19.09 Тема урока: «Повторение. Буквы И,У,А после шипящих»
Цель урока: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и, у, а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и, у, а после шипящих.
Планируемые образовательные результаты: знать правила написания букв и, у, а после шипящих, слова -исключения, уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель: Задумывались ли вы, ребята, над вопросом «Хорошо ли быть грамотным человеком?» -ответы учащихся.
А легко ли быть грамотным человеком?
А что нужно делать, чтобы вырасти грамотными людьми?
-много читать, учить правила, не лениться, не забывать
уже изученного, повторять, если забыли.
Правильно. На все мои вопросы можно ответить кратко , вспомнив две пословицы: «Грамоте учиться – всегда пригодится» и «Повторение – мать учения».
/ пословицы на стенде/
3.Актуализация знаний.
Вот и сегодня на уроке мы продолжим повторять материал, изученный вами в начальной школе.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Мы с вами будем сегодня вспоминать правило , известное вам с 1 класса. А какое – вы, я думаю, догадаетесь сами.
Мы с вами проведём диктант-молчанку. Я буду загадывать вам загадки, вы внимательно слушать, а отгадки писать в тетрадях через запятую.
1 слайд: Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, гордый нрав,
А потому, что он… / жираф/
2 слайд: Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. /Ёжик/
3 слайд: Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает./щука/
4 слайд: Покружилась звёздочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла на моей ладошке /снежинка/
5 слайд: Она всем очень нравится
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка
Желтенькая … /чашка/
6 слайд. /рисунки: жираф, ёжик, щука, снежинка, чашка/
Зачитайте слова, какие вы записали. Что общего у этих слов? На какую они орфограмму?
Подчеркните её. Напомните, пожалуйста, что такое орфограмма?
-ошибкоопасное место в слове
- точка применения правила.
4. Целеполагание.
А теперь подумайте и скажите., что же на уроке мы будем повторять? Чему научимся?
- вспомним правило и восстановим знания
о правописании гласных и,у,а после шипящих .
- будем отрабатывать умение правильно писать
слова с этой орфограммой.
Запись темы урока в тетради - 7 слайд
Давайте вспомним правило, известное нам с 1 класса: как пишутся сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ /ответы уч-ся/ - 8 слайд.
Вы, наверное, заучивали это правило, как стихотворение. Давайте вспомним его или заучим. Прочитаем все вместе с доски. /читают хором/
В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши.
В сочетаниях ЧА-ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишем только букву У
Сделаем краткую запись правила.
Ж
И Ы
У Ю
А Я
Ш
Ч
Щ
При произношении этих сочетаний мы слышим Ы, Ю, Я., а почему же пишем И,У ,А?
- Буквы Ю,Я после согласных обозначают мягкость этих
согласных . Но Ч и Щ и так всегда мягкие, поэтому
дополнительное обозначение мягкости им не требуется.
Ж и Ш были мягким в далёком прошлом. Они претерпели
отвердение. Этот процесс происходил с 14 века. Но
написание ЖИ-ШИ с И сохраняется по традиции.
Об этом нам говорит историческая грамматика русского языка К.В.Горшковой.
А как вы думаете, всегда ли после шипящих пишутся буквы И,У,А?
Правильно, не всегда. Есть слова- исключения , которые этому правилу не подчиняются.
Это 3 слова, которые надо запомнить : ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ
Значение всех ли слов вам понятно? /9,10,11 слайды/
5. Работа с толковым словарём учебника.
Найдите в словаре учебника толкование лексического значения этих слов.
/ брошюра стр.175, жюри стр.177/
Кто скажет, что же такое парашют? /ответы уч-ся/
А что нам ответит толковый словарь С.Ожегова? ( ученица зачитывает словарную статью из словаря Ожегова)
Все эти слова пришли в русский язык из французского языка.
Брошюра – от « брошь» (игла)
Парашют – «пара» –против(греч), «шют» - падение, т.е. предотвращай падение.
Жюри – «жюри» -клятва, присяга на верность.
Откроем стр.27 учебника и посмотрим на орфоэпические нормы произношения этих слов.(слова эти в рамке)
PS .на графическое обозначение орфограммы №5
6. Закрепление изученного материала.
Учебник –стр.27 упражнение 50 – выполняете самостоятельно. 1 чел - к магнитной доске. Выписать в 3 столбика слова с И, с У, с А. Обозначить орф.№5
Взаимопроверка. Кто без ошибок? Оценки.
Физкультминутка.
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело!
Работа в группах.
Дифференцированное задание (напечатано на листах разного цвета)
Проверка – сверить с эталоном(слайд 12)
Словарный диктант. Работа в парах.
Дано толкование лексического значения слов, заменить одним словом. В случае затруднения можете посоветоваться друг с другом.
Зимний вид спорта -
60 минут –
Инструмент для прокалывания отверстий –
Сосуд с ручкой и носиком -
Из чего делают тяжёлые сковородки –
Дикая роза с ярко-красными ягодами, лекарств. растение –
Небольшая книжка, листы которой скреплены или сшиты –
Группа судей на соревнованиях -
Проверка. Слайд 13
Ещё раз повторим правило, с которым работаем на уроке.
Теперь немного отдохнём. Послушаем, что нам приготовил Максим Тартин.(сообщение об истории фразеологизма «бить баклуши»). Спасибо, Максим.
Давайте запишем этот фразеологизм в тетрадях и запомним его значение.
Итак, бить баклуши – бездельничать, заниматься пустяками.
7. Домашнее задание.
Выучить правило-стих. На выбор № 52 или № 53
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. (слайд 14)
Понравился ли вам урок? Оцените свою работу на уроке и работу одноклассников.
Закончите предложения:
сегодня я узнал...
было/ не было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Своё впечатление от урока выразите, выбрав нужный смайлик.
Все сегодня трудились очень хорошо, получили хорошие оценки. Молодцы. Всем спасибо за урок.