Организационный момент. -Решите кроссворд и узнаете, кто к нам прилетел в гости. Слайды 2-7. Слова записываем в строчку, обозначаем орфограммы. -Что за птичка – невеличка? Грудка ярко – красная. Как начнутся холода – Прямо с севера сюда. (Снегирь) - Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. (Воробей) -Сильная, большая птица Даже кошки не боится! Очень важная персона – Чёрно – серая… (Ворона) -Серая птаха в лесу живёт, Повсюду чудесным певцом слывёт. (Соловей) -На шесте – дворец, Во дворце – певец. Кто же это? (Скворец) -Днём спит, Ночью летает. (Сова) -Ребята, кто к нам прилетел в гости? -На какие две группы можно разделить этих птиц? (На зимующих и перелётных) -Чтобы зимующим птицам легче пережить морозы, не забывайте покормить их. -Какая орфограмма есть во всех этих словах? (Безударная гласная в корне двух видов: словарные слова и те, которые можно проверить) -Сегодня мы много узнаем про сороку. Слайд 8. -Послушайте крик этой птицы. Сорока принесла нам задание. Слайд 9. -Какой из отрывков является текстом. (Второй) -Почему? Учащиеся вспоминают признаки текста. Слайд 10. -Вот так много мы знаем про текст. Но сегодня нас ждут ещё интересные открытия про текст. Вернёмся к нашему тексту про сороку. Слайд 11. Этот рассказ написал Г.А.Скребицкий. Писатель очень любил ходить в лес, на речку, любил наблюдать за животными. И об этом рассказал в своих детских книжках. -Ребята, что представляет собой этот текст – описание или повествование? -Можете ли вы это доказать? -На какой вопрос будем отвечать? (Как различать описание и повествование с объяснением?) Итак, тема нашего урока «Повествование и описание – два вида текста». Учитель записывает тему урока на доску. -Какова цель, стоящая перед нами? (Узнать характерные признаки двух текстов) - А для чего нам надо знать? (Чтобы наша речь была более грамотная). Вместе с детьми составляется план, по которому можно сравнить тексты. Слайд 12. - Вопрос к тексту. -Ключевые слова. -Особенности восприятия. -Цель создания текста. Анализ текста. Слайд 11. -Прочитайте текст и определите тему. -Найдите отношение автора к птице. (Автору нравится птица. Он об этом говорит так: Нарядная птица сорока!) -Автор описал конкретную сороку так, чтобы читатели могли её хорошо представить. Вот поэтому такой текст называется описанием. -Какой вопрос мы ставим к тексту? (На слайде запись: какой?) К этому тексту можно нарисовать одну общую картину. -Найдите и прочитайте слова, которые говорят о том, какие у сороки пёрышки. Какая у сороки по цвету голова, крылья и хвост? -Что называют эти слова? (Признаки предмета. Это прилагательные) -Выпишите из текста словосочетания : прилагательное+существительное, к которому оно относится. -Сколько словосочетаний получилось? -Как вы думаете, для чего нужны в описании прилагательные? (Они необходимы для описания предмета) Прилагательные делают нашу речь яркой, выразительной. Вывод оформляется в виде таблицы. Слайд 13. Работа в парах. Учащиеся получают листки с заданием. -Ребята, текст рассыпался. Расположите части в нужном порядке. Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в кусты. Мать там его непременно найдет. Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки. Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки. Они то взлетят, то сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила она нас и поскакала в лес. Сороки тоже улетели. Коллективная проверка. Слайд 14. -Понравился ли вам текст? За кого вы волновались? Беседа по содержанию. -В чём причина драки зайчихи и сорок? (Сороки напали на зайчонка) -Как зайчиха защищала своего детёныша? (Смело, мужественно) -Почему зайчонка отнесли в кусты? (В кустах он будет незаметен врагам; хотели спрятать зайчонка) Самостоятельный анализ текста по плану: - Вопрос к тексту. -Ключевые слова. -Особенности восприятия. -Цель создания текста. Коллективная проверка. Слайд 15. -Какой вопрос мы ставим к тексту? (Что произошло?) -Назовите слова, которые передают действия зайчихи. (Мечется, наскакивает) -Назовите слова, которые описывают действия сорок? (Взлетят, сядут) Вывод: в тексте много глаголов. Можно нарисовать серию картинок. Это повествование. - А теперь давайте проверим, правильный ли вывод мы сделали. Как мы можем это сделать? (Свериться с учебником) - Правильно! Открываем учебник на странице 33, упр. 201. Вывод оформляется в виде таблицы: Слайд 16. -Представляю вашему вниманию ещё один текст. Слайд 17. Работа по плану (слайд 16). Выясняется, что этот текст не является ни описанием, ни повествованием. -Это текст типа рассуждение. А) Упр. 202-коллективное выполнение по заданиям. Еще раз обращается внимание на отличия описания и рассуждения. Б) Игра «Подари предмету признак». Задание выполняется по колонкам. За две минуты нужно записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным: снегирь и воробей. -Настал важный момент урока: проверим себя. Составление текста описания. Это задание – домашняя работа с подготовкой выполнения в классе ( она носит творческий характер) -Чему научились на уроке? -Дома вы эти знания попробуете использовать для составления текста. А вот какого, нужно догадаться, посмотрев на доску. Что вы сейчас писали на доске? (Прилагательные) -В каком тексте прилагательные являются ключевыми? (В тексте типа описание). Дома вы составляете текст описание про снегиря или воробья. -Из скольких частей состоит текст? О чём должны сказать в начальной части текста? (В начальной части нужно назвать птицу и общее впечатление). -О чём будете писать в основной части текста? (В основной части нужно описать птицу). План: головка, спинка, крылышки, клюв, хвост. Слайд 18. -Как закончите текст? О чём будете писать в заключительной части? (Мы должны выразить своё отношение). - Вы можете не просто записать текст, но и создать на компьютере буклет. -Чем же отличаются описание и повествование? -В каком тексте имена прилагательные играют главную роль? -А что важнее: описание или повествование? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Всё зависит от того, какую цель ставит автор. -Кого из своих одноклассников вы похвалили бы за активную работу на уроке? -У вас на столах лежат солнышко и облачко. Кто доволен своей работой, вывешивает на доску солнышко. А кому было сложно и непонятно - облачко. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические-анализ объектов. Личностные: оценивание своих знаний. Познавательные: Логические-анализ объектов, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: Формулирование познавательной цели. Логические: формулирование проблемы. Регулятивные: прогнозирование, планирование. Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество. Коммуникативные: управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Познавательные: Общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: оценка – осознание уровня и качества усвоения. Личностные: оценивание своих знаний, исходя из социальных и личностных ценностей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |