СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка", 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был разработан и проведен в 5 классе. Учебник Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, 2023 год

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка", 5 класс»

РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД


Тема: Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка"

Цель: актуализировать знания учеников о разновидностях типов текста и стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из типов и стилей; закрепить понятия «стили речи» «типы речи»;

Планируемые образовательные результаты

Предметные: отработать навык определения функциональных разновидностях языка по отрывкам из текстов различных стилей.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.

Личностные: воспитание интереса к предмету через разные виды работы; умения ставить и решать проблемы, умения работать самостоятельно и в группе; стремление к речевому самосовершенствованию.


Ход урока

Организационный момент (прием Сократа)

В классе тепло? (Да)

У вас хорошее настроение? (Да)

Вы готовы сделать открытие? (Да)

На доске план урока

1. Орфографическая эстафета

2. Блиц-опрос

3. Тест по теме «Текст»

4. Задания на определение стилевой принадлежности текста.

5. Рефлексия

Словарная работа «Орфографическая эстафета» (по рядам)

- Найдите ошибки в словах, записанных на листе. Выполняем по одному слову, передаем следующему, пока не закончатся слова. Вывесить лист на доску.

Огарод, агурец, марковь, карзина, видро, арамат, удевляться, чуствовать, класный, чюдо, учиник.

- Как можно убедиться в правильности выполнения? (Проверить по орфографическому словарю)

- Какой стиль речи использует словарь? (Научный)

Актуализация знаний (работа в группах)

Блиц­опрос (у детей карточки с ответами, нужно поднять карточку с нужным ответом)

- Закончите высказывания – поднимите карточку-ответ:

а) Речь может быть монологической и диалогической.

б) Существуют две формы речи: устная и письменная.

в) Текст – это несколько предложений на определённую тему, связанных по смыслу.

г) То, о чём или о ком говорится в тексте, называется темой текста.

д) Самая маленькая смысловая часть письменного текста – это абзац.

е) Основная мысль текста – это замысел автора.

ж) Опорные (ключевые) слова текста – это смысловая цепочка текста.

з) Три части текста – это 1) вступление, 2) основная часть, 3) заключение.

и) Три стиля речи – это 1) разговорный, 2) научный, 3) художественный.

к) Три типа речи – это 1) повествование, 2) описание, 3) рассуждение.

Самоопределение к деятельности

- Какие темы были затронуты в блиц-опросе?

- Почему они все вместе?

- Определим тему урока.

- Сегодня на уроке мы выясним уровень ваших знаний по темам "Текст" и "Функциональные разновидности языка".

- Подумайте и назовите свою цель на сегодняшний урок.

Работа по теме урока

- Выполняя самостоятельно задания, вы проверяете правильность их выполнения на столе Контроля и заносите в таблицу результатов (на доске). По окончанию урока вы увидите свою оценку по этим темам и определите уровень своих знаний, поймете, все ли вы освоили, и над чем еще нужно поработать.

Тест по теме «Текст» (самопроверка на столе контроля)

- Выполнить задание по теме «Текст» либо на листе, либо по QR — коду, проверить ан столе контроля верность выполнения

1. Как называется способ изложения той или иной информации?

Текст Тип речи Диалог

2. Отметьте 3 типа речи, которые различают в зависимости от цели и содержания текста: повествование описание изложение рассуждение

3. Какой тип речи представляет собой словесное описание чего-либо?

Сочинение Повествование Рассуждение Описание

4. С помощью какого типа речи автор повествует о каких-либо событиях, происходящих последовательно?

Описание Повествование Рассуждение Изложение

5. Какой тип речи позволяет автору делиться своими размышлениями, рассуждениями о чём-либо с читателем?

Повествование Рассуждение Описание Сочинение

6. Какой тип речи содержит завязку, развитие действия и развязку?

Рассуждение Описание Сочинение Повествование

7. Какой тип речи содержит вступление, аргументы и вывод?

Рассуждение Повествование Описание Нет правильного ответа

8. Возможно ли смешивание различных типов речи в одном тексте?

Нет, каждый текст имеет только один тип речи

Да, в каждом тексте есть несколько типов речи

Да, тогда один тип будет преобладать

Невозможно определить

Или









Задания на определение стилевой принадлежности текста.

- Определить и записать стиль речи. Проверить по эталону на столе Контроля.

Текст № 1

Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря).


Текст №2

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. (По И. Тургеневу)


Тест №3

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете)


Текст №4

Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала.


Текст №5

Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение)


ЭТАЛОН

Текст № 1 Научный стиль

Текст №2 Художественный стиль

Тест №3 Публицистический стиль

Текст №4 Разговорный стиль

Текст №5 Официально-деловой стиль

Итог урока

- Смогли ли вы решить поставленные задачи?

- С какими трудностями вам пришлось сегодня столкнуться при изучении данной темы урока?

Рефлексия

- Используя разные типы речи, опишем наш сегодняшний урок, а помогут нам в этом такие слова:

Урок сегодня (какой? познавательный, интересный…)

Настроение (какое? радостное, спокойное….)

- Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (Описание)

- Теперь вспомним, что мы делали на уроке?

Узнали…..Учились…..Стремились….

- Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (Повествование)

- Теперь докажем, что мы все работали хорошо. Это будет наш тезис.

Во-первых, мы узнали….( какие бывают типы речи и чем они отличаются )

Во-вторых, учились…..( определять типы речи на примерах разных текстов)

Вывод: урок сегодня… (Познавательный, интересный, запоминающийся, необычный).

- Какой тип текста получили? (Рассуждение)


Домашнее задание: «ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ».

ПРОЧИТАЙ ТЕКСТ.

(1) В каменных россыпях мы нашли гн..здо полярной с..вы. (2) Огромная белая птица бесшумно сл..тела почти у самых ног. (3) Хор..шо в..дна круглая гол..ва, ш..роки.. крыл..я сл..вают..ся с б..лизною снегов.

(4) В устланном пухом гн..зде я увидел два яйца. (5) Стоял моро(з, с), а яйца были тёплые. (6) Даже в сильные х..лода насиженные яйца1 (не)застывают.

(7) Полярные совы з..муют в тундре.4 (8) В ночной т..мноте прол..тают они над сверкающими в звёз..ном свете сн..гами.

(9) В..сною и летом полярные совы в..дут уединённую ж..знь. (10) На тёмном фон., тундры белыми столбик..ми маяч..т их застывши.. гол..васты.. фигуры. (11) С непостижимым т..рпени..м ожида..т сова появления добычи3. (12) Обычным кормом птиц являют..ся полярные мыш.. . (13) Там, где вод..т..ся зайцы, полярные совы беспощ..дно преследуют беспомощных2 звер..ков.

(14) Иногда по ноч..м мы слыш..м странное гуканье. (15) Так гукают, перекл..кают..ся над тундрою полярные совы. (16) Сказочными кажут..ся в тиш..не солнечной полярной ночи таинственные птич..и г..лоса.

(По И. Соколову-Микитову; 131 слово)

ЗАДАНИЯ.

1. Определи и запишите тему текста. Озаглавь текст.

2. Напиши, к какому типу и стилю речи относится этот текст.

3. Перепиши любой абзац, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.

4. Выполни фонетический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 1.

5. Выполни морфемный разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 2.

6. Выполни морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.

7. Выполните синтаксический разбор предложения, обозначенного в тексте цифрой 4.

8. Обозначьте части речи в первом предложении текста.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!