РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Тема: Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка"
Цель: актуализировать знания учеников о разновидностях типов текста и стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из типов и стилей; закрепить понятия «стили речи» «типы речи»;
Планируемые образовательные результаты
Предметные: отработать навык определения функциональных разновидностях языка по отрывкам из текстов различных стилей.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
Личностные: воспитание интереса к предмету через разные виды работы; умения ставить и решать проблемы, умения работать самостоятельно и в группе; стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока
Организационный момент (прием Сократа)
В классе тепло? (Да)
У вас хорошее настроение? (Да)
Вы готовы сделать открытие? (Да)
На доске план урока
1. Орфографическая эстафета 2. Блиц-опрос 3. Тест по теме «Текст» 4. Задания на определение стилевой принадлежности текста. 5. Рефлексия |
Словарная работа «Орфографическая эстафета» (по рядам)
- Найдите ошибки в словах, записанных на листе. Выполняем по одному слову, передаем следующему, пока не закончатся слова. Вывесить лист на доску.
Огарод, агурец, марковь, карзина, видро, арамат, удевляться, чуствовать, класный, чюдо, учиник.
- Как можно убедиться в правильности выполнения? (Проверить по орфографическому словарю)
- Какой стиль речи использует словарь? (Научный)
Актуализация знаний (работа в группах)
Блицопрос (у детей карточки с ответами, нужно поднять карточку с нужным ответом)
- Закончите высказывания – поднимите карточку-ответ:
а) Речь может быть монологической и диалогической.
б) Существуют две формы речи: устная и письменная.
в) Текст – это несколько предложений на определённую тему, связанных по смыслу.
г) То, о чём или о ком говорится в тексте, называется темой текста.
д) Самая маленькая смысловая часть письменного текста – это абзац.
е) Основная мысль текста – это замысел автора.
ж) Опорные (ключевые) слова текста – это смысловая цепочка текста.
з) Три части текста – это 1) вступление, 2) основная часть, 3) заключение.
и) Три стиля речи – это 1) разговорный, 2) научный, 3) художественный.
к) Три типа речи – это 1) повествование, 2) описание, 3) рассуждение.
Самоопределение к деятельности
- Какие темы были затронуты в блиц-опросе?
- Почему они все вместе?
- Определим тему урока.
- Сегодня на уроке мы выясним уровень ваших знаний по темам "Текст" и "Функциональные разновидности языка".
- Подумайте и назовите свою цель на сегодняшний урок.
Работа по теме урока
- Выполняя самостоятельно задания, вы проверяете правильность их выполнения на столе Контроля и заносите в таблицу результатов (на доске). По окончанию урока вы увидите свою оценку по этим темам и определите уровень своих знаний, поймете, все ли вы освоили, и над чем еще нужно поработать.
Тест по теме «Текст» (самопроверка на столе контроля)
- Выполнить задание по теме «Текст» либо на листе, либо по QR — коду, проверить ан столе контроля верность выполнения
1. Как называется способ изложения той или иной информации?
Текст Тип речи Диалог
2. Отметьте 3 типа речи, которые различают в зависимости от цели и содержания текста: повествование описание изложение рассуждение
3. Какой тип речи представляет собой словесное описание чего-либо?
Сочинение Повествование Рассуждение Описание
4. С помощью какого типа речи автор повествует о каких-либо событиях, происходящих последовательно?
Описание Повествование Рассуждение Изложение
5. Какой тип речи позволяет автору делиться своими размышлениями, рассуждениями о чём-либо с читателем?
Повествование Рассуждение Описание Сочинение
6. Какой тип речи содержит завязку, развитие действия и развязку?
Рассуждение Описание Сочинение Повествование
7. Какой тип речи содержит вступление, аргументы и вывод?
Рассуждение Повествование Описание Нет правильного ответа
8. Возможно ли смешивание различных типов речи в одном тексте?
Нет, каждый текст имеет только один тип речи
Да, в каждом тексте есть несколько типов речи
Да, тогда один тип будет преобладать
Невозможно определить
Или
Задания на определение стилевой принадлежности текста.
- Определить и записать стиль речи. Проверить по эталону на столе Контроля.
Текст № 1 Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). | |
Текст №2 Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. (По И. Тургеневу) | |
Тест №3 Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете) | |
Текст №4 Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. | |
Текст №5 Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) | |
ЭТАЛОН
Текст № 1 Научный стиль
Текст №2 Художественный стиль
Тест №3 Публицистический стиль
Текст №4 Разговорный стиль
Текст №5 Официально-деловой стиль
Итог урока
- Смогли ли вы решить поставленные задачи?
- С какими трудностями вам пришлось сегодня столкнуться при изучении данной темы урока?
Рефлексия
- Используя разные типы речи, опишем наш сегодняшний урок, а помогут нам в этом такие слова:
Урок сегодня (какой? познавательный, интересный…)
Настроение (какое? радостное, спокойное….)
- Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (Описание)
- Теперь вспомним, что мы делали на уроке?
Узнали…..Учились…..Стремились….
- Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (Повествование)
- Теперь докажем, что мы все работали хорошо. Это будет наш тезис.
Во-первых, мы узнали….( какие бывают типы речи и чем они отличаются )
Во-вторых, учились…..( определять типы речи на примерах разных текстов)
Вывод: урок сегодня… (Познавательный, интересный, запоминающийся, необычный).
- Какой тип текста получили? (Рассуждение)
Домашнее задание: «ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ».
ПРОЧИТАЙ ТЕКСТ.
(1) В каменных россыпях мы нашли гн..здо полярной с..вы. (2) Огромная белая птица бесшумно сл..тела почти у самых ног. (3) Хор..шо в..дна круглая гол..ва, ш..роки.. крыл..я сл..вают..ся с б..лизною снегов.
(4) В устланном пухом гн..зде я увидел два яйца. (5) Стоял моро(з, с), а яйца были тёплые. (6) Даже в сильные х..лода насиженные яйца1 (не)застывают.
(7) Полярные совы з..муют в тундре.4 (8) В ночной т..мноте прол..тают они над сверкающими в звёз..ном свете сн..гами.
(9) В..сною и летом полярные совы в..дут уединённую ж..знь. (10) На тёмном фон., тундры белыми столбик..ми маяч..т их застывши.. гол..васты.. фигуры. (11) С непостижимым т..рпени..м ожида..т сова появления добычи3. (12) Обычным кормом птиц являют..ся полярные мыш.. . (13) Там, где вод..т..ся зайцы, полярные совы беспощ..дно преследуют беспомощных2 звер..ков.
(14) Иногда по ноч..м мы слыш..м странное гуканье. (15) Так гукают, перекл..кают..ся над тундрою полярные совы. (16) Сказочными кажут..ся в тиш..не солнечной полярной ночи таинственные птич..и г..лоса.
(По И. Соколову-Микитову; 131 слово)
ЗАДАНИЯ.
1. Определи и запишите тему текста. Озаглавь текст.
2. Напиши, к какому типу и стилю речи относится этот текст.
3. Перепиши любой абзац, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.
4. Выполни фонетический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 1.
5. Выполни морфемный разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 2.
6. Выполни морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.
7. Выполните синтаксический разбор предложения, обозначенного в тексте цифрой 4.
8. Обозначьте части речи в первом предложении текста.