СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поверхностные воды. Основные речные системы Луганщины и их характеристика.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поверхностные воды. Основные речные системы Луганщины и их характеристика.»

Тема: Поверхностные воды. Основные речные системы Луганщины и их характеристика.

Цель: углубить и систематизировать знания о реках, полученных в предыдущих классах на уроках географии и природоведения; сформировать новые понятия: падение реки, уклон реки, расход воды; развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходства и различия; воспитывать бережное отношение к природным объектам – рекам.

Оборудование: атлас, к\к, презентация

Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока

  1. Организационный момент.

На вопрос, как ученикам достичь успеха Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди и не ждать тех, кто сзади». Я желаю вам хорошей, плодотворной работы на уроке.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Что называют климатом местности? (Совокупность характерных для данной местности типов погод, что повторяются из года в год, называют климатом.)

  2. Назовите климатообразующие факторы (количества солнечной энергии, Воздушные массы, Подстилающая поверхность)

  3. В каком климатическом поясе находится Луганщина

  4. Какой тип климата нашего региона, какие еще типы климата есть в умеренном поясе?

  5. Какие средние температуры января и июля нашего региона.

  6. Среднее количество осадков.

  7. Направления преобладающих ветров зимой и летом.


  1. Мотивация учебной деятельности.

Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный! Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал. Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться: — Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой! Услышав это, река всплеснула волнами: — Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит.
Вопрос. О чем мы будем говорить на уроке. Давайте определим тему нашего урока. (Запись в тетради).


  1. Актуализация знаний и умений.

На интерактивной доске схема речной системы, в процессе ответа на вопросы схема подписывается.

1. Дайте определение реки. (река- это постоянные потоки поверхностных вод, текущих в выработанном ими углублении – русле).

2. Любая река имеет начало. Как называется начало реки? (Исток)

Что может быть истоком?

3. Как называется место впадения реки в другой водоем? (устье)

4. По ходу течения в реку впадают другие реки. Как они называются? (Притоки)

5. Как определить какой приток левый, какой правый?

5. Что образует река со своими притоками? (Речную систему)

6. Как называется территория, по которой течет река? (Речной бассейн)

7. Что является питанием реки? (Источники воды, пополняющие реки – талые воды снегов , льдов, дождевые воды, подземные воды).

8. Что такое режим рек? (Изменение уровня воды в реке).

9. А от чего зависит режим и питание рек? (Климата)


  1. Изучение нового материала.

Вопрос. Что относится к внутренним водам?

К внутренним водам Луганщины относятся воды рек, озер, искусственных водохранилищ, каналов, болот, подземных вод.

Учитель. Основную часть запасов поверхностных вод области составляют реки. По территории Луганщины протекают 120 рек, длиной более 10 км, 6 из которых более 100 км. Балки служат руслом для небольших речек, образующихся в период таяния снега и обильных осадков.

Реки Луганщины главным образом, средние и малые.

Почти все реки берут начало на отрогах Среднерусской возвышенности и водоразделе Донецкого кряжа.

Большинство рек нашего края относятся к бассейну Северского Донца.

Просмотр фрагмента фильма о р.Северский Донец (2 мин).

Учитель: - Посмотрите этот фрагмент фильма. Кто догадается, что это за река? Покажите ее на карте. Что бы вы могли о ней нам рассказать

Главная река Луганщины – Северский Донец. (Презентация ученика)

Начинается Северский Донец в Белгородской области РФ, пересекает Харьковскую обл Украины, Донеччину, Луганщину и на территории России впадает в Дон. Длина реки 1053 км. В пределах Донецкой области – почти 100 км., Луганщины – 265 км. Ширина русла реки от 60 до 80 м, средняя глубина 1,5–2 м, а на плёсах достигает 5–7 м. Река течёт по широкой долине, берега которой покрыты густыми лесами. Долина Северского Донца разнообразна, так как обладает яркой асимметрией: правый берег преимущественно крутой, гористый, поросший кустарником или пойменными лесами, а левый – низкий, с заливными лугами, озёрами, старицами и болотами. На реке построено несколько водохранилищ. Северский Донец имеет множество мелких притоков.

Правыми притоками Северского Донца являются: Лугань с Белой и Ольховкой, Луганчик, Большая Каменка. Левыми притоками являются: Айдар, Деркул, Красная, Боровая, Евсуг. Юг области, кроме Большой Каменки орошается Кундрючей, Крепенькой, Миусом с Нагольной.

Река Айдар (рассказ ученицы, плакат)

Река Лугань (рассказ ученицы, буклет)

Задание:

По карте атласа найдите реку – Северский Донец,

Нанесите на к.к реку Северский Донец, правые и левые притоки Северского Донца., реку Большая Каменка. (работа с атласом и к.к на интерактивной доске).


Вопрос. От чего зависят основные характеристики реки (рельефа и климата)

Вопрос. Как вы думаете, какой характер течения имеют реки Луганщины. (равнинный).

Вопрос. Какой тип питания имеют наши реки? (снеговое 60%, дождевое 30%, подземное 10%).

Вопрос. Как климат влияет на режим рек.

В результате разнообразного питания образуются различные режимы рек

паводок (кратковременный подъем воды в реке) и половодье (максимальный уровень воды в реке) – происходит, главным образом, за счет ливневых дождей и таяния снега, сопровождается подъемом воды. Максимальный сток наблюдается весной во время таяния снега. Около 60 % объёма годового стока проходит за два весенних месяца (март и апрель). В остальное время года на реках наблюдается межень(минимальный уровень воды в реке)уменьшение стока. Во время межени мелкие реки в верховьях пересыхают.

Ледостав на реках области нестойкий, с середины декабря до середины марта.

Морфологические и гидрологические характеристики реки

Для оценки реки в жизни и деятельности человека очень важно знать следующие характеристики: падение и уклон и величину стока.

Равнинный рельеф определяет небольшое падение и уклон реки.

Падение реки – разница высот уровня воды между истоком и устьем. Падение реки определяют по формуле: П = h1 - h2 ; где П — падение реки, h1 — высота истока, h2 — высота устья.

Уклон реки – отношение падения реки к ее длине. Уклон реки вычисляется по формуле: У = П / L ; где У — уклон реки, П — падение реки, L — длина реки.

В основном уклон рек области составляет не более 1 м/км, наибольшие уклоны (до 15 м/км) характерны для верховьев малых рек Донецкого кряжа. Величина падения и уклона реки влияют на скорость и характер течения, поэтому характер течения рек области в основном спокойный и только на склонах Донецкого кряжа скорость течения увеличивается.

Решение задач на уклон и падение.

ЗАДАЧА 1

Определите уклон реки Северский Донец, если ее длина состав­ляет 1053 км, высота истока — 200 м, высота устья — 5,5м.

Дано: L =1053 км h1 = 200 м h2 = 5,5 м Падение (П) — ? Уклон (У) — ? Решение П = h1 — h2 = 200 м — 5,5 м = 194,5 м. У = L : П = 194,5м : 1053 км = 0,18 м\км = 18 см\км. Ответ: Уклон реки Северский Донец – 18 см/км

Реки области имеют небольшой речной сток – количество воды, которое протекает за определенный период времени. Речной сток является основным источником водных ресурсов. Расход воды меняется в течение года, достигая наибольших объемов во время паводков и уменьшаясь во время межени.



6. Закрепление изученного материала (игра крестики нолики)

  1. Самый низкий уровень воды в реке – это (межень)

  2. Как называется внезапный подьем уровня воды в реке? (паводок)

  3. Превышение истока над устьем называется (падение реки)

  4. Река со своими притоками называется (речная система).

  5. Текут спокойно, плавно в широких долинах, имеют извилистое русло. Судоходные. (равнинные реки).

  6. Дождевое, снеговое, подземное – (питание)

  7. Изменении уровня воды в реке которое, зависит от питания и климатических условий (режим реки).

  8. Что такое половодье и когда на наших реках начинается половодье.

  9. Назовите главную реку Луганщины.

  10. Древний философ Гераклит сказал: « Дважды не войти в один и тот же поток», Почему он так сказал? (вода в реке движется, бежит).

7. Подведение итогов, выставление оценок.

8. Д/З Составить интеллект карту «Реки Луганщины» (по выбору)