СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клокова Юлия "Повесть о разорении Рязани Батыем" как исторический документ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа представлена  ученицей 8 класса Клоковой Юлией в 2016 году на  научной конференции (г. Рязань)

Просмотр содержимого документа
«Клокова Юлия "Повесть о разорении Рязани Батыем" как исторический документ.»



МОУ «Кораблинская средняя школа №1»











"ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ"

КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ.





Выполнила: ученица 8 класса

Клокова Юлия

Руководитель:Баранова Е.Е.

















2016 г.

Литература Древней Руси прекрасно отражает свою эпоху. Она знакомит нас с важными историческими событиями и лицами, мировоззрением наших далеких предков, поднимает вопросы, которые были наиболее актуальны в то время. Это и делает ее равной историческим документам, хотя и более интересной, благодаря художественному своеобразию древних текстов.

От рязанской литературы сохранился один-единственный памятник - это своеобразный свод, составленный и разновременно пополнявшийся при церкви Николы в небольшом рязанском городе Заразске. В составе этого свода, многократно переписывавшегося в течение столетий и расходившегося по всей Руси во множестве списков, дошла до нас и "Повесть о разорении Рязани Батыем" - одно из лучших произведений древнерусской литературы. Ее читали, переписывали и редактировали в течение по крайней мере четырех веков. Вместе с ним она претерпевала все изменения; в его составе, очевидно, приобрела и свою окончательную форму, в которой она известна нам по спискам XVI и XVII вв., в двух своих основных редакциях. Ученые, исследовавшие этот памятник литературы, обнаружили 11 редакций произведения. Неизвестный автор смог одновременно показать и те печальные и губительные последствия, к которым приводит раздробленность Руси, и доблесть простых воинов и князей, неустрашимость русских солдат перед лицом смерти. Главным мотивом этого произведения является именно прославление доблести и храбрости защитников Рязани, смело противостоявших врагу.

Когда и как возникла "Повесть о разорении Рязани Батыем"? Составлена она была не сразу после нашествия Батыя. Это видно из того, что многие детали этого нашествия стерлись и как бы восстановлены по памяти. И вместе с тем "Повесть о разорении Рязани" не могла возникнуть и позднее середины XIV в. За это говорит и самая острота переживания событий Батыева нашествия, не сглаженная и не смягченная еще временем, и ряд характерных деталей, которые могли быть памятны только ближайшим поколениям. Не забыты еще "честь и слава" рязанских князей, аманаты, которых брали рязанские князья у половцев, родственные отношения рязанских князей с черниговскими; Коломна еще выступает как рязанский город (Глеб Коломенский сражается вместе с рязанскими князьями). Автор помнит и то, что Успенский собор в Рязани весь погорел и почернел от дыма. Автор говорит об "узорочье" рязанском, помнит и то, что в Рязани находилась казна черниговская и киевская, и многое другое. Но, самое главное, Старая Рязань не пришла еще во время составления этой "Повести" к своему окончательному уничтожению, к которому она пришла только в конце XIV в., когда и самая столица Рязанского княжества была перенесена в Переяславль-Рязанский. Ведь заключается "Повесть" рассказом о том, что князь Ингварь Ингоревич восстанавливает разоренную Рязань, и нет и намека на ее окончательное разрушение, к которому ее привели походы татар в 70-х гг. XIV в. Успенский собор только почернел от пожара, но еще не разрушен, в Рязани еще можно похоронить ее князей. Заключительный светлый аккорд "Повести" (восстановление Рязани князем Ингварем Ингоревичем) еще ничем не омрачен. Вернее всего считать, что "Повесть о разорении Рязани" составлена в первой половине XIV в. Уже в начале XV в. "Повесть о разорении Рязани Батыем" отразилась в Московском летописном своде Фотия 1418 г.: целый ряд деталей в описании разорения Москвы Тохтамышем перенесен в этот свод из "Повести о разорении Рязани"9. Этих деталей еще нет в предшествующей московской летописи 1409 г. 10 Они целиком взяты из "Повести".

Основные редакции "Повести" донесли до нас ее первоначальный текст с очень небольшими отличиями от того, каким он вышел из-под пера ее автора. Если исключить плач Ингваря Ингоревича, эпизод с Олегом Красным и, может быть, описание гибели Федора и Евпраксии, то все остальное должно быть отнесено к первоначальному, авторскому тексту "Повести". К нему же относится, несомненно, и центральный эпизод с Евпатием Коловратом. Он сюжетно закончен, целиком принадлежит какой-то не дошедшей до нашего времени былине, но записан он в "Повести" в той же стилистической манере с рядом характерных и для других частей оборотов, выражений.

"Повесть о разорении Рязани Батыем" - летописное произведение. Неизвестный автор рассказывает в нем о трагических событиях, произошедших в 1237 году. Точное указание даты описанных событий-это первый факт, определяющий принадлежность повести к историческим документам.

Это эпическое предание о гибели рязанских князей в битве с Батыем проникло и в летопись, с той только разницей, что летопись не называет имен рязанских князей. По рассказу летописи, рязанские князья послали гордый ответ Батыю: "олна нас всех не будеть, тоже все то ваше будеть"6. И собираются на реку Воронеж на битву с Батыем. Предварительно они посылают к великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу с мольбою о помощи и, получив отказ, выходят одни и гибнут в неравном бою. Это предание летописи, почти дословно повторенное в "Повести", разбивается, однако, местным заразским преданием о гибели Федора, его жены и сына, отчасти повторяющим уже рассказ первой "Повести", но дополненным некоторыми подробностями, очевидно фольклорного происхождения.

Какие же исторические факты известны об этом событии?

…16 декабря 1237 года войско Батыя осадило Рязань. Многократно превосходившие числом монголы непрерывно штурмовали город. Бои шли до 21 декабря. Неприятель разрушил крепостные укрепления и сровнял Рязань с землёй. Пленных монголы рубили саблями и расстреливали из луков.

По преданию, богатырь Евпатий Коловрат, родом «из рязанских вельмож», собрал дружину численностью 1700 человек. Они двинулись за монголами и догнали их в Суздальской земле. «Немилосердно истребляя» завоевателей, дружинники во главе с Евпатием пали в неравном бою. Монгольские военачальники были поражены мужеством русских воинов: «Мы со многими царями во многих землях, на многих бранях (битвах) бывали, а таких удальцов не видали и отцы наши не рассказывали нам. Ибо это люди крылатые, не знающие смерти, так крепко и мужественно билися: один с тысячей, а два с тьмой. Ни один из них не может уехать живым с побоища».

От Рязани войско Батыя двинулось на Коломну. ..

Однако простые исторические факты не могут передать дух времени, это по силам лишь литературе.

Автор «Повести…» дополняет летописные сведения огромным количеством фактов, не отраженных в исторических документах: называет имена всех рязанских князей, их жен, близких, хотя Д.С.Лихачев отмечает некоторые детали, которые противоречат документальным источникам. Например, следующий.

Явившись на пограничную со степью реку Воронеж, Батый прислал к рязанским князьям "послов бездельных" с требованьем уплатить "во всем десятину". Рязанский князь Юрий Ингоревич созывает на совещание князей Рязанской земли. В повести в совещании принимают участие живые и мертвые, поскольку многих из созываемых, по "Повести", Юрием князей фактически к 1237 г. уже не было в живых: Давид Муромский умер в 1228 г., Всеволод Пронский - отец Кир Михаила Пронского, упоминаемого в дальнейшем, - умер еще раньше, в 1208 г. Сзывает Юрий и Олега Красного и Глеба Коломенского (последний упоминается не во всех списках и по летописи не известен). Родственные отношения всех этих князей эпически сближены, все они сделаны братьями. В последующей затем битве все эти князья гибнут, хотя об Олеге Красном (на самом деле не брате, а племяннике Юрия) известно, что он пробыл в плену у Батыя до 1252 г. и умер в 1258 г. Это соединение всех рязанских князей - живых и мертвых - в единое братское войско, затем гибнущее в битве с татарами, вызывает на память эпические предания о гибели богатырей на Калках, записанные в поздних летописях XV-XVI вв. Там также были соединены "храбры" разных времен и разных князей (Добрыня - современник Владимира I и Александр Попович - современник Липицкой битвы 1212 г.). И здесь и там перед нами, следовательно, результат общего им обоим эпического осмысления Батыева погрома как общей круговой чаши смерти для всех русских "храбров".

«Повесть…»описывает события, связанные с нашествием, очень подробно и эмоционально. Но начинается повествование с других важных фактов.

В 6733, иначе в 1225, году при великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском, и при великом князе Ярославе Новгородском, и сыне его Александре Невском, и при Рязанском великом князе Юрии Ингоревиче был принесен из знаменитого города Корсуни (Херсонеса) чудотворный образ Николы в Рязанскую землю к благоверному князю Федору Юрьевичу Рязанскому. Этим кратким сообщением начинается первая повесть заразского "свода", рассказывающая о том, как совершилось это перенесение. Топографически точно сообщается в ней затем о том, где стояла в Корсуни эта икона: посреди града, близ церкви Якова, в которой когда-то крестился князь Владимир I Святославич, сзади алтаря, в большой "красной" палате, где пировали греческие цари Василий и Константин Порфирогенит, выдавшие за Владимира свою сестру Анну. Повесть сообщает попутно подробности крещения Владимира: его крестил епископ Анастасий Корсунский и попы Анны; перед крещением Владимир ослеп и вновь прозрел при крещении. Затем повесть переходит непосредственно к теме "перенесения" иконы Николы. Ее перенес "служитель" иконы корсунянин Евстафий, под воздействием являвшегося ему во сне самого Николы. Три раза являлся во сне Никола Евстафию с требованием взять свою жену, сына, одного из клириков и вместе с иконою двинуться в далекий путь на Рязанскую землю. В последний, третий раз Никола явился Евстафию, "утыкая его в ребра". Но Евстафий все же не решается идти в незнакомую страну и только после того, как Никола послал на него слепоту и "болезнь главную" (головы), он дает обещание отправиться и тотчас же выздоравливает.

Путь на Рязань "правит" Евстафию сам Никола. Он запрещает Евстафию идти обычным путем, напрямик через землю половцев, и указывает ему другой, безопасный путь - вокруг Европы. Евстафий отправляется в устье Днепра, где, очевидно, находилась крупная морская гавань, садится там на корабль и плывет в море Варяжское и прибывает в город Кесь или, по другим вариантам повести, в Ригу. И Рига, и Кесь (ныне Цесис, старый Венден) были известны в Древней Руси как крупные центры русской торговли с Прибалтикой: через Ригу шел торговый путь на Полоцк, через Кесь - на Псков. Отсюда, из Кеси или Риги, Евстафий добирается уже "сухим путем" до Новгорода, где и пребывает много дней. Новгород так понравился жене Евстафия, что она пожелала остаться в нем навсегда и скрылась от мужа. Но Никола и здесь проявляет настойчивость: пораженная внезапной болезнью, она выздоравливает только после горячей молитвы Евстафия к Николе и вновь двигается в путь за своим мужем.

После столь длительного путешествия Евстафий с иконой и семьей достигает наконец Рязанской земли и здесь, уже у цели, впадает в новое сомнение: куда идти и где "обрести в ней покой". Но Никола и на этот раз устраивает все к лучшему. Он является во сне рязанскому князю Федору и велит ему идти навстречу образу, обещая "царствие небесное" ему, его жене и сыну. Князь Федор, который не был женат и не имел детей, впал в недоумение: "аз бо ни браку сочетася, ни плода чрева имех", но послушно идет и торжественно встречает образ. Отец Федора князь Юрий, услышав о происшедшем, идет в область к своему сыну вместе с епископом рязанским Ефросином и строит храм во имя Николы Корсунского. Немного лет спустя Федор Юрьевич вступает в брак, взяв себе супругу из царского рода именем Евпраксию, которая и родит ему сына Ивана Постника.

Существует несколько объяснений этой части первой повести. Древнейшее принадлежит автору одной из переработок нашего "свода" первой половины XVII в.: "О таковых же преславных чюдесах и знамении и прехождении от места на место, от страны во страну и от града во град в божественном писании в различных повестях много о святых иконах повествуют..." (список Библиотеки АН СССР. № 38.4.40). Давая затем едва ли не самый полный список всех повестей на тот же сюжет - перенесение святынь с места на место, - автор этой переработки свода рязанских повестей рассматривает свою повесть как пример традиционного жизненного положения: так, по его мнению, всегда бывает перед "казнию божиею".

Как пример традиционного, "ходячего" сюжета, на этот раз уже без всякой связи с историей, с действительностью, рассматривали эту повесть и представители компаративистской школы в литературоведении. Однако в этой повести о "чудесном" перенесении иконы больше жизненной правды, чем это может показаться с первого взгляда. В форму "чуда" в ней облечено жизненно реальное, историческое содержание. И далеко не случайными оказываются в ней многие детали.

Почему же, в самом деле, так настойчиво гнал Никола своего служителя со своею иконою из Корсуни, почему выбрал он для нового места своего пребывания именно Рязань? Гнал Евстафия, конечно, не Никола, - гнали половцы, пришедшие в движение после Калкской битвы, вспугнутые движением монголо-татарских орд, наполнившие причерноморские степи и отрезавшие Корсунь от севера. Вспомним, что путешествие Евстафия относится к "третьему лету после Калкского побоища" и что Никола "запрещает" Евстафию идти через опасные половецкие степи. Не случайно также для нового, более безопасного местопребывания "покровителя" торговли Николы была выбрана Рязань. Связи Рязани с Северным Кавказом и черноморским побережьем прослеживаются с давних пор. Задолго до возникновения самой Рязани здесь уже существовали связи с Северным Причерноморьем. В 1926 г. близ города Старая Рязань В. А. Городцов нашел бронзовую монету боспорского царя Савромата IV. Еще несколько монет, говорящих о тех же связях с Северным Причерноморьем, были найдены другим археологом - А. В. Федоровым. Через Северное Причерноморье проникли, очевидно, на территорию будущей Рязани и римские мечи4. Наконец, каменное зодчество самой Рязани неоднократно заставляло предполагать те же связи с Кавказом. Когда тесные связи Рязани с Причерноморьем определились вхождением Тмуторокани (район нынешней Тамани), Чернигова и Муромо-Рязанской земли в единое владение Святослава Ярославича, мы видим и обратное явление: именно к этому времени, по-видимому, относятся многочисленные остатки керамики рязанского типа, найденные В. А. Городцовым на Кубани и в пределах древнего Тмутороканского княжества5. Впрочем, в первой половине XIII в. эти древние связи настолько ослабли, что Евстафий мог сослаться на свое незнание Рязанской земли.

Автор воссоздает облик и события прошлого, подробно останавливается на описании местности, местоположения городов российских и дорог, что делает произведение документальным. Легко воссоздать облик России того времени.

Спустя 12 лет после того как в Рязань из Херсонеса была перенесена чудотворная икона св. Николая, на Русь пришло огромное войско татар. Возглавлял его хан Батый.

Когда войска Батыя вторглись на Русскую землю и подступили к первому из лежавших на их пути русских городов - к Рязани, - город этот представлял собою величественное зрелище. Старая Рязань была расположена на высоком правом берегу Оки, несколько ниже устья Прони, невдалеке от нынешнего города Спасска. Обращенная к реке сторона Рязани, имевшая в длину почти километр, была видна издали. Вокруг города были насыпаны земляные валы, остатки которых еще и сейчас достигают полутора километров в длину. Высота их ко времени нашествия Батыя была больше семи метров. Они были дополнены деревянной крепостной стеной, шедшей по их верху и состоявшей из плотно приставленных друг к другу бревенчатых срубов, наполненных землей. Перед валом со стеной находился глубокий ров. Со стороны Оки город имел и естественную защиту - крутизну высокого обрывистого берега. За этими мощными оборонительными сооружениями виднелись два белых высоких каменных храма - Успенский и, по-видимому, Борисоглебский, стоявших над обрывом берега на двух противоположных концах города. Они были сложены из плитчатых кирпичей почти квадратной формы. Снаружи стены их были украшены белокаменной резьбой и скульптурой. Внутри они были расписаны фресковой живописью, полы храмов были выложены плитами, покрытыми поливой. Кроме этих каменных храмов, в Рязани было и немало деревянных. Высокие храмы были тесно окружены многочисленными деревянными избами жителей. Невеликие по объему (несколько больше обычной шестиметровой деревенской избы), дома эти имели тесовые крыши, полы из колотых досок и глинобитные печи посередине, топившиеся по-черному. Некоторые из домов были полуземляночного характера1.

Привыкшие к далеким торговым путешествиям на Восток по Оке и Волге и на Юг к Черному морю по Дону, жители Рязани отличались энергией и предприимчивостью, а пограничное положение Рязанского княжества и постоянные войны со степными народами воспитали в них привычку держать оружие в руках. Враждебные Рязани летописи соседних княжеств отмечают в обычаях рязанцев "буюю речь" и "непокорство". Своя, местная рязанская литература называет их "удальцами", "резвецами", "узорочием и воспитанием рязанским".

Историческая литература опирается на исторические данные, однако для нее характерен и творческий вымысел, без которого искусство невозможно. Войско остановилось неподалеку от рязанских земель. Хан отправил своих послов к Юрию Ингваревичу, рязанскому князю. Он потребовал выплаты дани в количестве десятой доли от всех богатств, какими обладает рязанская земля. Князь сразу же направил во Владимир с просьбой о помощи своих гонцов. Этим городом управлял Георгий Всеволодович. Однако тот не откликнулся на зов. Тогда Юрий Ингваревич созвал совет. Он пригласил на него своих братьев, а также других князей. На совете следовало решить, как смягчить дарами Батыя, чтобы он не пошел войной на русские земли. Федор не покоряется Батыю. Рязанский князь послал с дарами Федора, своего сына, к татарскому хану. Батый их принял и лживо пообещал не начинать войну с Рязанью. За это он начал требовать дочерей и сестер князей в наложницы. Какой-то знатный житель Рязани, обуреваемый завистью, сообщил хану о том, что у Федора Юрьевича Рязанского супруга из царского рода. Кроме того, она прекраснее всех остальных женщин города. Безбожный хан Батый обратился к князю с требованием привести к нему княгиню. Однако Федор Юрьевич бесстрашно ответил ему, сказав, что христианам негоже водить своих жен к нечестивому царю на блуд. Супругами ихними Батый будет владеть лишь тогда, когда сумеет одолеть русских. Тогда хан приказал воинам убить этого непокорного князя, а также всех прибывших с ним. Тела мертвых он распорядился бросить диким зверям на растерзание. Однако одному из приближенных князя удалось уцелеть. Он тайно унес тело Федора и предал его земле, после чего пришел к княгине Евпраксии, его жене, и рассказал о том, как погиб ее супруг. Получив столь горестную весть, княгиня бросилась вниз с высокой башни и разбилась насмерть. На руках она держала Ивана, своего сына, который тоже погиб. Конечно, исторические документы только констатируют факт, неизвестный же автор внес в описание свою личную оценку событий и создал незабываемые характеры русских людей, достойных нашей памяти.

Юрий Ингваревич решает дать отпор врагу . Герои повести всеми силами пытались бороться с врагом. Юрий Ингваревич, рязанский князь (отец Федора), узнав о том, что случилось с его сыном, долгое время горевал вместе со своей супругой и родными. О смерти Федора скорбел весь город. Юрий Ингваревич решил отомстить врагам. Он собрал войско. Прежде всего Юрий обратился к Богу с молитвой. Он попросил его помощи в истреблении врагов. После этого князь обратился к своим воинам. Он сказал им о том, что они приняли из Господних рук благое, поэтому стоит потерпеть и злое. Лучше добыть себе вечную славу смертью, чем быть во власти поганых. Юрий Ингваревич сказал, что готов выпить смертную чашу раньше всех за христианскую веру, за Божии церкви и за отчизну Ингваря Святославича, великого князя. Рязанский князь отправился в церковь и молился здесь Николаю Чудотворцу, а также Борису и Глебу, родственником которых являлся. Затем он попрощался со своей супругой и принял от священников благословение. Князь отправился в поход против отрядов Батыя. Битва Юрия Ингваревича с Батыем Битва произошла у рязанских границ. Она была беспощадной и долгой. Пало множество татарских воинов, и Батый испугался. Однако войско его значительно превосходило по численности дружину рязанского князя. Неизвестный автор отмечает, что велики и непреоборимы были батыевы силы. Настолько, что одному рязанцу приходилось биться с тысячей врагов, а двум - с десятью тысячами. В этом бою погибли и рязанский князь, и его братья, и множество других воинов, воевод и князей. Однако не только об этом "Повесть о разорении Рязани Батыем". Автор пишет, что ни один из русских воинов не убоялся смерти, не повернул назад - вот что важно. А нашествие Батыя произошло за грехи людские по воле Бога. Олега Ингваревича, одного из братьев князя, захватили татары живым в плен. Он был жестоко изранен. Сначала Батый хотел спасти Олегу Ингваревичу жизнь, если тот примет его веру. Однако князь отказался от этого предложения, назвав при этом хана врагом христианства и безбожником. Батый был в ярости. Он приказал изрубить на куски Олега Ингваревича.

Батый пришел под стены Рязани со своим войском. Он осадил город. Битва продолжалась в течение пяти дней. Воины хана сменяли друг друга. Без отдыха сражались жители города. Многие из них были ранены, и многие погибли. Рано утром, в шесть часов, отряды Батыя пошли на город со стенобитными орудиями, с огнями и бесчисленными лестницами. 21 декабря им удалось взять Рязань. Завоеватели направились в церковь. Здесь находилась мать рязанского князя, а также другие княгини. Все они были изрублены мечами. Священнослужители также погибли: кто-то от мечей неприятеля, а многие были сожжены в церкви. Население города истребляли, включая женщин и детей. Одних топили в реке, других убивали оружием. Враги разрушили Рязань и сожгли город. Неизвестный автор отмечает, что ни одного живого не осталось в нем. Не было ни плачущего, ни стонущего. Все лежали вместе мертвые. А причина всему этому - людские грехи. Батый отправляется дальше со своими войсками. Он идет на Владимир и Суздаль, хочет завоевать все государство русское, разрушить церкви и полностью искоренить христианскую веру.

Ингварь Ингваревич, брат рязанского князя, в это время находится в Чернигове, и Евпатий Коловрат, рязанский вельможа, вместе с ним. Они отправляются на помощь жителям Рязани, однако прибывают поздно, когда город был уже разорен. Евпатий решает собрать войско и сразиться с татарами. Он нападает на Батыя внезапно и сражается так, что "мечи тупятся". Удаль и храбрость русских, в частности Евпатия Коловрата, поражают врага. Хостоврул, шурин Батыя, хвастает, что возьмет живым Евпатия вместе с его дружинниками. В поединке сходятся Коловрат и Хостоврул. Русский богатырь "до седла" рассекает пополам шурина Батыя. Татарам, однако, удается убить Коловрата. Но даже мертвого Евпатия они боятся. Автор отмечает, что враги испытывают к русским храбрецам уважение. А Батый говорит, что если бы такой человек, как Коловрат, служил у него, он бы приблизил его к себе. Приближается к финалу "Повесть о разорении Рязани Батыем". Ингварь Ингваревич оплакивает своих родственников, мать и братьев. Он приказывает отыскать трупы Олега Ингваревича, Юрия Ингваревича, Федора Юрьевича и др. С христианскими почестями он хоронит жену и сына Федора. Ингварь Ингваревич теперь рязанский князь. Он обновляет город: заново строит монастыри, церкви, собирает людей. Бог избавил христиан от безбожного Батыя. 

В историческое повествование включены эпизоды, воссоздающие особенности русского народного характера. Узнав о смерти своего мужа, княгиня Евпраксия бросилась с сыном из "превысокого своего храма" (в некоторых списках - терема) "на среду земли" и "заразилась" (ударилась) до смерти. "И от сея вины зовется великий чудотворец Николае - Заразский, яко благоверная княгиня Еупраксея и с сыном со князем Иваном сама себя заразиша". От этого якобы и место, где "заразилась" Евпраксия, стало называться Заразским. Перед нами, следовательно, типичное для средневековой литературы объяснение названия города. На самом деле название Заразска (ныне Зарайска) вряд ли может быть так объясняемо и скорее должно производиться от находящихся близ него "зараз" - оврагов.

Еще одна вставка разрывает ткань повествования о битве рязанских князей: это рассказ о мученической кончине Олега Красного, по-разному соединенный с основным рассказом в различных редакциях "Повести".

Заключается "Повесть" подробным рассказом о похоронах павших князей приехавшим из Чернигова князем Ингварем Ингоревичем. Плач Ингваря Ингоревича по павшим занимает немалое место в последней части этой второй повести. Затем следует похвала рязанским князьям и сообщение о вокняжении Ингваря Ингоревича и об обновлении им Рязанской земли.

В чем же замысел этой второй, лучшей в своде, "Повести о разорении Рязани Батыем"? В том ли только, чтобы сохранить для памяти потомства горькие события Батыева нашествия на Рязань? Конечно, нет; в ней мало летописного, в ней не так уж выявлена и фактическая сторона событий, а с другой стороны, вся она подчинена лирическому настроению, ее рассказ полон внутреннего пафоса.

Как сложилась "Повесть о разорении Рязани Батыем", откуда черпал автор свои сведения? Вопрос этот не может быть разрешен во всех деталях, но в основном ответить на него нетрудно. Автор имел в своем распоряжении Рязанскую летопись, современную событиям, весьма вероятно, краткую, без упоминания имен защитников Рязани. Отрывки именно этой летописи дошли до нас в составе Новгородской первой летописи. Вот почему между рассказом Новгородской первой летописи о событиях нашествия Батыя и "Повестью о разорении Рязани" имеются буквальные совпадения. Впоследствии эта летопись была утрачена в самой Рязани. Кроме нее, автор имел в своем распоряжении княжеский рязанский помянник, где были перечислены умершие рязанские князья, но без указаний, где и когда умер каждый из них. Отсюда-то и дополнил автор рассказ рязанской летописи именами рязанских князей, сделав их всех участниками защиты Рязани. Вот почему в "Повести" такое большое внимание уделено похоронам князей, тем более что могилы рязанских князей были перед глазами у автора "Повести". Вот почему также в древнейшем варианте "Повести" ничего не говорится о похоронах Евпатия: его имя и весь рассказ о нем были взяты из другого источника. Этот другой источник был самым главным: им были для автора народные сказания. Именно они-то не только дали автору "Повести" основные сведения, но и определили художественную форму "Повести", сообщив ей и местный колорит, и глубину настроения, отобрав и художественные средства выражения. Конечно, автор составлял не былину и не историческую песнь, но в своем книжном произведении он прибег только к тем книжным художественным средствам, которые не противоречили его собственным народным вкусам, и к тем средствам народной поэзии, которые можно было ввести в книжность без решительной ломки всей книжной системы творчества средневековья. В этом основа близости "Повести" к фольклору: эта близость выступает как стремление сблизить фольклор и книжность, но не как попытка заменить одно другим. Фольклорная основа "Повести" творчески переработана ее автором, создавшим свою систему художественной выразительности, близкую к художественной структуре "Слова о полку Игореве" и подчиненную тем же задачам.

Несмотря на то, что отдельные произведения рязанского цикла созданы разными авторами и в разное время, они художественно неразъединимы. При разности литературных стилей, в которых они написаны, в них ощущается единое восприятие событий - как монументальных, грозных, роковых, охватывающих всю Русь. Первая повесть - о перенесении образа Николы из Корсуни - преисполнена острого предчувствия надвигающейся опасности, опасности для всей Русской земли. Она как бы обращена к будущему. Центральная повесть - о разорении Рязани - также не носит узко местного характера. Она рисует нашествие Батыя как нашествие на всю Русскую землю; Рязань - это только часть Русской земли. Она центральная в цикле потому, что события, изображенные в ней, - как бы кульминация русской истории. Это расплата за отсутствие единства в русских князьях, за их свары и "непособие" друг другу. Это повесть о настоящем Русской земли. "Похвала роду рязанских князей" - это похвала прошлому, былому могуществу и процветанию не только Рязани, но и всей Русской земли. Но эта похвала прошлому есть одновременно и оплакивание этого прошлого, плач о случившемся, его оценка и забота о будущем Руси. Таким образом, центральная повесть рязанского цикла - "Повесть о разорении Рязани Батыем" - дана в окружении обращенных к ней произведений, помогающих понять значительность исторических событий нашествия11. Значимость этого произведения как исторического документа невозможно переоценить.





























Литература Древней Руси прекрасно отражает свою эпоху. Она знакомит нас с историческими событиями и лицами, мировоззрением наших предков. Это и делает ее равной историческим документам, хотя и более интересной, благодаря художественному своеобразию древних текстов.

От рязанской литературы сохранился единственный памятник - это своеобразный свод, составленный и пополнявшийся в разное время при церкви Николы в небольшом рязанском городе Заразске. В составе этого свода дошла до нас и "Повесть о разорении Рязани Батыем" - одно из лучших произведений древнерусской литературы. Ее читали, переписывали и редактировали в течение по крайней мере четырех веков. Ученые обнаружили 11 редакций произведения.

Когда и как возникла "Повесть о разорении Рязани Батыем"? Составлена она была не сразу после нашествия Батыя. Многие детали этого нашествия стерлись и как бы восстановлены по памяти ,но еще не сглажены временем. Коломна еще выступает как рязанский город . Автор помнит и то, что Успенский собор в Рязани весь погорел и почернел от дыма. что в Рязани находилась казна черниговская и киевская Но, самое главное, Старая Рязань еще не была полностью уничтожена , что произошло в конце XIV в., когда и самая столица Рязанского княжества была перенесена в Переяславль-Рязанский.

"Повесть о разорении Рязани Батыем" - летописное произведение. Неизвестный автор рассказывает в нем о трагических событиях, произошедших в 1237 году. Точное указание даты описанных событий-это первый факт, определяющий принадлежность повести к историческим документам.

Какие же исторические факты известны об этом событии?

…16 декабря 1237 года войско Батыя осадило Рязань. Многократно превосходившие числом монголы непрерывно штурмовали город. Бои шли до 21 декабря. Неприятель разрушил крепостные укрепления и сровнял Рязань с землёй. Пленных монголы рубили саблями и расстреливали из луков.

По преданию, богатырь Евпатий Коловрат, родом «из рязанских вельмож», собрал дружину численностью 1700 человек. Они двинулись за монголами и догнали их в Суздальской земле. «Немилосердно истребляя» завоевателей, дружинники во главе с Евпатием пали в неравном бою. Монгольские военачальники были поражены мужеством русских воинов: «Мы со многими царями во многих землях, на многих бранях (битвах) бывали, а таких удальцов не видали и отцы наши не рассказывали нам. Ибо это люди крылатые, не знающие смерти, так крепко и мужественно билися: один с тысячей, а два с тьмой. Ни один из них не может уехать живым с побоища».

Однако простые исторические факты не могут передать дух времени, это по силам лишь литературе.

Автор «Повести…» дополняет летописные сведения огромным количеством фактов, не отраженных в исторических документах: называет имена всех рязанских князей, их жен, близких, хотя академик Д.С.Лихачев отмечает некоторые детали, которые противоречат документальным источникам. Например, следующий.

Князь Юрий Ингоревич созывает на совещание князей Рязанской земли. В повести в совещании принимают участие живые и мертвые, поскольку многих из созываемых, по "Повести", Юрием князей фактически к 1237 г. уже не было в живых.

Родственные отношения всех этих князей эпически сближены, все они сделаны братьями. В последующей затем битве все эти князья гибнут, хотя об Олеге Красном (на самом деле не брате, а племяннике Юрия) известно, что он пробыл в плену у Батыя до 1252 г. и умер в 1258 г. Это соединение всех рязанских князей - живых и мертвых - в единое братское войско, затем гибнущее в битве с татарами -осмысление Батыева погрома как общей круговой чаши смерти для всех русских "храбров".

«Повесть…»описывает события, связанные с нашествием, очень подробно и эмоционально. Но начинается повествование с других важных исторических фактов.

В 1225, году при великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском был принесен из знаменитого города Корсуни (Херсонеса) чудотворный образ Николы в Рязанскую землю к благоверному князю Федору Юрьевичу Рязанскому. Топографически точно сообщается в ней затем о том, где стояла в Корсуни эта икона. Ее перенес "служитель" иконы корсунянин Евстафий, под воздействием являвшегося ему трижды во сне самого Николы. Только после того, как Никола послал на него слепоту и "болезнь главную" (головы), он дает обещание отправиться в Рязань и тотчас же выздоравливает.

Путь на Рязань "правит" Евстафию сам Никола, запрещает ему идти обычным путем, напрямик через землю половцев, и указывает ему другой, безопасный путь - вокруг Европы.

Почему же так настойчиво гнал Никола своего служителя со своею иконою из Корсуни, почему выбрал он для нового места своего пребывания именно Рязань? Гнал Евстафия, конечно, не Никола, - гнали половцы, пришедшие в движение после Калкской битвы. Не случайно для нового, более безопасного местопребывания "покровителя" торговли Николы была выбрана Рязань.

Автор воссоздает облик и события прошлого, подробно останавливается на описании местности, местоположения городов российских и дорог, что делает произведение документальным.По описанию легко воссоздать облик России того времени.

Спустя 12 лет после того как в Рязань из Херсонеса была перенесена чудотворная икона св. Николая, на Русь пришло огромное войско татар. Возглавлял его хан Батый.

Когда войска Батыя вторглись на Русскую землю и подступили к первому из лежавших на их пути русских городов - к Рязани, - город этот представлял собою величественное зрелище. Старая Рязань была расположена на высоком правом берегу Оки. Вокруг города были насыпаны земляные валы, остатки которых еще и сейчас достигают полутора километров в длину. Высота их ко времени нашествия Батыя была больше семи метров. Они были дополнены деревянной крепостной стеной. Перед валом со стеной находился глубокий ров. Со стороны Оки город имел и естественную защиту - крутизну высокого обрывистого берега. Кроме каменных храмов, в Рязани было и немало деревянных

Историческая литература опирается на исторические данные, однако для нее характерен и творческий вымысел, без которого искусство невозможно. Войско остановилось неподалеку от рязанских земель. Хан отправил своих послов к Юрию Ингваревичу, рязанскому князю. Он потребовал выплаты дани в количестве десятой доли от всех богатств, какими обладает рязанская земля. Рязанский князь послал с дарами Федора, своего сына, к татарскому хану. Батый их принял и лживо пообещал не начинать войну с Рязанью. За это он начал требовать дочерей и сестер князей в наложницы. Какой-то знатный житель Рязани, обуреваемый завистью, сообщил хану о том, что у Федора Юрьевича Рязанского супруга из царского рода, прекраснее всех женщин города. Безбожный хан Батый обратился к князю с требованием привести к нему княгиню. Однако Федор Юрьевич бесстрашно ответил ему, что христианам негоже водить своих жен к нечестивому царю на блуд. Тогда хан приказал воинам убить этого непокорного князя, а также всех прибывших с ним.

Княгине Евпраксии, его жена, узнав о гибели мужа, бросилась вниз с высокой башни и разбилась насмерть. На руках она держала Ивана, своего сына, который тоже погиб. Конечно, исторические документы только констатируют факт, неизвестный же автор внес в описание свою личную оценку событий и создал незабываемые характеры русских людей, достойных нашей памяти.

Юрий Ингваревич решает дать отпор врагу . Неизвестный автор отмечает, что велики и непреоборимы были батыевы силы. Настолько, что одному рязанцу приходилось биться с тысячей врагов, а двум - с десятью тысячами. В этом бою погибли и рязанский князь, и его братья, и множество других воинов, воевод и князей. Однако не только об этом "Повесть о разорении Рязани Батыем". Олега Ингваревича, одного из братьев князя, захватили татары живым в плен. Он был жестоко изранен. Сначала Батый хотел спасти Олегу Ингваревичу жизнь, если тот примет его веру. Однако князь отказался от этого предложения, назвав при этом хана врагом христианства и безбожником. Батый был в ярости. Он приказал изрубить на куски Олега Ингваревича.

Батый пришел под стены Рязани со своим войском. Битва продолжалась в течение пяти дней.. Без отдыха сражались жители города. Многие из них были ранены, и многие погибли. 21 декабря врагам удалось взять Рязань. Завоеватели направились в церковь. Здесь находилась мать рязанского князя, а также другие княгини. Все они были изрублены мечами.. Враги разрушили Рязань и сожгли город. Неизвестный автор отмечает, что ни одного живого не осталось в нем. Не было ни плачущего, ни стонущего. Все лежали вместе мертвые

Ингварь Ингваревич, брат рязанского князя, в это время находится в Чернигове, и Евпатий Коловрат, рязанский вельможа, вместе с ним. Евпатий решает собрать войско и сразиться с татарами. Он нападает на Батыя внезапно и сражается так, что "мечи тупятся".. В поединке сходятся Коловрат и Хостоврул. Русский богатырь "до седла" рассекает пополам шурина Батыя. Татарам, однако, удается убить Коловрата. Но даже мертвого Евпатия они боятся. Автор отмечает, что враги испытывают к русским храбрецам уважение

Ингварь Ингваревич оплакивает своих родственников, мать и братьев. Он приказывает отыскать трупы Олега Ингваревича, Юрия Ингваревича, Федора Юрьевича и др. С христианскими почестями он хоронит жену и сына Федора. Ингварь Ингваревич теперь рязанский князь. Он обновляет город: заново строит монастыри, церкви, собирает людей.

Заключается "Повесть" подробным рассказом о похоронах павших князей приехавшим из Чернигова князем Ингварем Ингоревичем. Затем следует похвала рязанским князьям и сообщение о вокняжении Ингваря Ингоревича и об обновлении им Рязанской земли.

В чем же замысел этой второй, лучшей в своде, "Повести о разорении Рязани Батыем"? В том ли только, чтобы сохранить для памяти потомства горькие события Батыева нашествия на Рязань? Конечно, нет; в ней мало летописного, в ней не так уж выявлена и фактическая сторона событий,по мнению Д.С.Лихачева, а с другой стороны, вся она подчинена лирическому настроению, ее рассказ полон внутреннего пафоса.

Как сложилась "Повесть о разорении Рязани Батыем", откуда черпал автор свои сведения? Автор имел в своем распоряжении Рязанскую летопись, современную событиям, вероятно, краткую, без упоминания имен защитников Рязани ,княжеский рязанский помянник, где были перечислены умершие рязанские князья, но без указаний, где и когда умер каждый из них. Отсюда-то и дополнил автор рассказ рязанской летописи именами рязанских князей, сделав их всех участниками защиты Рязани. В "Повести" ничего не говорится о похоронах Евпатия: его имя и весь рассказ о нем были взяты из другого источника.

Повесть - о разорении Рязани рисует нашествие Батыя как нашествие на всю Русскую землю; Рязань - это только часть Русской земли. Это расплата за отсутствие единства в русских князьях, за их свары и "непособие" друг другу.

Значимость этого произведения как исторического документа невозможно переоценить.


















































ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

2 Мансуров А. Древнерусские жилища. // Исторические записки. М., 1941. № 12. С. 88.

3 Рыбаков Б. Ремесло Древней Руси. М., 1948. С. 341.

4 Городцов В.А. Результаты археологического исследования Троице-Пеленицкого городища - Холмища в 1926 г. // Рязанский областной срезнеокский музей. Исследования и материалы. Вып. V. Рязань, 1930; Арциховский А.В. Археологические данные о возникновении феодализма в Суздальско-Смоленской земле. // Проблемы истории докапиталистических обществ, 1936, № 11-12; Монгайт А.Л. Старая Рязань.

5 Археологические исследования на Дону и Кубани в 1930 г. // Памятники древности на Дону. Ростов. 1940.

6 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 74.

7 История русской литературы. Т. 2, ч. 1. М., 1946. С. 74-77.

8 Там же. С. 76.

9 См. Новгородскую четвертую и Софийскую первую летописи под 1382 г.

10 См. Симеоновскую летопись под 1382 г.

11 Тексты и исследования повести см.: Лихачев Д.С.: 1) Повести о Николе Заразском. // ТОДРЛ. Т. VII. 1949; 2) Повесть о разорении Рязани Батыем // Воинские повести Древней Руси. М.; Л., 1949; Изборник (сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969 ("Библиотека всемирной литературы". Серия 1, т. XV).


Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож. лит., 1987. – С. 244-263.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!