СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повелительное наклонение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Повелительное наклонение".

Просмотр содержимого документа
«Повелительное наклонение.»

Евстюшкина Ю.А.

Урок русского языка по теме «Повелительное наклонение».



Цели урока:

  • познакомить учеников со значением, образованием и правописанием глаголов повелительного наклонения;

  • формировать умение образовывать формы повелительного наклонения;

  • совершенствовать умение выделять главное;

  • формировать умение совместной деятельности, ответственности.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

  • таблица “Наклонения глагола”;

  • карточки с заданиями;

  • карточки с ответами для самоконтроля и взаимоконтроля;

  • “Листок учета знаний”.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока

1. Слово учителя. Актуализация знаний.

- Мы сегодня, ребята, продолжим знакомство с наклонениями глагола. Будем работать в парах, помогая друг другу при усвоении новой темы и контролируя знания друг друга. А сейчас давайте обратим внимание на таблицу.

Наклонения глагола

наклонение

пример

значение

действия

Изъявительное

пишу, писал, буду писать

происходит, происходило, будет происходить

Сослагательное

написал бы, прочитал бы

возможно при каком-либо условии

Повелительное

напишите, пожалуйста

быстро принеси

просьба или приказ выполнить

- Сколько наклонений имеет глагол? (три наклонения)

- Какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (действие, которое происходило, происходит и будет происходить)

- Какое действие обозначают глаголы в сослагательном наклонении? (которое возможно при каком-либо условии)

- Какое действие обозначают глаголы в повелительном наклонении? (которое просят или приказывают выполнить)

- Как образуются формы повелительного наклонения глаголов? Об этом мы узнаем сегодня, а также научимся правописанию глаголов в повелительном наклонении.

2. Запись темы урока в тетрадях.

II. Основной этап

1. Ученикам раздаются карточки с заданиями и “Листки учета знаний”. Выполненное задание сразу проверяется и оценивается в парах.

Вариант 1

Самостоятельная работа

Работа с партнером

Задание 1

1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения.

2. Выпиши примеры.

1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении.

Попроси его ответить на вопросы:

  1. Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?

  2. В форме какого лица и числа они употребляются?

  3. Как образуются? Назови исключения.

Попроси его повторить определение повелительного наклонения

(Оценка партнеру)

Задание 2

Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения.

Советы биолога.

Ничего нельзя нарушать в лесу! Иди в лес, но не бери с собой сачков и морилок. Оставь дома своего четвероногого друга – собаку. Старайся тише говорить, чтобы больше увидеть, услышать и не нарушить лесную жизнь.

Запиши в дневнике, сколько видел муравейников, очисти их от мусора. Увидите плакучую березу – залепите глиной рану. Не лови и не бери домой зайчат, птенцов.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения.

(Оценка партнеру)

Задание 3

Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.

Быть, бежать, везти, жарить, плакать, стричь.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.

(Оценка партнеру

Задание 4

Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения мн. Числа.

Приготовление домашних заданий.

(Научиться) быстро включаться. Не (отвлекаться), (быть) внимательны и аккуратны. (Сесть) прямо, не (горбиться). Сначала (готовить) уроки средней трудности. Когда втянетесь в работу, (переходить) к выполнению наиболее трудных заданий, (заканчивать) более легкими. Через каждые 40-50 минут (делать) перерыв на 5-10 минут. (Проветрить) комнату, (сделать) несколько гимнастических упражнений и (продолжать) работу.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.

(Оценка партнеру)

Вариант 2

Самостоятельная работа

Работа с партнером

Задание 1

1. Работа с учебником: чтение теоретического материала.Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения.

2. Выпиши примеры.

1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении.

Попроси его ответить на вопросы:

4. Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?
5. В форме какого лица и числа они употребляются?
6. Как образуются? Назови исключения.

Попроси его повторить определение повелительного наклонения

(Оценка партнеру)

Задание 2

Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения.

Советы юным велосипедистам.

Езде на велосипеде учитесь в стороне от уличного движения. Научитесь самостоятельно садиться на велосипед. Не держитесь слишком сильно за руль! Смотрите на метров пять-шесть вперед, а не на колесо. Педали вращайте равномерно, без рывков.

Прежде чем спуститься, прекратите вращение педалей. Когда скорость уменьшится, машина накренится. Опустите в сторону наклона ногу и поставьте ее на землю.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения.

(Оценка партнеру)

Задание 3

Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.

Возить, резать, шить, купить, читать, сдать.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно.Сверьте работы.

(Оценка партнеру

Задание 4

Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения мн. Числа.

Составление плана текста.

(Прочитать) текст, (выяснить) значение непонятных слов. (Определить) тему и основную мысль текста. (Разделить) текст на смысловые части, (озаглавить) их. (Написать) черновик плана. (Сопоставить) его с текстом. (Проследить), все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты по смыслу. (Проверить), можно ли, руководствуясь планом, изложить текст.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно.Сверьте работы).

(Оценка партнеру)

Листок учета знаний.

ФИ ученика ___________________________________________

№ заданий

№1

№2

№3

тест

Итоговая 
оценка

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самокон
троль

взаимокон
троль

самокон
троль

изаимокон
троль

самоконт
роль

взаимокон
троль

самокон
троль

учитель

Карточки с ответами.

Вариант 1.

Задание 2. Иди, не бери, оставь, старайся, запиши, очисти, залепи, не лови, не бери.

Критерии оценок:

8-9 правильных ответов-“5”;
6-7 правильных ответов- “4”;
4-5 правильных ответов-“3”;
0-3 правильных ответа-“2”.

Задание 3. Быть- будут- будь – будьте; бежать- бегут- беги – бегите; везти – везут – вези –везите; жарить –жарят-жарь-жарьте; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги – стригите.

Критерии оценок:

6 правильных ответов-“5”;
4-5 правильных ответов- “4”;
3 правильных ответа-“3”;
0-1 правильных ответа-“2”.

Задание4. Научитесь, не отвлекайтесь, будьте, сидите, не горбитесь, готовьте, переходите, заканчивайте.

Критерии оценок:

8 правильных ответов-“5”;
7-6 правильных ответов- “4”;
4-5 правильных ответа-“3”;
0-3 правильных ответа-“2”.

Вариант 2.

Задание 2. Учитесь, научитесь, не держитесь, смотрите, вращайте, прекратите, опустите, поставьте. .

Критерии оценок:

8 правильных ответов-“5”;
6-7 правильных ответов- “4”;
4-5 правильных ответов-“3”;
0-3 правильных ответа-“2”.

Задание 3. Возить – возят –вози- возите; резать –режут – режь - режьте; шить – шьют – шей - шейте; купить – купят – купи - купите; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги – стригите.

Критерии оценок:

6 правильных ответов-“5”;
4-5 правильных ответов- “4”;
3 правильных ответа-“3”;
0-1 правильных ответа-“2”.

Задание4. Прочтите, выясните, определите, разделите, озаглавьте, напишите, сопоставьте, проследите, проверьте. .

Критерии оценок:

8 правильных ответов-“5”;
7-6 правильных ответов- “4”;
4-5 правильных ответа-“3”;
0-3 правильных ответа-“2”.

III. Заключительный этап.

1. Контроль степени усвоения темы. Учащимся предлагается выполнить тест.

Выполните тест:

1. Укажите глагол в повелительном наклонении.

а) Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал; 
г) сделал бы.

2. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) Улыбается;
б) соберется;
в) отправься.

3. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) Тишь;
б) брешь;
в) режь.

4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :

а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.

5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения:

а) Работа. . т;
б) вылет. . те;
в) отправ. . тся.

6. Укажите глагол в повелительном наклонении:

1

2

Не смейте забывать учителей,

Ведь лучшее все в нас – от их усилий:

3


Учителями славится Россия.

а) 1;
б) 2;
в) 3.

2. Взаимопроверка тестов. Выставление оценок партнеру.

3. Подведение итогов.

Что нового мы узнали о повелительном наклонении глагола? В форме какого лица и числа они употребляются? От основы какого времени они образуются?

3. Учитель собирает листки учета знаний и выставляет итоговую оценку.

Ключ к тексту:

  1. а

  2. б

  3. в

  4. в

  5. б

  6. а.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!