СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повседневная жизнь и быт в эпоху Петра I

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку, подготовленная ученицей 8 класса Кисматуллиной Камиллой. 

Просмотр содержимого документа
«Повседневная жизнь и быт в эпоху Петра I»

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ ПРИ ПЕТРЕ I Кисматуллина Камилла 8Г

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ ПРИ ПЕТРЕ I

Кисматуллина Камилла 8Г

Перемены при Петре I Е. И. Кириченко (из книги «Русский стиль»): «Культурный перелом в России рубежа XVII—XVIII веков — не поворот, а переворот. Переход от средневековья к Новому времени стал для неё одновременно переходом к ускоренному развитию (отставание требовалось навёрстывать). Главное же, радикальность едва ли не величайшего за всю историю России стадиального переворота усугублялась сопровождавшим его другим переворотом. А именно: выходом за рамки связанной с православием культуры византийского типа и насильственным насаждением европейской культуры, генетически связанной и развивавшейся в контексте иных вариантов христианства».

Перемены при Петре I

  • Е. И. Кириченко (из книги «Русский стиль»): «Культурный перелом в России рубежа XVII—XVIII веков — не поворот, а переворот. Переход от средневековья к Новому времени стал для неё одновременно переходом к ускоренному развитию (отставание требовалось навёрстывать). Главное же, радикальность едва ли не величайшего за всю историю России стадиального переворота усугублялась сопровождавшим его другим переворотом. А именно: выходом за рамки связанной с православием культуры византийского типа и насильственным насаждением европейской культуры, генетически связанной и развивавшейся в контексте иных вариантов христианства».
Дворянский образ жизни

Дворянский образ жизни

Первым делом-служба При Петре I молодые дворяне, как и прежде, должны были с 16—17 лет нести пожизненную службу. В первой половине XVIII в. они часто служили рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях — вместе со вчерашними крестьянами и посадскими. Служба и в XVII в. была нелёгкой. Но теперь, помимо обычных боевых и походных тягот, дворянину надо было облачаться в «немецкий» мундир, усваивать приёмы «полкового строя» по новому уставу, заниматься ротным и полковым хозяйством, учить солдат. Самим им нужно было учиться артиллерийскому или инженерному делу и в соответствии с царскими указами стараться дать образование своим детям. «Отставка» — по болезни или по ранению — при Петре I и его преемниках не означала вольной жизни в имении. Дворянин увольнялся с военной службы и тут же назначался на «статскую» — воеводой в провинциальный город, чиновником в новое учреждение или сборщиком подушной подати.

Первым делом-служба

  • При Петре I молодые дворяне, как и прежде, должны были с 16—17 лет нести пожизненную службу. В первой половине XVIII в. они часто служили рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях — вместе со вчерашними крестьянами и посадскими.
  • Служба и в XVII в. была нелёгкой. Но теперь, помимо обычных боевых и походных тягот, дворянину надо было облачаться в «немецкий» мундир, усваивать приёмы «полкового строя» по новому уставу, заниматься ротным и полковым хозяйством, учить солдат. Самим им нужно было учиться артиллерийскому или инженерному делу и в соответствии с царскими указами стараться дать образование своим детям.
  • «Отставка» — по болезни или по ранению — при Петре I и его преемниках не означала вольной жизни в имении. Дворянин увольнялся с военной службы и тут же назначался на «статскую» — воеводой в провинциальный город, чиновником в новое учреждение или сборщиком подушной подати.
Обучение? Учиться же дворянину Петровской эпохи было очень трудно — не было ни системы преподавания, ни профессиональных учителей, ни учебников. Юному недорослю приходилось сталкиваться с «премудростью» на невразумительном научном языке, терпеть порки, холод в неотапливаемых помещениях и голод, поскольку копеечное жалованье выдавалось нерегулярно. Дежурившие в классах Морской академии гвардейские солдаты за нарушение порядка били воспитанников независимо от их происхождения. Отправлявшиеся по приказу Петра за границу дворянские отпрыски должны были (умея лишь читать и писать по-русски) изучать математику или «навигацию» на чужом языке.

Обучение?

  • Учиться же дворянину Петровской эпохи было очень трудно — не было ни системы преподавания, ни профессиональных учителей, ни учебников. Юному недорослю приходилось сталкиваться с «премудростью» на невразумительном научном языке, терпеть порки, холод в неотапливаемых помещениях и голод, поскольку копеечное жалованье выдавалось нерегулярно. Дежурившие в классах Морской академии гвардейские солдаты за нарушение порядка били воспитанников независимо от их происхождения. Отправлявшиеся по приказу Петра за границу дворянские отпрыски должны были (умея лишь читать и писать по-русски) изучать математику или «навигацию» на чужом языке.
…

… Покоя не было и дома. Надо было носить «немецкий» кафтан и брить бороду — царский указ запрещал даже отставным дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить «с бородами и в старинном платье». А ещё надо было отмечать новые праздники, являться на маскарад, обучаться манерам. Пётр приказывал также собираться на ассамблеи, куда мужчины обязаны были приходить с жёнами и взрослыми дочерьми. Пленные шведские офицеры и жительницы немецкой слободы учили русских полонезу, менуэту и любимому Петром танцу — гросфатеру.

  • Покоя не было и дома. Надо было носить «немецкий» кафтан и брить бороду — царский указ запрещал даже отставным дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить «с бородами и в старинном платье». А ещё надо было отмечать новые праздники, являться на маскарад, обучаться манерам. Пётр приказывал также собираться на ассамблеи, куда мужчины обязаны были приходить с жёнами и взрослыми дочерьми. Пленные шведские офицеры и жительницы немецкой слободы учили русских полонезу, менуэту и любимому Петром танцу — гросфатеру.
…

Мода и новые привычки Дамы сменили русские сарафаны на пышные платья с открытыми плечами, освоили модные причёски. Появились новые привычки вроде курения табака, новые развлечения — игра в карты и шахматы. Местом гуляний петербургской публики стал Летний сад, украшенный античными скульптурами богов и героев.

Мода и новые привычки

  • Дамы сменили русские сарафаны на пышные платья с открытыми плечами, освоили модные причёски. Появились новые привычки вроде курения табака, новые развлечения — игра в карты и шахматы. Местом гуляний петербургской публики стал Летний сад, украшенный античными скульптурами богов и героев.
Летний сад

Летний сад

Цена «европейской» жизни Для царя европеизация означала прежде всего овладение прикладными знаниями, техникой. А дворянские недоросли предпочитали менее трудный путь для сближения с «во нравах обученными народами» — знакомство с модами, светскими развлечениями и т. п. Так реформы способствовали отчуждению верхов общества от низов. К тому же новые культурные запросы обходились дорого: чтобы жить «по-европейски» (иметь хороший дом, модную одежду, карету, учителей для детей), нужно было иметь не менее 100 крепостных душ.

Цена «европейской» жизни

  • Для царя европеизация означала прежде всего овладение прикладными знаниями, техникой. А дворянские недоросли предпочитали менее трудный путь для сближения с «во нравах обученными народами» — знакомство с модами, светскими развлечениями и т. п. Так реформы способствовали отчуждению верхов общества от низов. К тому же новые культурные запросы обходились дорого: чтобы жить «по-европейски» (иметь хороший дом, модную одежду, карету, учителей для детей), нужно было иметь не менее 100 крепостных душ.
Крестьяне и городские Деревенская жизнь, в отличие от дворянской, шла, как и прежде, согласно вековым обычаям и повторявшемуся из года в год кругу земледельческих работ. Пётр I, правда, пытался своими указами приучить крестьян убирать рожь косами и ткать широкие холсты. Но на практике ничего не изменилось: приёмы работ определялись местными условиями, а широкий холст нельзя было изготовить на обычном ткацком станке.

Крестьяне и городские

  • Деревенская жизнь, в отличие от дворянской, шла, как и прежде, согласно вековым обычаям и повторявшемуся из года в год кругу земледельческих работ. Пётр I, правда, пытался своими указами приучить крестьян убирать рожь косами и ткать широкие холсты. Но на практике ничего не изменилось: приёмы работ определялись местными условиями, а широкий холст нельзя было изготовить на обычном ткацком станке.
Картина Рубенса «Возвращение крестьян с полей»

Картина Рубенса «Возвращение крестьян с полей»

… Крестьянский мальчик с 8—9 лет приучался к крестьянскому труду, а девочки — прясть, вышивать, ткать, доить корову, стряпать. В традиционном обществе сын занимал место отца и точно так же воспитывал своих детей. Община-«мир» регулировала порядок пользования землёй, разбирала ссоры односельчан, занималась раскладкой повинностей, т. е. определяла, кто будет сколько платить и кто пойдёт ремонтировать дорогу и мост через речку. Круговая порука заставляла самих крестьян преследовать тех, кто уклонялся от общих дел. Все важнейшие дела решались на сходе женатых мужиков — глав хозяйств, как правило, единогласно — взгляды выросших в тесном крестьянском «миру» людей были близкими. Вся жизнь «мира» строилась на основе обычая: как молиться, как жениться, как справлять поминки, как сеять, как праздновать — всё это было определено традицией и проходило на виду и под контролем односельчан. Нарушителя принятых порядков ожидало всеобщее осуждение и даже изгнание.

  • Крестьянский мальчик с 8—9 лет приучался к крестьянскому труду, а девочки — прясть, вышивать, ткать, доить корову, стряпать. В традиционном обществе сын занимал место отца и точно так же воспитывал своих детей. Община-«мир» регулировала порядок пользования землёй, разбирала ссоры односельчан, занималась раскладкой повинностей, т. е. определяла, кто будет сколько платить и кто пойдёт ремонтировать дорогу и мост через речку. Круговая порука заставляла самих крестьян преследовать тех, кто уклонялся от общих дел.
  • Все важнейшие дела решались на сходе женатых мужиков — глав хозяйств, как правило, единогласно — взгляды выросших в тесном крестьянском «миру» людей были близкими. Вся жизнь «мира» строилась на основе обычая: как молиться, как жениться, как справлять поминки, как сеять, как праздновать — всё это было определено традицией и проходило на виду и под контролем односельчан. Нарушителя принятых порядков ожидало всеобщее осуждение и даже изгнание.
Город и несогласие с реформами Жители городов во многом походили на крестьян. Они жили в усадьбах — замкнутых мирках, окружённых забором. Горожане держали лошадей, коров, свиней, птицу; обрабатывали свои огороды; гуляли на Рождество и Масленицу, водили хороводы на Троицу и развлекались кулачными боями. В крестьянской и посадской среде известия о небывалых новшествах — «немецком» платье, отмене патриаршества, новых праздниках с участием женщин — воспринимались с осуждением, как нарушение «старины» и православного благочестия. Тем более что их введение сопровождалось увеличением податей, рекрутчиной, отправкой на строительство Петербурга, крепостей или каналов.

Город и несогласие с реформами

  • Жители городов во многом походили на крестьян. Они жили в усадьбах — замкнутых мирках, окружённых забором. Горожане держали лошадей, коров, свиней, птицу; обрабатывали свои огороды; гуляли на Рождество и Масленицу, водили хороводы на Троицу и развлекались кулачными боями.
  • В крестьянской и посадской среде известия о небывалых новшествах — «немецком» платье, отмене патриаршества, новых праздниках с участием женщин — воспринимались с осуждением, как нарушение «старины» и православного благочестия. Тем более что их введение сопровождалось увеличением податей, рекрутчиной, отправкой на строительство Петербурга, крепостей или каналов.

Новшества в повседневной жизни

  • Нам сейчас трудно представить себе потрясение традиционно воспитанного человека Петровской эпохи, когда он, оказавшись в столице, видел непривычно прямые улицы, построенные по европейским образцам дома и в Летнем саду мог столкнуться с самим Петром Алексеевичем — в «пёсьем облике» (бритым), в «немецком» кафтане, с трубкой в зубах, общавшимся на голландском языке с гостями.
  • Но со временем новые моды и привычки входили в повседневную жизнь. В обиход дворян и богатых горожан вошёл европейский костюм: у мужчин — короткие штаны, камзол и кафтан с галстуком, башмаками, шляпой, париком; у дам — корсеты и платья с юбками на каркасах — фижмах, шарфы, веера, кружева, перчатки. В обстановке домов появились зеркала и гравюры, новая мебель — кровати, столики, табуреты, кресла, шкафы-кабинеты для бумаг; серебряная, оловянная и стеклянная посуда.
  • Москвичи покупали импортный тростниковый «Канарский» сахар и кофе по 60 копеек за фунт; чай же был ещё дорог (фунт стоил 6 рублей) и несоизмерим по цене с икрой (5 копеек за фунт). В Грановитой палате устраивались ассамблеи, на улице можно было зайти в «кофейный дом», а о новостях из Лондона, Парижа, Вены и даже Лиссабона (пусть и с месячным опозданием) можно было прочитать в приходившей из Петербурга газете.
ИТОГИ Петровские реформы способствовали формированию в России светского образа жизни и светской культуры, без которых не мог бы впоследствии появиться тип по-европейски образованного интеллигентного человека и гражданина — главное культурное достижение XVIII в.

ИТОГИ

  • Петровские реформы способствовали формированию в России светского образа жизни и светской культуры, без которых не мог бы впоследствии появиться тип по-европейски образованного интеллигентного человека и гражданина — главное культурное достижение XVIII в.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!