СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повесть временных лет» как литературный памятник

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

Просмотр содержимого документа
««Повесть временных лет» как литературный памятник»

 Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник Владимир I Святославович 956 (?) - 1015  Владимирский собор в Киеве

Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник

Владимир I Святославович

956 (?) - 1015

Владимирский собор в Киеве

В 988 году Русь принимает  христианство

В 988 году Русь принимает

христианство

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кириллица

Кирилл и Мефодий –

создатели славянской азбуки

Кириллица

Берестяная грамота Так выглядели первые книги Псалтырь

Берестяная грамота

Так выглядели первые

книги

Псалтырь

   Жанры древнерусской литературы   житие, поучение, слово .

Жанры древнерусской литературы

  • житие,
  • поучение,
  • слово .
Летопись   лето, писать. Летопись – это сочинение, где повествование излагается по годичному принципу. « Повесть временных лет» Составлена в 1110-1113 годах Автор – монах Киево-Печерского монастыря Нестор

Летопись  лето, писать. Летопись – это сочинение, где повествование излагается по годичному принципу.

« Повесть временных лет»

Составлена в 1110-1113 годах

Автор – монах Киево-Печерского монастыря Нестор

"Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"

Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

       В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.
  •        В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.
       В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.
  •        В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.

"Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"

  • Затворилась Ольга в Киеве  — приказала закрыть, затворить ворота.
  • Изнемогали люди от голода и жажды  — не могли больше терпеть голод и жажду.
  • ладья  — большая лодка.
  • печенеги - тюркоязычный народ, пришедший на Русь с юго-востока, из южных степей, кочевники, хорошие воины
  • отрок – мальчик-подросток. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
муж – богатый и знатный человек воевода – начальник войска сторожа – передовые, разведывательные отряды Лыбедь – название реки княжичи  — дети князя. затворяться – закрываться тужить - горевать
  • муж – богатый и знатный человек
  • воевода – начальник войска
  • сторожа – передовые, разведывательные отряды
  • Лыбедь – название реки
  • княжичи  — дети князя.
  • затворяться – закрываться
  • тужить - горевать
 Беседа по прочитанному Какой поступок совершил отрок- киевлянин? Можно ли считать его подвигом? Почему? Ради кого или чего совершен безымянный подвиг? Почему воевода решает выступить против печенегов? В чем заключалась хитрость воеводы Претича? Охарактеризуйте отрока – киевлянина, воеводу. Почему в названии речь идет только о подвиге отрока? Разве не совершил подвиг воевода Претич? Назовите основную мысль произведения.

Беседа по прочитанному

  • Какой поступок совершил отрок- киевлянин?
  • Можно ли считать его подвигом? Почему?
  • Ради кого или чего совершен безымянный подвиг?
  • Почему воевода решает выступить против печенегов?
  • В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
  • Охарактеризуйте отрока – киевлянина, воеводу.
  • Почему в названии речь идет только о подвиге отрока? Разве не совершил подвиг воевода Претич?
  • Назовите основную мысль произведения.
Картина А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была создана около 1810 года (через два года после ее создания начнется Отечественная война 1812 года с Наполеоном). Художник берет сюжет из русской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории Древнего Рима о том, как молодой римлянин подобным образом спас город от нашествия галлов.
  • Картина А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была создана около 1810 года (через два года после ее создания начнется Отечественная война 1812 года с Наполеоном). Художник берет сюжет из русской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории Древнего Рима о том, как молодой римлянин подобным образом спас город от нашествия галлов.
Мы видим юношу, который, перебежав через стан врагов, на берегу реки скинул с себя одежду и торопится броситься в воду, чтобы переплыть реку. За фигурой юноши мы видим вороного коня с развевающимися хвостом и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего неба распластались кажущиеся черными ветви дерева.
  • Мы видим юношу, который, перебежав через стан врагов, на берегу реки скинул с себя одежду и торопится броситься в воду, чтобы переплыть реку. За фигурой юноши мы видим вороного коня с развевающимися хвостом и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего неба распластались кажущиеся черными ветви дерева.
Правее коня мы угадываем бледные силуэты вражеских всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними — контур крепостных стен осажденного печенегами Киева.        В нижнем левом углу мы видим полоску реки, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский богатырь в кольчуге, в груди его торчит оперенная стрела.
  • Правее коня мы угадываем бледные силуэты вражеских всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними — контур крепостных стен осажденного печенегами Киева.       В нижнем левом углу мы видим полоску реки, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский богатырь в кольчуге, в груди его торчит оперенная стрела.
Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным. В правой руке у него уздечка, он придерживает алый развевающийся плащ, благодаря которому передается стремительность движения юноши. Алый цвет символизирует собой героизм.
  • Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным. В правой руке у него уздечка, он придерживает алый развевающийся плащ, благодаря которому передается стремительность движения юноши. Алый цвет символизирует собой героизм.
В лице юноши сосредоточенность, стремление, но не страх. Он хочет добраться до русского войска, но не желание остаться в живых движет им: его задача — передать воинам важную весть. Тело его освещено светом зари, которая занимается слева, за рекой, где стоят войска русского воеводы Претича. Мы догадываемся, что с помощью образа зари художник хотел передать идею освобождения от врагов.
  • В лице юноши сосредоточенность, стремление, но не страх. Он хочет добраться до русского войска, но не желание остаться в живых движет им: его задача — передать воинам важную весть. Тело его освещено светом зари, которая занимается слева, за рекой, где стоят войска русского воеводы Претича. Мы догадываемся, что с помощью образа зари художник хотел передать идею освобождения от врагов.
       С помощью картины художник рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к свободе, к победе над врагами.
  •        С помощью картины художник рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к свободе, к победе над врагами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!