СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повествование и описание – два типа речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи.»

Класс:   4 класс

Цель: развитие  умения распознавать повествовательные и описательные тексты.

Задачи:

1)Познакомить учащихся с отличительными признаками текстов разных типов.

2)Пополнить практический опыт создания связной речи.

3)Продолжить работу по развитию орфографической зоркости.

4)Обратить внимание на роль прилагательных в речи.

5)Развивать умения правильно, последовательно излагать свои мысли, оформлять их в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

6) Продолжить работу по развитию письменной связной речи.

7)Воспитывать чувство любви к родной природе

Просмотр содержимого документа
«Повествование и описание – два типа речи.»

Сценарий урока русского языка.

Образовательное учреждение: Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа» п. Усть - Лэкчим

Учитель: Федосова Любовь Николаевна

Педагогический стаж: 17 лет

Квалификационная категория: первая

Образовательная система обучения: «Школа 2100»

Учебник: «Русский язык» 4 класс 2 часть

Авторы учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина

Тип урока: открытие новых знаний.

Технологии: проблемно-диалогическое обучение (основная), исследовательская технология (частично), ИКТ (частично).

Тема: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи.»

Класс: 4 класс

Цель: развитие умения распознавать повествовательные и описательные тексты.

Задачи:

1)Познакомить учащихся с отличительными признаками текстов разных типов.

2)Пополнить практический опыт создания связной речи.

3)Продолжить работу по развитию орфографической зоркости.

4)Обратить внимание на роль прилагательных в речи.

5)Развивать умения правильно, последовательно излагать свои мысли, оформлять их в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

6) Продолжить работу по развитию письменной связной речи.

7)Воспитывать чувство любви к родной природе.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, презентация в программе Power Point, карточки.

План урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1




2







3









4











5






6



7






8









9



Самоопределение к учебной деятельности.


Словарно – орфографическая работа.





Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.





Постановка темы урока. Создание проблемной ситуации.








Поиск решения.






Физминутка.



Упражнение в применении нового знания.




Реализация продукта.








Итог урока. Рефлексия.



Организационный момент (Включение в деловой ритм).


Учитель активизирует знания учащихся.





Учитель выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.






Учитель создаёт проблемную ситуацию.









Учитель организует учащихся для исследования проблемной ситуации.





Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.


Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий.

Закрепления знаний, которые необходимы для самостоятельной работы.


Учитель формирует навыки учащихся анализировать и оценивать их собственную деятельность.

Подготовка класса к работе.



Выполняют задания, требующие отдельные способности к учебной деятельности.




Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания.


Определяют и формулируют проблему, познавательную цель для изучения в совместной деятельности с учителем. Формулируют тему урока.


Составляют план достижения цели.








Решают типовые задания с проговариванием алгоритма.



Подготовка к самостоятельной работе.







Учащиеся осознают и оценивают уровень и качество усвоения нового материала.


2 мин.



5 мин.






5 мин.








3 мин.










8 мин.





2 мин.


10 мин.





6 мин.








4 мин.






Ход урока


Этапы урока

Содержание. Деятельность учителя.

Универсальные учебные действия.

1)Самоопределение к учебной деятельности.



2)Словарно – орфографическая работа.








































3)Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.








4)Постановка учебной задачи.
























5)Поиск решения.







































































































6)Физминутка.



7) Упражнение в применении нового знания.










8)Реализация продукта.


































9) Итог урока. Рефлексия.

















Организационный момент.





-Решите кроссворд и узнаете, кто к нам прилетел в гости. Слайды 2-7.

Слова записываем в строчку, обозначаем орфограммы.

-Что за птичка – невеличка?

Грудка ярко – красная.

Как начнутся холода –

Прямо с севера сюда.

(Снегирь)

- Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

-Сильная, большая птица

Даже кошки не боится!

Очень важная персона –

Чёрно – серая…

(Ворона)

-Серая птаха в лесу живёт,

Повсюду чудесным певцом слывёт.

(Соловей)

-На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

Кто же это?

(Скворец)

-Днём спит,

Ночью летает.

(Сова)

-Ребята, кто к нам прилетел в гости?

-На какие две группы можно разделить этих птиц?

(На зимующих и перелётных)

-Чтобы зимующим птицам легче пережить морозы, не забывайте покормить их.

-Какая орфограмма есть во всех этих словах?

(Безударная гласная в корне двух видов: словарные слова и те, которые можно проверить)


-Сегодня мы много узнаем про сороку.

Слайд 8.

-Послушайте крик этой птицы. Сорока принесла нам задание.

Слайд 9.

-Какой из отрывков является текстом.

(Второй)

-Почему?

Учащиеся вспоминают признаки текста.

Слайд 10.


-Вот так много мы знаем про текст. Но сегодня нас ждут ещё интересные открытия про текст.

Вернёмся к нашему тексту про сороку.

Слайд 11.

Этот рассказ написал Г.А.Скребицкий.

Писатель очень любил ходить в лес, на речку, любил наблюдать за животными. И об этом рассказал в своих детских книжках.

-Ребята, что представляет собой этот текст – описание или повествование?

-Можете ли вы это доказать?

-На какой вопрос будем отвечать?

(Как различать описание и повествование с объяснением?)

Итак, тема нашего урока «Повествование и описание – два вида текста». Учитель записывает тему урока на доску.

-Какова цель, стоящая перед нами?

(Узнать характерные признаки двух текстов)

- А для чего нам надо знать? (Чтобы наша речь была более грамотная).


Вместе с детьми составляется план, по которому можно сравнить тексты.

Слайд 12.

- Вопрос к тексту.

-Ключевые слова.

-Особенности восприятия.

-Цель создания текста.

Анализ текста. Слайд 11.

-Прочитайте текст и определите тему.

-Найдите отношение автора к птице.

(Автору нравится птица. Он об этом говорит так: Нарядная птица сорока!)

-Автор описал конкретную сороку так, чтобы читатели могли её хорошо представить. Вот поэтому такой текст называется описанием.

-Какой вопрос мы ставим к тексту?

(На слайде запись: какой?)

К этому тексту можно нарисовать одну общую картину.

-Найдите и прочитайте слова, которые говорят о том, какие у сороки пёрышки. Какая у сороки по цвету голова, крылья и хвост?

-Что называют эти слова?

(Признаки предмета. Это прилагательные)

-Выпишите из текста словосочетания : прилагательное+существительное, к которому оно относится.

-Сколько словосочетаний получилось?

-Как вы думаете, для чего нужны в описании прилагательные?

(Они необходимы для описания предмета)

Прилагательные делают нашу речь яркой, выразительной.

Вывод оформляется в виде таблицы.

Слайд 13.

Работа в парах.

Учащиеся получают листки с заданием.

-Ребята, текст рассыпался. Расположите части в нужном порядке.

Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в кусты. Мать там его непременно найдет.

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки. Они то взлетят, то сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила она нас и поскакала в лес. Сороки тоже улетели.

Коллективная проверка. Слайд 14.

-Понравился ли вам текст? За кого вы волновались?

Беседа по содержанию.

-В чём причина драки зайчихи и сорок?

(Сороки напали на зайчонка)

-Как зайчиха защищала своего детёныша?

(Смело, мужественно)

-Почему зайчонка отнесли в кусты?

(В кустах он будет незаметен врагам; хотели спрятать зайчонка)

Самостоятельный анализ текста по плану:

- Вопрос к тексту.

-Ключевые слова.

-Особенности восприятия.

-Цель создания текста.

Коллективная проверка. Слайд 15.

-Какой вопрос мы ставим к тексту?

(Что произошло?)

-Назовите слова, которые передают действия зайчихи.

(Мечется, наскакивает)

-Назовите слова, которые описывают действия сорок?

(Взлетят, сядут)

Вывод: в тексте много глаголов. Можно нарисовать серию картинок. Это повествование.

- А теперь давайте проверим, правильный ли вывод мы сделали. Как мы можем это сделать? (Свериться с учебником)

- Правильно! Открываем учебник на странице 33, упр. 201.

Вывод оформляется в виде таблицы:

Слайд 16.

-Представляю вашему вниманию ещё один текст. Слайд 17.

Работа по плану (слайд 16).

Выясняется, что этот текст не является ни описанием, ни повествованием.

-Это текст типа рассуждение.




А) Упр. 202-коллективное выполнение по заданиям.

Еще раз обращается внимание на отличия описания и рассуждения.

Б) Игра «Подари предмету признак».

Задание выполняется по колонкам.

За две минуты нужно записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным: снегирь и воробей.


-Настал важный момент урока: проверим себя.

Составление текста описания. Это задание – домашняя работа с подготовкой выполнения в классе ( она носит творческий характер)

-Чему научились на уроке?

-Дома вы эти знания попробуете использовать для составления текста. А вот какого, нужно догадаться, посмотрев на доску. Что вы сейчас писали на доске?

(Прилагательные)

-В каком тексте прилагательные являются ключевыми?

(В тексте типа описание).

Дома вы составляете текст описание про снегиря или воробья.

-Из скольких частей состоит текст?

О чём должны сказать в начальной части текста?

(В начальной части нужно назвать птицу и общее впечатление).

-О чём будете писать в основной части текста?

(В основной части нужно описать птицу).

План: головка, спинка, крылышки, клюв, хвост. Слайд 18.

-Как закончите текст? О чём будете писать в заключительной части?

(Мы должны выразить своё отношение).

- Вы можете не просто записать текст, но и создать на компьютере буклет.


-Чем же отличаются описание и повествование?

-В каком тексте имена прилагательные играют главную роль?

-А что важнее: описание или повествование?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Всё зависит от того, какую цель ставит автор.

-Кого из своих одноклассников вы похвалили бы за активную работу на уроке?

-У вас на столах лежат солнышко и облачко. Кто доволен своей работой, вывешивает на доску солнышко. А кому было сложно и непонятно - облачко.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Познавательные: логические-анализ объектов.

Личностные: оценивание своих знаний.

































Познавательные:

Логические-анализ объектов, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.



Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

Формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.


















Регулятивные: прогнозирование, планирование.

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

















Коммуникативные: управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
























































Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, рефлексия способов и условий действия.



























Регулятивные: оценка – осознание уровня и качества усвоения.

Личностные: оценивание своих знаний, исходя из социальных и личностных ценностей.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!