмов, о значении животных в природе и жизни человека. |
Планируемые результаты | Предметные: учащиеся знакомятся с видами поведения животных; учатся определять значение поведения в жизни организмов. Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью организмов. Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных и растений. |
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности.
Работа в группах.
- Определить тему урока нам помогут заметки из журнала «Свирель» (обучающиеся зачитывают заметки)
Заяц не просто убегает от хищников - он еще и хитрит при этом: пробежит какое-то расстояние вперед и вернется по своим следам, "сдвоит", а то и "строит" их.
Каждый медведь «владеет» своим участком, который очень ревностно охраняет. В летнее время бурые медведи, не смотря на то, что они хищники, питаются преимущественно растительностью.
Кошка-мама узнает котят по их запаху и по своему запаху на них.
Львы охотятся стаями на крупных животных: зебр, газелей, антилоп, гну и не гнушаются кражей, забирая добычу у других хищников.
Живут слоны семейными группами, постоянно контактируя с другими семьями, а в период кочевок могут объединиться в большие стада.
Скунс прекрасно знает мощь своего оружия и решительно никого не боится. Он спокойно разгуливает по лесам, демонстрируя всем окружающим свою яркую, черно-белую окраску и победно задранный хвост.
Тема урока «Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека» Слайд 1
-Поставьте перед собой цели на урок (ответы обучающихся: «Думаю, на уроке я узнаю...») Слайд 2
3. Актуализация знаний.
- Зачем нам нужно знать о поведении животных? (ответы обучающихся) Слайд 3
-На протяжении всей своей истории человек был самым тесным образом связан с животными и даже в той или иной степени зависел от них. Они служили для него источником пищи и одежды, предсказывали разнообразные изменения в окружающем мире, предупреждали об опасностях. По изменению поведения диких животных люди узнавали о приближении землетрясений, наводнений или извержениях вулканов.
4. Первичное усвоение знаний.
-Что же такое поведение? (ответы обучающихся)
-Составим определение из слов. Слайд 4
- Как проявляется поведение у животных?
- Составим схему «Виды поведения»
Проверка -Слайд 5-6
Просмотр видео Утконос
http://biologys.ru/loads/kartinka1/kartinka2/etkonos.wmv_thumbs-2010.12.19_18.12.jpg
5. Первичная проверка понимания.
- Вернёмся к заметкам и определим виды поведения.
- Рассмотрим в учебнике рисунок и прокомментируем его.
6. Первичное закрепление.
Работа в парах.
1. Определите виды поведения животных в стихотворении.
Проверка-Слайд 7
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть.
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
2. Рассмотрите рисунок и прокомментируйте «язык» поз у волков.
Проверка-Слайд 8
7. Домашнее задание. Слайд 9
Приведите примеры разных видов поведения у домашних животных.
Оформите в виде сообщения или презентации.
8. Рефлексия.
Прием рефлексии «Выбор» Слайд 10
-На столах у вас лежат силуэты мордочки кошки, на которых я предлагаю отобразить «язык» животного