СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение по теме «Бессоюзные сложные предложения» - 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок включает всебя разные виды задания, позволяющие повторить бессоюзные сложные предложения и отработать постановку знаков препинания в них.

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение по теме «Бессоюзные сложные предложения» - 9 класс»

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель УМО

__________________Мацук А. И.

(подпись, инициалы и фамилия)

«10» апреля 2018 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема №_ 53 «Бессоюзные сложные предложения»

Урок № 53 Повторение и обобщение по теме «Бессоюзные сложные предложения»

(номер урока в четверти / теме)

  1. ФИО (полностью): Архипова Ирина Святославовна

  2. Место работы: Кадетский корпус Следственного комитета

  3. Должность: учитель русского языка

  4. Предмет: русский язык

  5. Базовый учебник: : Учебник: Л.А.Тростенцова, Бархударов. «Русский язык 9 кл».- М., «Просвещение», 2016г.

  6. Класс: 9

  7. Планируемая дата проведения урока: «10» апреля 2018 г.

  8. Цели урока:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. Продолжить работу по ликвидации имеющихся пробелов; расширять возможность использования информационных технологий для повышения грамотности с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

  1. Планируемые результаты урока:

  • Знать правила постановки знаков препинания в БСП.

  • Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений, объяснять выбор знака препинания; различать предложения простые, сложноподчиненные и бессоюзные.

10.Тип урока: повторение и обобщение

11.Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная

12.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки





13. Содержание урока


Этап урока

Название используемых ЭОР

( с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

( с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

в мин.

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент.


I. Орг. момент.


Запись темы урока.

Коллективная работа.

2

мин

2

Актуализация знаний


  1. Найдите 3-е лишнее.

1.Героями не рождаются – героями становятся.

2. Линия фронта проходила и по хлебным полям, где борьба за каждый килограмм зерна приравнивалась к солдатскому подвигу.

3. Каждый новый день приносил новые производственные рекорды, потому что велико было стремление рабочих и работниц завода сделать все необходимое для полного уничтожения врага.


Десятое апреля.

Классная работа.

Повторение и обобщение

по теме

«Бессоюзные сложные

Предложения»

II. Фронтальный опрос

  • Какие предложения называются в БСП?

  • Какие знаки препинания ставятся в БСП?

  • В каких случаях ставится запятая?

Точка с запятой?

  • В каких случаях ставится двоеточие? Тире?

Фронтально

Индивидуально

7

мин

3












Формирование умений и навыков













































































Физкультминутка для глаз
















































































презентация

III. Исправьте ошибку в постановке знаков препинания.

  1. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось.

  2. Настанет вечер, загорятся звезды.

  3. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте лес утопает.

  4. Я подошел к окну - снегопад был в полном великолепии.

2 – время (тире)

4 - дополнение :

IV.Б) Определи­те смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, рас­ставьте и объясните знаки препинания в них.


  1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость () человек должен делать только добро.

  2. Добро не лежит на дороге ()его случайно не подберешь.

  3. Ты сделал добро () скрой, тебе сделали добро () расскажи.

  4. Я убежден() правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.

  5. Злой плачет от злости ()добрый — от жалости.

  6. Хочешь людям добра ()сей в их сердцах любовь.

  7. Мудрость доброты в одном ()она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

  8. Доброта как солнце () без нее немыслима сама жизнь.

  9. Доброта бессмертна() в ней наша духовная сущность.

  10. Мы знаем() главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

  11. Поговоришь с добрым человеком ()солнечный луч озарит твою душу.

  12. Желаешь себе добра ()не делай зла другому.

  13. Самый светлый талант () доброта.

  14. Каждый человек когда-нибудь испытывал все человеческие чувства() радость и ненависть, боль и страдание, добро и зло, любовь и гнев.

V. Творческое задание:

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Поставьте соответствующие смыслу знаки препинания. Постройте схемы предложений.

1 Пробираться сквозь чащу было трудно, потому что колючие кусты разрослись очень густо.

Лето припасает, а зима поедает.

Если хочешь достичь цели, не отступай перед трудностями.

Увидел грача, следовательно, весну встречай.

Я взглянул на небо и увидел, как стали загораться звёзды.

  • VI. Творческий диктант.

Дополните предложения, образуя бессоюзные сложные предложения с тире или двоеточием.

Наша команда торжествовала… (причина).

  • Я давно написал другу письмо… (противопоставление).

  • Нам было дано указание… (пояснение).

  • Здесь нельзя проехать… (причина).

  • Раздался удар грома… (быстрая смена событий).

  • Мы хорошо отдохнули… (результат, вывод)


Работа по карточкам, проверка (коллективная работа на доске)










































Запись в тетрадь с последующим объяснением

14

мин











4

Проверка знаний, умений и навыков


VII. Закрепление материала. Тест

1. Найдите правильное объяснение постановки двоеточия в БСП:

Летом скворцов не видно: они прячутся в густых темных лесах.

1) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов.

4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой.

2. Найдите правильное объяснение постановки тире в БСП: Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.

2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.

4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.

3. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.

2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.

3) Ширь даль зелень.

4) Не хватит света факел сердца выну.

4. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.

2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.

3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.

4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

5. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Май холодный год хлебородный.

2) Я доверяю любящим они великодушны

3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.

4) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.

6. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.

1) отношения перечисления 2) сопоставительные отношения

3) отношения причины 4) отношения пояснения

7. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Лето припасает — зима поедает.

1) отношения перечисления 2) отношения условия

3) сопоставительные отношения 4) отношения пояснения

8. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире (знаки не расставлены).

1) Я доверяю любящим они великодушны

2) Поспешишь людей насмешишь.

3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.

4) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

9. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены).

1) Тьма света не любит злой доброго не терпит.

2) Ученье красота неученье слепота.

3) За всё браться ничего не сделать.

4) Я доверяю любящим они великодушны.

VOTUM


1 – 4

2 – 2

3 – 2

4 – 4

5 – 1

6 – 1

7 – 3

8 – 2

  • 9 – 4





































































13

мин


















































































5

Рефлексия


Самооценка

На уроке я работал активно/ неактивно

Своей работой я доволен/недоволен

Урок для меня показался коротким/ длинным

На уроке я устал/ не устал

Моё настроение стало лучше/ стало хуже

Материал урока мне был понятен/непонятен,

полезен/ бесполезен, интересен/ скучен

Фронтально.

2

мин

6

Домашнее задание


Домашнее задание: из художественных произведений выписать 8-9 бессоюзных сложных предложений с различными знаками препинания, построить схемы предложений, объяснить постановку знаков препинания.

Записать в дневник


2

мин



Преподаватель: _______________ / Архипова И. С./

  1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро.(пояснение)

  2. Добро не лежит на дороге ,его слу­чайно не подберешь. Добру человек у че­ловека учится. (Ч. Айтматов.)

  3. Ты сделал добро - скрой, тебе сделали добро - расскажи. (Арабская пословица.) условие

  4. Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение

  5. Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.) противопоставление

  6. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.) условие

  7. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающе­му. (По М. Панину.) пояснение

  8. Доброта как солнце — без нее не­мыслима сама жизнь. (следствие)

  9. Доброта бессмертна: в ней наша ду­ховная сущность. (По Е. Ильину.) причина

  10. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.(дополнение)

  11. Поговоришь с добрым человеком - солнечный луч озарит твою душу.(сравнение)

  12. Желаешь себе добра - не делай зла другому.(условие)

  13. Самый светлый талант — доброта (С. Граховский) (простое предложение)

  14. Каждый человек когда-нибудь испытывал все человеческие чувства: радость и ненависть, боль и страдание, добро и зло, любовь и гнев. Обобщающее слово



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!