Стараясь выявить содержание повести, исследователи усматривали в ней обличение всей государственной машины России, вплоть до самого царя. Говоря о том, что такая позиция была немыслима для Гоголя (убежденно верующего в справедливость принципа монархической власти для России), сам текст повести противится такому истолкованию.
Просмотр содержимого документа
«Повесть о капитане Копейкине.»
Повесть о капитане Копейкине
Стараясь выявить содержание повести, исследователи усматривали в ней обличение всей государственной машины России, вплоть до самого царя. Говоря о том, что такая позиция была немыслима для Гоголя (убежденно верующего в справедливость принципа монархической власти для России), сам текст повести противится такому истолкованию.
Известен конкретный источник гоголевского Копейкина - народные разбойничьи песни, народная молва о разбойнике Копейкине, уходящая вглубь народной поэзии, и одновременно хронологическая закрепленность образа за эпохой кампании 1812 года. Шайка разбойников под руководством Копейкина воюет только с государственной казной, а частых проезжающих по дорогам отпускает. Почему так?
Да потому, что государство не позаботилось о пенсии или пособиях для инвалидов 1812 года. Видя упущения с Копейкиным, государь "издал строгое предписание создать комитет исключительно с тем, чтобы заняться улучшением участи раненых". Значит, по Гоголю, высшая власть в России (и в первую очередь государь) способна принять правильные, справедливые решения, да вот только не сразу, а только тогда, когда гром уже грянул. Так на Руси устроено: задним умом крепки все, начиная с почтмейстера и Чичикова, и заканчивая государем. Это коренное свойство ума возведено в повести на уровень государственного мышления.
Тема «Маленького человека».
Эта тема главенствует в произведениях Гоголя.
«Маленький человек» в
«Повести о капитане Копейкине»
«Повесть о капитане Копейкине» содержала в себе очень острое политическое жало . И это было верно угадано петербургской цензурой, потребовавшей от автора либо выбросить всю повесть, либо внести в нее существенные поправки. Повесть дала автору возможность поднять тему героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить поведение чиновников губернского города и столицы России, характерного для них эгоизма, на фоне красоты человеческого духа, нравственного величия, подвига народа в защиту Отечества.
Сильный и мужественный, исполненный человеческого достоинства, Копейкин являет собой разительную противоположность бессердечию и произволу столичной власти, трусливой и жалкой знати.
Никогда еще тема «маленького человека» не звучала у Гоголя с такой трагической пронзительностью, с такой силой, ибо «маленький человек» вырастает здесь в фигуру величественную — в защитника и спасителя Родины.
Лирические отступления в поэме. 1. Размышления о типах писателей (7 гл.): Гоголь определяет себя как реалиста-сатирика, как гражданина-борца. 2. Сатирическое изображение общества (1 гл.). 3. Размышления о русском народе и России (11 гл.) 4. Лирические воспоминания о днях своей юности (6 гл.).
Темы сочинений: 1. Смешное и грустное в произведениях Н. В. Гоголя. 2. Души «мёртвые» и «живые» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».