СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повесть И.С. Тургенева "Муму"

Категория: Литература
Тема: Муму

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с отдельными фактами жизни Тургенева и его эпохой, история создания повести "Муму"

Просмотр содержимого документа
«Повесть И.С. Тургенева "Муму"»

 Повесть И. С. Тургенева «Муму» Литература, 5 класс

Повесть И. С. Тургенева «Муму»

Литература, 5 класс

Целевая установка  Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой И. С. Тургенева; подготовить к восприятию художественного произведения, основанного на реальных событиях.  Основные виды деятельности: сообщения учащихся; заочная экскурсия; ответы на вопросы учебника; чтение и комментирование эпизодов повести.  Термины: прототип, реальная основа произведения.

Целевая установка

  • Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой И. С. Тургенева; подготовить к восприятию художественного произведения, основанного на реальных событиях.
  • Основные виды деятельности: сообщения учащихся; заочная экскурсия; ответы на вопросы учебника; чтение и комментирование эпизодов повести.
  • Термины: прототип, реальная основа произведения.
Знакомство с фактами биографии писателя и его эпохой Перенесемся во вторую половину XIX столетия и настроимся на восприятие описываемых в повести событий, чтобы лучше сориентироваться в пространстве литературного произведения. Краткую информацию дополним материалами, помещенными в комментариях к повести. Словарная работа: крепостное право, дворянство, крепостные крестьяне. Историческая справка: «Крепостное право было узаконено Соборным уложением 1642 года. Все население России делилось на большие группы, или сословия: дворяне, духовенство, купечество, мещанство. Первые два сословия имели особенно привилегированное положение. Дворяне владели землей и крепостными людьми, имели право распоряжаться судьбами крепостных по своему усмотрению».

Знакомство с фактами биографии писателя и его эпохой

  • Перенесемся во вторую половину XIX столетия и настроимся на восприятие описываемых в повести событий, чтобы лучше сориентироваться в пространстве литературного произведения. Краткую информацию дополним материалами, помещенными в комментариях к повести. Словарная работа: крепостное право, дворянство, крепостные крестьяне. Историческая справка: «Крепостное право было узаконено Соборным уложением 1642 года. Все население России делилось на большие группы, или сословия: дворяне, духовенство, купечество, мещанство. Первые два сословия имели особенно привилегированное положение. Дворяне владели землей и крепостными людьми, имели право распоряжаться судьбами крепостных по своему усмотрению».
Беседа по вопросам на закрепление материала статьи учебника  1. В какой семье родился писатель?  2. Кем были его родители?  3. Как писатель относился к одной из главных проблем своего времени — крепостному праву?

Беседа по вопросам на закрепление материала статьи учебника

  • 1. В какой семье родился писатель?
  • 2. Кем были его родители?
  • 3. Как писатель относился к одной из главных проблем своего времени — крепостному праву?
Клятва молодого Тургенева «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был — крепостничество. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца — с чем поклялся никогда не примиряться».  Своей клятве писатель оставался верным и в жизни, и в творчестве.

Клятва молодого Тургенева

  • «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был — крепостничество. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца — с чем поклялся никогда не примиряться».
  • Своей клятве писатель оставался верным и в жизни, и в творчестве.
Знакомство с исторической основой повести  Образ Герасима имеет реальный прототип. Прототип персонажа — конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для образа в литературе, искусстве, кинематографе.

Знакомство с исторической основой повести

  • Образ Герасима имеет реальный прототип. Прототип персонажа — конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для образа в литературе, искусстве, кинематографе.
Беседа после чтения комментария к повести 1. Была ли описанная история вымышлена писателем или она взята им из жизни?  2. О каких прототипах персонажей повести вам известно из вступительной статьи и комментариев к повести?  3. Чем заканчивается повесть И. С. Тургенева «Муму»? Почему дворник Андрей не уходит от барыни? Почему писатель завершает историю о Герасиме иначе?

Беседа после чтения комментария к повести

  • 1. Была ли описанная история вымышлена писателем или она взята им из жизни?
  • 2. О каких прототипах персонажей повести вам известно из вступительной статьи и комментариев к повести?
  • 3. Чем заканчивается повесть И. С. Тургенева «Муму»? Почему дворник Андрей не уходит от барыни? Почему писатель завершает историю о Герасиме иначе?
Обобщение Андрей остается у барыни, признавая, что слуга должен подчиняться своему хозяину, смириться с несправедливостью. Поступить иначе он не мог: такими были в то время отношения между крепостным и хозяином. Поступок Герасима является своеобразным вызовом. Однако Герасим — это художественный образ, а не реальное лицо. Этот образ не только отразил представления писателя о русском крестьянине, но и стал средством выражения позиции Тургенева, который отвергал крепостничество.

Обобщение

  • Андрей остается у барыни, признавая, что слуга должен подчиняться своему хозяину, смириться с несправедливостью. Поступить иначе он не мог: такими были в то время отношения между крепостным и хозяином. Поступок Герасима является своеобразным вызовом. Однако Герасим — это художественный образ, а не реальное лицо. Этот образ не только отразил представления писателя о русском крестьянине, но и стал средством выражения позиции Тургенева, который отвергал крепостничество.
Чтение и анализ первых глав повести «Муму».  1. С какими персонажами мы знакомимся в начале произведения?  2. Выполнение заданий 2, 3 учебника.  3. Почему барыня решила женить Капитона? Знала ли она о привязанности Герасима к Татьяне?  4. Почему Гаврила не решился сказать барыне о чувствах Герасима? Объясните, с чем связан страх окружающих перед барыней.  5. Вспомните и проследите по тексту, как меняется отношение барыни к собаке. Что стоит за подобным поведением и отношением барыни к Муму? О чем говорит притворный обморок барыни? Сопоставьте отношение барыни к собаке и людям.

Чтение и анализ первых глав повести «Муму».

  • 1. С какими персонажами мы знакомимся в начале произведения?
  • 2. Выполнение заданий 2, 3 учебника.
  • 3. Почему барыня решила женить Капитона? Знала ли она о привязанности Герасима к Татьяне?
  • 4. Почему Гаврила не решился сказать барыне о чувствах Герасима? Объясните, с чем связан страх окружающих перед барыней.
  • 5. Вспомните и проследите по тексту, как меняется отношение барыни к собаке. Что стоит за подобным поведением и отношением барыни к Муму? О чем говорит притворный обморок барыни? Сопоставьте отношение барыни к собаке и людям.
Беседа, направленная на выявление особенностей восприятия повести  1. Назовите имена главных героев повести.  2. Где и когда происходят описываемые писателем события?  3. Какие эпизоды повести вам особенно запомнились?  4. Какие чувства вызвали у вас данные эпизоды?

Беседа, направленная на выявление особенностей восприятия повести

  • 1. Назовите имена главных героев повести.
  • 2. Где и когда происходят описываемые писателем события?
  • 3. Какие эпизоды повести вам особенно запомнились?
  • 4. Какие чувства вызвали у вас данные эпизоды?
Домашнее задание перечитать начало повести и выписать сравнения, употребляемые при раскрытии образа Герасима.

Домашнее задание

  • перечитать начало повести и выписать сравнения, употребляемые при раскрытии образа Герасима.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!