СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение изученного о наречии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет систематизировать знания учащихся по теме "Наречие", повторить правила правописания наречий, исследовать роль наречий в художественном тексте.

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение изученного о наречии»

Русский язык 7 класс

Тема урока. Повторение и обобщение изученного о наречии.

Тип урока. Повторение и обобщение изученного.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • обобщение и систематизация знаний о наречии как части речи;

  • повторение правил, связанных с написанием наречий;

  • исследование роли наречий в художественном тексте;

  • употребление наречий в речи.

2. Воспитательные:

  • воспитание любви к русскому языку;

  • активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3. Развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

  • развитие умения аргументировать, доказывать;

  • работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса;

  • развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока:

  • орфографические словари, словарь С. И. Ожегова;

  • компьютер, медиапроектор;

  • презентация к уроку;

  • карточки дифференцированных заданий;

  • карточки индивидуальных заданий;

  • тесты, текст миниатюры М. Е. Салтыкова-Щедрина

  • учебник «Русский язык 7 класс» /М. М. Разумовская


Методы контроля на уроке:

  1. Устный и письменный.

  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

Эпиграф к уроку:
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые
делают нашу речь точной, образной, выразительной».
М.Горький



Ход урока

I.Организационный момент

II.Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

- Сядьте правильно. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, «классная работа».

Создание проблемной ситуации (Слайд 1 со схемой)

- Посмотрим внимательно на схему и выясним, какую часть речи характеризуют данные признаки. (Наречие)

- Почему? (Учащиеся отвечают)

Слайд 2

- Сегодня на уроке мы систематизируем и обобщим знания о наречии, повторим правила их написания, исследуем роль наречий в художественном тексте.

Слайд 3

Эпиграфом к уроку станут слова М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

(Запись в тетради темы урока, эпиграфа)



III. Обобщение материала о наречии. Анализ художественных текстов.

1. Блиц-опрос Слайд 4


- Вспомним, что нам известно о наречии?

Я называю начало предложения, а вы его заканчиваете (работа со слайдом 5)


- Наречие отвечает на вопросы … как? каким образом ?в какой степени ?в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? - В наречиях на –о, -е пишется одна н , если … они образованы от слов с одной буквой н. - На конце наречий после шипящих пишется о … под ударением, без ударения – е. - Мягкий знак на конце наречий пишется после шипящих …исключение составляют три слова: уж, замуж, невтерпеж. - В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, а если … в наречиях приставки в, на, за, то пишется буква о.

- В отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка … ни, а под ударением – не.




2. Работа с учебником. Анализ стихотворения Э.Куклиной

Обращение к эпиграфу Слайд 6

- Эти слова подтверждает и стихотворение Эли Куклиной. (упр.306 стр. 138) (на доске)

Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело» –
И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспоминается наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты.
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!


- Прочитать стихотворение вслух выразительно.

(Чтение стихотворения вслух уч-ся)



- Чувствуется ли отношение автора к России? (Да).

- Какова основная мысль стихотворения? (Увидеть за привычным, обыденным красоту нашей Родины.)

- Какими аргументами она подкрепляется?

(уч-ся приводят примеры из текста)

- Назовите наречия в тексте. (Высоко, сразу, кругом, белым-бело, светло, темно, ароматно, красиво)

- Какую роль играют наречия в тексте стихотворения? ( Наречия придают речи полноту и ясность.)

- Да, действительно, наречия делают нашу речь образной, выразительной.

Попробуйте только представить этот текст без наречий, будет ли он таким же красочным, образным?!

- Наречия украшают нашу речь, ведь описывать действия непросто, нужно сохранить точность, четкость, последовательность в описании. И наречия нам помогают. Сейчас мы с вами в этом убедились.


- Какое наречие повторяется в тексте неоднократно? (сразу)



3. Морфологический разбор наречия (На доске – 1 уч-ся, остальные – в тетрадях)


- Согласны с таким разбором? Проверьте.

Представишь сразу

1. Наречие относится к глаголу: обозначает признак действия.

2. Представишь как? – сразу; наречие образа действия.

3. В предложении является обстоятельством.



4. Систематизация знаний об отрицательных наречиях ( на столах у каждого уч-ся карточки)

- Обратите внимание на экран, (Слайд 7) запишите предложения в тетради, вставляя пропущенные буквы, приготовьтесь объяснить их написание.

  • Нигде не дышится так легко, как на Родине.

  • На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову приклонить.

  • Велика Россия, а отступать некуда. ( Клочков В. Г. на подступах к Москве во время Великой Отечественной войны).

Проверка по одному предложению (Слайд 8)

(…Позади Москва» - эти слова клятвы были произнесены Василием Георгиевичем Клочковым – одним из 28 героев-панфиловцев, отразивших атаку роты вражеских автоматчиков и 50 танков на подступах фашистов к Москве в 1941 году во время Великой Отечественной войны)

Подробнее о героях-панфиловцах, их подвиге вы можете узнать в исторических документах.

- Почему «отступать некуда»? (Москва – столица, сердце Родины)

- Какая тема объединяет эти предложения? (тема Родины).



5. Анализ текста П. Панченко (у каждого уч-ся текст) (Слайд 9)

6. Анализ текста (миниатюра М. Е. Салтыкова - Щедрина «Где живёт Совесть?») (Слайд 10)


7. Эстафета ( «Кто быстрее и правильнее?». Нужно написать наречия с дефисом)

- А сейчас узнаем, кто быстрее и правильнее напишет наречия с дефисом. Выполним задание по рядам.

(2 уч-ся за столом советуются, пишут одно наречие, передают на другой стол и т. д., наречие под цифрой 5 может написать любой ученик из вашей группы. Карточка возвращается на первый стол. Условие - наречия не должны повторяться!)

Подведение итогов эстафеты.



8. Физкультминутка.



9. Тест (2 варианта)



- На своем листе - тесте напишите имя и фамилию. Время выполнения – 6 мин.

Кто быстрее других выполнит тестовые задания, успеет заняться особой работой: почувствует себя в роли филолога-исследователя. Слайд 12

Карточки с индивидуальными заданиями для тех, кто закончил работу. (Карточка №1 для работы с орфографич. словарем)

Все вместе проверяют тест по ответам, выставляют оценки в листы, сдают в конце урока учителю Слайд 13


3-5 правильных ответов – оценка «3»

6-8 правильных ответов – оценка «4»

9-10 правильных ответов – оценка «5»


- Каждый поставил себе оценку за тест. На основании этой оценки можно сделать вывод, насколько успешно вы усвоили тему «наречие», кому стоит повторить изученные правила, обратите внимание на случаи, которые вызвали затруднения. Ведь подобные задания входят в материалы ГИА.



10. Лингвистическая задача. Слайд 14

- Посмотрите внимательно на экран.

- В каком столбике, на ваш взгляд, записаны «трудные» наречия

По-зимнему, белым-бело, неподвижно, медленно, далеко-далеко.

Весело, часто, тихо, иногда, морозно.

-Почему? (нужно применить правила написания наречий)

11. Творческое задание (разноуровн.)

- В начале урока, когда анализировали текст стихотворения, мы говорили о понятии «Родина». Есть понятия “Родина” и “малая” родина. Как вы разграничиваете эти два определения, что для вас «малая родина»? (Поселок нам дорог, знаком и любим с детства, здесь живут люди, которые нам близки)

Творческая работа «Мой поселок зимой» с использованием наречий.

Слайд 15



1 уровень - составить 3-4 предложения, используя опорные слова 2 столбика;

2 уровень - составить 4-5 предложений, употребив наречия 1 столбика;

3 уровень - написать сочинение-миниатюру, употребив наречия.

Слайд 16

Проверка выполнения задания – чтение работ уч-ся (назвать наречия)


IV. Домашнее задание (на выбор) Слайд 17 (карточки на столах у каждого)


1) составить словарный диктант «Трудные случаи написания наречий» (не менее 12 слов);

ИЛИ

2) провести исследование - выписать из художественного текста 5 предложений с наречиями, объяснить, с какой целью автор их использует.


V. Выставление оценок и их мотивировка


V1. Рефлексия.

- Какие цели урока были нами намечены? Слайд 18

- Смогли мы их реализовать?
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!