СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке ученики закрепляют понятия «текст», «типы текста», «функциональные разновидности языка и их жанры». Во время урока школьники работают в группах, выполняя предложенные задания, для обобщения и систематизации материала по предложенной теме.

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка"»

Тема: Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка"

Цель: актуализировать знания учеников о разновидностях типов текста и стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из типов и стилей; закрепить понятия «стили речи» и «типы речи».

Тип урока: обобщающее повторение

Класс: 6

Планируемые образовательные результаты

Предметные: отработать навык определения функциональных разновидностях языка по отрывкам из текстов различных стилей.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.

Личностные: воспитание интереса к предмету через разные виды работы; умения ставить и решать проблемы, умения работать самостоятельно и в группе; стремление к речевому самосовершенствованию.


Ход урока:

I Организационный момент

Класс делится на 3 команды (по рядам). Каждая команда выбирает название и капитана.

II Актуализация знаний (работа в группах)

Задание №1. БЛИЦ­-ОПРОС (У детей сигнальные карточки, нужно поднять карточку, если команда готова отвечать.)

- Закончите высказывания:

1) Текст – это несколько предложений на определённую тему, связанных по смыслу

2) Существуют две формы речи: устная и письменная.

3). Речь может быть монологической и диалогической.

4) То, о чём или о ком говорится в тексте, называется темой текста.

5) Основная мысль текста – это замысел автора.

6) Самая маленькая смысловая часть письменного текста – это абзац.

7) Опорные (ключевые) слова текста – это смысловая цепочка текста.

8) Три части текста – это 1) вступление, 2) основная часть, 3) заключение.

9) Три типа речи – это 1) повествование, 2) описание, 3) рассуждение.

10) Три стиля речи – это 1) разговорный, 2) научный, 3) художественный.

11) Виды монолога – это 1)описание, 2) повествование, 3) рассуждение.

12) Способы связи предложений в тексте – 1) параллельная, 2) цепная

Самоопределение к деятельности:

- Какие темы были затронуты в блиц-опросе?

- Почему они все вместе?

- Определим тему урока.

- Сегодня на уроке мы выясним уровень ваших знаний по темам "Текст" и "Функциональные разновидности языка".

- Подумайте и назовите свою цель на сегодняшний урок.

III. Работа по теме урока

- Выполняя задания на уроке, вы проверите и определите уровень своих знаний по этим темам, поймете, все ли вы освоили, и над чем еще нужно поработать.

Задание №2. Расставьте номера предложений так, чтобы получился связный текст. (Каждой команде раздается лист с текстом задания)

1) Она оказалась меньше всех.

2) Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.

3) На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик.

4) Пятая планета была очень занятная.

ЗАДАНИЕ №3. Конкурс капитанов. (От команды выходят капитаны. Вытягивают по жребию тему монологического высказывания. На подготовку 1 мин. Необходимо составить монологическое высказывание не менее 10 фраз).

1. Летний отдых (на основе описания фотографии)

2. Мой любимый актер (повествование на основе жизненного опята)

3. Какими должны быть школьные перемены? (рассуждение по поставленному вопросу)

ЗАДАНИЕ №4. Определите стиль, тип и жанр данного вам текста, привести доказательства свой точки зрения. (Капитан по жребию вытягивает текст, команда совещается, потом 1 человек от команды (вы его выберете) зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют). Время выполнения работы 3 мин.

Задание для группы № 1:

Кулебяка — один из видов закрытого пирога. Начинка может быть разная: мясная, рыбная, овощная и грибная. Это традиционное русское блюдо. Основное отличие кулебяки от традиционных пирогов — сложная начинка. Она состоит из нескольких видов фарша, уложенных слоями

Задание для группы № 2:

На обед сегодня кулебяка,

Вкусная и сытная еда.

Мой братишка, полный забияка,

Крутится уже возле стола.

Кулебяку брат мой очень любит,

В ней есть мясо, овощи, грибы,

Кулебяку он поест и будит

Всех нас грохотом свой ходьбы!

Только наша мама очень рада:

Аппетит у сына – ей отрада!

Задание для группы № 3:

Ингредиенты: тесто дрожжевое 500 гр., яйцо отварное 4 штуки, соль по вкусу, капуста тушёная 300 гр., фарш обжаренный с овощами 300 гр. Приготовление: тесто разделить на две части и раскатать два тонких листа, один лист теста положить в разогретую и смазанную маслом форму для выпекания, на лист слоями выложить начинку; сверху закрыть вторым листом теста, смазать сырым яйцом, выпекать в разогретой до 180 градусов духовке 25-30 минут.

Задание для группы № 4:

Сегодня 22 сентября в Томске начал работу этнокультурный практикум «По-сибирски»! Программа включает разные мероприятия: концерт, катание на теплоходе, полёты на воздушном шаре, а также мастер-классы. И сейчас мы спешим к павильону, где идёт мастер-класс по приготовлению кулебяки! Найти этот павильон не составляет труда: в воздухе витает аромат готовой кулебяки, от которого слюнки текут у всех! Это праздник сибирской кухни!

Проверка: учащиеся зачитывают текст, называют его стиль, тип и жанр с доказательствами.

Вопрос к другой группе:

– Вы согласны?

IV. Подведение итогов (награждение команд)

V. Рефлексия

- Используя разные типы речи, опишем наш сегодняшний урок, а помогут нам в этом такие слова:

Урок сегодня (какой? познавательный, интересный…)

Настроение (какое? радостное, спокойное….)

- Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (Описание)

- Теперь вспомним, что мы делали на уроке?

Узнали…..Учились…..Стремились….

- Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (Повествование)

- Теперь докажем, что мы все работали хорошо. Это будет наш тезис.

Во-первых, мы узнали….( какие бывают типы речи и чем они отличаются )

Во-вторых, учились…..( определять типы речи на примерах разных текстов)

Вывод: урок сегодня… (Познавательный, интересный, запоминающийся, необычный).

- Какой тип текста получили? (Рассуждение)

VI. Домашнее задание:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!