| -Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. Добрый день! Перед вами оценочные листы. Приложение 1. В конце каждого этапа урока закрасим один из предложенных смайликов согласно условным обозначениям. Оцените вашу готовность к уроку | Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, настраиваются на рабочий лад Раскрашивают смайлик, соответствующий готовности к уроку | Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий; - оценивать результат своей работы соотнося со схемой действия или оценочным листом; - выполнять задание в соответствии с поставленной целью; - настраивать себя на продуктивную деятельность | - оценка, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности; - взаимоконтроль, взаимооценка; - самооценка готовности к уроку; - оценка эмоционального состояния; - отмечают в оценочном листе свою готовность к уроку. |
«Корзина идей» | - На данном уроке мы продолжаем изучать раздел «Наш край». Что вы знаете о крае, в котором мы с вами проживаем. - Сегодня мы будем работать с физической картой нашего края Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры. Посмотрите на неё. Что вам напоминает физическая карта? - Что мы можем узнать по физической карте о нашем крае? - Назовите цель урока. - Что мы сегодня можем узнать на уроке? На доску вывешивает значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Запишите на листах бумаги слова или выражения, о которых мы можем заменить выражение «Поверхность нашего края» (1 минута) - Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос (2 минуты) - Что у вас получилось? (зачитывание работы пар) - Ваши идеи интересны. Вы указали, что наш край расположен на Западно-Сибирской равнине. Значит, поверхность нашего края -абсолютно ровная. Согласны ли вы с моим предположением? Оцените результат своей деятельности на данном этапе. | Включаются в учебную деятельность. Физическая карта напоминает фотографию сверху. -Благодаря условным обозначениям (окраске) мы можем наглядно представить рельеф территории нашего края. Можем рассказать о поверхности нашего края. На карте написаны названия равнин, возвышенностей, низменностей и т.п. - Изучить поверхность нашего края -ХМАО-Югры. - Можем найти наш край на карте и определить название географического объекта, на котором расположен наш край. Учащиеся записывают слова- ассоциации на листочках. Обсуждают в парах Читают ответы и прикрепляют листы с ответами к корзине. Возможные ответы: «Западно-Сибирская равнина», «Край лесов и болот», «Овраги» и т.п. -Нет. В нашем краю имеются возвышенности и углубления. Раскрашивают смайлик в «Оценочном листе» | Регулятивные УУД: - столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулировать познавательную цель и строит действие в соответствии с ней; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; - определять границы знания и незнания (соотносить, что уже известно, а что не неизвестно); - самостоятельно, при незначительной помощи учителя формулировать, обосновывать цели урока деятельности; - анализировать и учитывать условия выполнения действия; -осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий; - осознавать, что уже освоено, а что нужно освоить; - оценивать результат своей работы соотнося со схемой действия или оценочным листом; - адекватно воспринимать оценку одноклассников; - - выполнять задание в соответствии с поставленной целью; Познавательные УУД: - определять недостаточность информации; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; Коммуникативные УУД: - отвечать на заданные вопросы; - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; - строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - контролировать действия друг друга и уметь договариваться (в парах). Личностные УУД: - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; - включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | - самооценка (знаковая шкала на оценочном листе); - оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения; - оценочное суждение; - коррекция ответов учащихся. |
«Сравнительная таблица» | Чтобы понять особенности рельефа нашего края, нам необходимо обратиться к статье в учебнике на с. 139 - Что вы знаете о равнине? Что вы ещё хотите узнать? - Молодцы! Приобретя данные знания, каждый из вас сможет прочитать карту: сможет расшифровать по условным обозначениям рельеф местности. Но невозможно всё условно обозначить на карте. Что мы ещё знаем о равнинах? -Действительно, поверхность нашего края имеет углубления и возвышенности. Предлагаю заполнить сводную таблицу для систематизации знаний. Нам необходимо определить, что мы будем сравнивать , а также линии сравнения. Назовите углубления и возвышенности на территории нашего края. Фиксирует на доске. -По каким признакам они отличаются? Фиксирует ответы детей на доске -Благодаря совместным усилиям, мы получили такую таблицу (Приложение 1). Предлагаю вам её заполнить. Работать будем в группах по 4 человека. Верным помощником вам станет учебник. -Предлагаю группам представить работы. Проецирует работы на доску с помощью веб-камеры Оцените результат своей деятельности на данном этапе. | Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Равнины— это ровные или почти ровные участки земной поверхности. - На равнинах можно встретить возвышения – холмы и углубления с крутыми склонами – овраги. Овраги, балки, терриконы, холмы, свалки мусора, карьеры по происхождению; рельеф различен; по признаку: наносят ли они вред или нет? А если наносят вред, как же с ними бороться? Самостоятельная и осмысленная работа учащихся с новой информацией по учебнику (с. 139-144). Участники групп представляют свои работы, остальные группы сверяют информацию, дополняют, вносят коррективы. Оценивают работу группы и вклад каждого участника Раскрашивают смайлик в «Оценочном листе» | Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - определять цель работы, задачи, последовательность действий по их достижению; - конкретизирует цель до комплекса задач - столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулировать познавательную цель и строит действие в соответствии с ней; - вносить коррективы в план / способ действия в случае изменения условий; - вносить необходимые коррективы в действие после оценки и учета характера сделанных ошибок; - составлять план (проект) решения учебной проблемы самостоятельно/совместно с учителем; - анализировать и учитывать условия выполнения действия; - сопоставлять полученный результат с образцом; -осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий; - оценивать результат своей работы соотнося со схемой действия или оценочным листом; - адекватно воспринимать оценку одноклассников; - выполнять задание в соответствии с поставленной целью; - оценивает работу всей группы и каждого участника группы, приводя аргументы успеха или неудач; Познавательные УУД: - самостоятельно анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать по определённым признакам (выделять существенные и несущественные признаки); - выделять признаки сходства / различия; - выделять признаки, по которым сравниваются объекты; - выделять существенные признаки объекта; - осуществлять логические действия синтез – составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов с выделением существенных и несущественных признаков; - публично представлять свои результаты с использованием ИКТ; Коммуникативные УУД: - отвечать на заданные вопросы; - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; - строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - контролировать действия друг друга и уметь договариваться (в группах) Личностные УУД: - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; - включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | - взаимоконтроль, взаимооценка; - исследовательская деятельность; - создание продуктов деятельности; - рефлексия с использованием «Оценочного листа»; - работа в группах, взаимоконтроль, взаимооценка, самоконтроль, самооценка; - выступления от каждой группы; - презентация продукта своей деятельности. |
| Сводные таблицы, которые вы сегодня заполнили, вам станут помощниками для подготовки домашнего задания. Каждый из вас может выбрать одно из заданий на своё усмотрение, используя сводную таблицу: 1) составить рассказ о поверхности нашего края; 2) выполнить задания 2, 3 на с. 67 в рабочей тетради. Выполните пометку в «Оценочном листе» | Раскрашивают смайлик. | Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий; - оценивать результат своей работы соотнося со схемой действия или оценочным листом; - выполнять задание в соответствии с поставленной целью; Познавательные УУД: - создавать и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных задач в стандартной обстановке и нестандартной обстановке; - владеть навыком преобразования информации в другие формы исходя из поставленных задач (самостоятельно определяет индикаторы и формы представления информации) | - оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений; - заполнение карты самостоятельной работы. |
«Синквейн» | - В завершении урока предлагаю составить синквейн по теме урока. 1 строка – Напишите тему сегодняшнего урока (ключевое слово) 2 строка – Какой становится поверхность нашего края из - за безответственного отношения людей? 3 строка – Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники? 4 строка – Призовите жителей нашего края к охране поверхности. 5 строка – Что должны сохранить жители Ханты-Мансийского Автономного округа для потомков? - Благодаря совместным усилиям мы узнали о поверхности нашего края Ханты-Мансийского Автономного округа –Югры, определили проблемы по сохранению поверхности и возможные пути решения этих проблем. Оцените результат своей деятельности на данном этапе. Урок закончен. Спасибо за сотрудничество! | Поверхность загрязнённая, вырубленная убирать, засаживать, охранять Сохраним поверхность родного края! Равнина Раскрашивают смайлик. Проводят рефлексию | Регулятивные УУД: - сохранять цель на протяжении всего урока; - выполнять работу в соответствии с заданным планом; - анализировать и учитывать условия выполнения действия; - осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий; - оценивать результат своей работы соотнося со схемой действия или оценочным листом; - адекватно воспринимать оценку учителя / одноклассников; - проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью; Познавательные УУД: - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов / выделения существенных признаков и их синтеза; Коммуникативные УУД: - отвечать на заданные вопросы; - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; - контролировать действия друг друга и уметь договариваться (в парах, в группах); Личностные УУД: - включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне; - формировать основы гражданской идентичности в форме осознания себя гражданином | - самооценка; - оценка действий по достижению планируемых результатов; - рефлексия с использованием «Оценочного листа». |