СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поверхность нашего края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даный урок позволяет учащимся самостоятельно получать информацию о поверхности своего края – Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обрабатывать её, делать выводы, использовать при решении практических задач

Просмотр содержимого документа
«Поверхность нашего края»

Предмет___окружающий мир________класс___4________________

Тема урока

Поверхность нашего края

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы, приемы, методы:

Формы: групповая, парная, индивидуальная

Приёмы: «Корзина идей», «Сводная таблица», «Синквейн»

Методы: деятельностного подхода, проблемного диалога

Педагогические технологии

Технология развития критического мышления

Цель урока

создать условия, позволяющие самостоятельно получать информацию о поверхности своего края – Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обрабатывать её, делать выводы, использовать при решении практических задач

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

Знание

В конце урока ученики могут назвать географическое название объекта, на котором расположен Ханты- Мансийский Автономный округ -Югра

Понимание

Ученики в конце урока могут объяснить что рельеф равнины допускает возвышенности и углубления

Применение

Ученики могут характеризовать рельеф местности ХМАО-Югры: углубления и возвышенности ХМАО-Югры;

Анализ

Ученики могут анализировать информацию из учебника и заполнить сводную таблицу делать выводы из конкретной информации

Оценка

Ученики могут оценить свою деятельность и значимость полученного результата по теме

Творчество

В конце урока учащиеся могут самостоятельно составить синквейн, термином-определением которого является ключевое слово названия темы урока


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- вносить коррективы в план / способ действия в случае изменения условий;

- составлять план (проект) решения учебной проблемы самостоятельно/совместно с учителем;

- оценивать результат своей работы соотнося со схемой действия или оценочным листом;

- столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулировать познавательную цель и строит действие в соответствии с ней;

- определять границы знания и незнания (соотносить, что уже известно, а что не неизвестно);

-осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий.

Познавательные УУД:

- определять недостаточность информации;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- самостоятельно анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать по определённым признакам (выделять существенные и несущественные признаки);

- владеть навыком преобразования информации в другие формы исходя из поставленных задач (самостоятельно определяет индикаторы и формы представления информации)

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов / выделения существенных признаков и их синтеза;

Коммуникативные УУД:

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи);

- контролировать действия друг друга и уметь договариваться (в парах, в группах) в

- представлять публичную презентацию результатов своей деятельности (группы)

Личностная:

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

- включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

- формировать основы гражданской идентичности в форме осознания себя гражданином






ХОД УРОКА

Прием

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

  • Организационный момент (1 минута)


-Прозвенел звонок весёлый
 Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

Добрый день!

Перед вами оценочные листы. Приложение 1. В конце каждого этапа урока закрасим один из предложенных смайликов согласно условным обозначениям. Оцените вашу готовность к уроку

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, настраиваются на рабочий лад




Раскрашивают смайлик, соответствующий готовности к уроку

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий;

- оценивать результат своей работы соотнося со схемой действия или оценочным листом;

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

- настраивать себя на продуктивную деятельность

- оценка, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности;

- взаимоконтроль, взаимооценка;

- самооценка готовности к уроку;

- оценка эмоционального состояния;

- отмечают в оценочном листе свою готовность к уроку.

  • Стадия вызова – время (7-8 минут)

«Корзина идей»


- На данном уроке мы продолжаем изучать раздел «Наш край». Что вы знаете о крае, в котором мы с вами проживаем.

- Сегодня мы будем работать с физической картой нашего края Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры. Посмотрите на неё. Что вам напоминает физическая карта?

- Что мы можем узнать по физической карте о нашем крае?


- Назовите цель урока.


- Что мы сегодня можем узнать на уроке?



На доску вывешивает значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Запишите на листах бумаги слова или выражения, о которых мы можем заменить выражение «Поверхность нашего края» (1 минута) 
- Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос (2 минуты) 
- Что у вас получилось? (зачитывание работы пар) 



- Ваши идеи интересны. Вы указали, что наш край расположен на Западно-Сибирской равнине. Значит, поверхность нашего края -абсолютно ровная. Согласны ли вы с моим предположением?

Оцените результат своей деятельности на данном этапе.

Включаются в учебную деятельность.




Физическая карта напоминает фотографию сверху.

-Благодаря условным обозначениям (окраске) мы можем наглядно представить рельеф территории нашего края. Можем рассказать о поверхности нашего края. На карте написаны названия равнин, возвышенностей, низменностей и т.п.

- Изучить поверхность нашего края -ХМАО-Югры.

- Можем найти наш край на карте и определить название географического объекта, на котором расположен наш край.









Учащиеся записывают слова- ассоциации на листочках.

Обсуждают в парах




Читают ответы и прикрепляют листы с ответами к корзине. Возможные ответы: «Западно-Сибирская равнина», «Край лесов и болот», «Овраги» и т.п.

-Нет. В нашем краю имеются возвышенности и углубления.







Раскрашивают смайлик в «Оценочном листе»

Регулятивные УУД:

- столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулировать познавательную цель и строит действие в соответствии с ней;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- определять границы знания и незнания (соотносить, что уже известно, а что не неизвестно);

- самостоятельно, при незначительной помощи учителя формулировать, обосновывать цели урока деятельности;

- анализировать и учитывать условия выполнения действия;

-осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий;

- осознавать, что уже освоено, а что нужно освоить;

- оценивать результат своей работы соотнося со схемой действия или оценочным листом;

- адекватно воспринимать оценку одноклассников;

- - выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

Познавательные УУД:

- определять недостаточность информации;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на заданные вопросы;

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- контролировать действия друг друга и уметь договариваться (в парах).

Личностные УУД:

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

- включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

- самооценка (знаковая шкала на оценочном листе);

- оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения;

- оценочное суждение;

- коррекция ответов учащихся.

  • Стадия осмысления – время (25 минут)

«Сравнительная таблица»


Чтобы понять особенности рельефа нашего края, нам необходимо обратиться к статье в учебнике на с. 139

- Что вы знаете о равнине? Что вы ещё хотите узнать?

- Молодцы! Приобретя данные знания, каждый из вас сможет прочитать карту: сможет расшифровать по условным обозначениям рельеф местности. Но невозможно всё условно обозначить на карте. Что мы ещё знаем о равнинах?



-Действительно, поверхность нашего края имеет углубления и возвышенности.

Предлагаю заполнить сводную таблицу для систематизации знаний. Нам необходимо определить, что мы будем сравнивать , а также линии сравнения. Назовите углубления и возвышенности на территории нашего края. Фиксирует на доске.

-По каким признакам они отличаются? Фиксирует ответы детей на доске

-Благодаря совместным усилиям, мы получили такую таблицу (Приложение 1). Предлагаю вам её заполнить. Работать будем в группах по 4 человека. Верным помощником вам станет учебник.

-Предлагаю группам представить работы. Проецирует работы на доску с помощью веб-камеры




Оцените результат своей деятельности на данном этапе.


Учащиеся самостоятельно выполняют задание.


Равнины— это ровные или почти ровные участки земной поверхности.

- На равнинах можно встретить возвышения – холмы и углубления с крутыми склонами – овраги.








Овраги, балки, терриконы, холмы, свалки мусора, карьеры



по происхождению;

рельеф различен;

по признаку: наносят ли они вред или нет? А если наносят вред, как же с ними бороться?

Самостоятельная и осмысленная работа учащихся с новой информацией по учебнику (с. 139-144).











Участники групп представляют свои работы, остальные группы сверяют информацию, дополняют, вносят коррективы. Оценивают работу группы и вклад каждого участника


Раскрашивают смайлик в «Оценочном листе»

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- определять цель работы, задачи, последовательность действий по их достижению;

- конкретизирует цель до комплекса задач

- столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулировать познавательную цель и строит действие в соответствии с ней;

- вносить коррективы в план / способ действия в случае изменения условий;

- вносить необходимые коррективы в действие после оценки и учета характера сделанных ошибок;

- составлять план (проект) решения учебной проблемы самостоятельно/совместно с учителем;

- анализировать и учитывать условия выполнения действия;

- сопоставлять полученный результат с образцом;

-осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий;

- оценивать результат своей работы соотнося со схемой действия или оценочным листом;

- адекватно воспринимать оценку одноклассников;

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

- оценивает работу всей группы и каждого участника группы, приводя аргументы успеха или неудач;

Познавательные УУД:

- самостоятельно анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать по определённым признакам (выделять существенные и несущественные признаки);

- выделять признаки сходства / различия;

- выделять признаки, по которым сравниваются объекты;

- выделять существенные признаки объекта;

- осуществлять логические действия синтез – составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов с выделением существенных и несущественных признаков;

- публично представлять свои результаты с использованием ИКТ;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на заданные вопросы;

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- контролировать действия друг друга и уметь договариваться (в группах)

Личностные УУД:

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

- включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

- взаимоконтроль, взаимооценка;

- исследовательская деятельность;

- создание продуктов деятельности;

- рефлексия с использованием «Оценочного листа»;

- работа в группах, взаимоконтроль, взаимооценка, самоконтроль, самооценка;

- выступления от каждой группы;

- презентация продукта своей деятельности.


  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению– время (1 минута)


Сводные таблицы, которые вы сегодня заполнили, вам станут помощниками для подготовки домашнего задания. Каждый из вас может выбрать одно из заданий на своё усмотрение, используя сводную таблицу: 1) составить рассказ о поверхности нашего края; 2) выполнить задания 2, 3 на с. 67 в рабочей тетради.

Выполните пометку в «Оценочном листе»












Раскрашивают смайлик.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий;

- оценивать результат своей работы соотнося со схемой действия или оценочным листом;

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

Познавательные УУД:

- создавать и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных задач в стандартной обстановке и нестандартной обстановке;

- владеть навыком преобразования информации в другие формы исходя из поставленных задач (самостоятельно определяет индикаторы и формы представления информации)

- оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений;

- заполнение карты самостоятельной работы.

  • Стадия рефлексии– время (5 минут)

«Синквейн»

- В завершении урока предлагаю составить синквейн по теме урока.

1 строка – Напишите тему сегодняшнего урока (ключевое слово)

2 строка – Какой становится поверхность нашего края из - за безответственного отношения людей?

3 строка – Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники?

4 строка – Призовите жителей нашего края к охране поверхности.

5 строка – Что должны сохранить жители Ханты-Мансийского Автономного округа для потомков?


- Благодаря совместным усилиям мы узнали о поверхности нашего края Ханты-Мансийского Автономного округа –Югры, определили проблемы по сохранению поверхности и возможные пути решения этих проблем.

Оцените результат своей деятельности на данном этапе.

Урок закончен. Спасибо за сотрудничество!





Поверхность



загрязнённая, вырубленная




убирать, засаживать, охранять




Сохраним поверхность родного края!


Равнина














Раскрашивают смайлик. Проводят рефлексию

Регулятивные УУД:

- сохранять цель на протяжении всего урока;

- выполнять работу в соответствии с заданным планом;

- анализировать и учитывать условия выполнения действия;

- осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий;

- оценивать результат своей работы соотнося со схемой действия или оценочным листом;

- адекватно воспринимать оценку учителя / одноклассников;

- проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

Познавательные УУД:

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов / выделения существенных признаков и их синтеза;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на заданные вопросы;

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- контролировать действия друг друга и уметь договариваться (в парах, в группах);

Личностные УУД:

- включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

- формировать основы гражданской идентичности в форме осознания себя гражданином



- самооценка;

- оценка действий по достижению планируемых результатов;

- рефлексия с использованием «Оценочного листа».




Приложение 1

Оценочный лист


1.

2.

3.

4.

5.




Приложение 2

Сравнительная таблица


Линии сравнения

Овраг

Балка

Террикон

Холм

Карьер

Свалка мусора

Рельеф







Отличие







Происхождение







Наносят ли вред?







Меры борьбы








Возможный вариант

Линии сравнения

Овраг

Балка

Террикон

Холм

Карьер

Свалка мусора

Рельеф

Углубление со склонами

Углубление со склонами

возвышение

возвышение

Углубление со склонами

возвышение

Отличие

Крутые, осыпающимися склонами. На склонах почти нет растений

С пологими, поросшими растениями, склонами

Отходы от добычи ископаемых

Имеет подошву, пологий склон и вершину

От добычи полезных ископаемых

Отходы человеческой жизнедеятельности

Происхождение

естественное

естественное

Результат деятельности человека

естественное

Результат деятельности человека

Результат деятельности человека

Наносят ли вред?

+

-

+

-

+

+

Меры борьбы

Сажать растения


Привозить почву, сажать растения


Засыпать землёй и садить растения или превращать в пруды для разведения рыбы

Вывозить мусор в специально отведённые места