ОТКРЫТЫЙ УРОК
Учителя русского языка и литературы
Малининой Елены Дмитриевны.
Дисциплина: русский язык.
Класс: 5А.
Дата:
Тема: Повторение изученного по теме «Имя существительное».
Тип: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид: урок-практикум.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»; отработать умения и навыки правописания и употребления существительного в речи.
Задачи урока:
1.Активизировать знания учащихся по теме «Существительное».
2.Закрепить умение отличать существительное от других частей речи.
3.Продолжить формирование умения правильного употребления существительного в речи.
4.Формировать надпредметные умения: рассуждение по образцу, оперирование понятиями, самостоятельная умственная активность.
5.Развиать память, воображение, ясность и точность речи, коммуникативность.
6.Воспитывать взаимопомощь, умение слушать, умение объективно оценивать работу одноклассников.
Средства обучения:
1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 5 класса основной школы.В 2 кн. М.: Баласс, 2009.
2.Захарова Т.А., Левина О.В. и др. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. М.: «Глобус», 2010.
3.Д.Розенталь, И.Голуб, Н.Кохтев. Русский язык. Путешествие в страну слов. М.:Дрофа, 1995.
4.Карточки с орфографическим заданием.
5.Мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Взаимные приветствия. Организация внимания. Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.
МОТИВАЦИЯ. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ РАБОТЕ.
Сообщение темы урока. Совместная постановка целей урока. ( слайды 1,2).
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Орфографическая разминка.
А). Индивидуальное задание по карточке «Правописание суффиксов –чик, -щик» (работа в паре: ученик+консультант).
СПИШИ. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНЯЯ СВОЙ ВЫБОР КОНСУЛЬТАНТУ.
Лёт…ик, развед…ик, набор…ик, смаз…ик, перепис…ик, заправ…ик, рассказ…ик, кранов…ик.
Б). Индивидуальное задание по карточке «Правописание суффиксов –ек, -ик» (работа в паре: ученик+консультант).
СПИШИ. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНЯЯ СВОЙ ВЫБОР КОНСУЛЬТАНТУ.
Луч…к, кусоч…к, листоч…к, огонёч…к, мяч…к, грибоч…к, звоноч…к, карандаш…к, горош…к, ёж…к.
В). Фронтальная работа. Игра «КОРРЕКТОР».
ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. НАЙДИТЕ ОШИБКИ. ИСПРАВЬТЕ, ОБЪЯСНЯЯ СВОЙ ВЫБОР (слайд 3).
Обьявлять об экскурсие, должен извинится за опоздание, жолтый крыжовник, говорить с врачём, симпатичная девчонка, зелёный горошик, удивляца усидчивости Сони, интересный расскащик, аленький цветочек.
Г). Отчет 1-го консультанта ( слайд 4).
Д). Отчет 2- консультанта ( слайд 5).
2.Принципы классификации частей речи ( слайд 6).
1. ОГЗ.
2. Морфологические признаки( постоянные и непостоянные).
3. Синтаксическая роль.
А). Продолжите фразу:
* Общее грамматическое значение существительных… ( значение предмета).
* Под предметом в русском языке подразумеваются слова, отвечающие на вопросы… ( кто? что?).
Б) Продолжите тематические группы слов. Сделайте вывод. ( слайд 7).
Бег, выстрел, ходьба,…
Белизна, сырость,…
3.Морфологические признаки.
А). Закончите предложение ( слайд 8).
Постоянные признаки имени существительного – это склонение, собственные/нарицательные, одушевленные/неодушевленные, а непостоянные – род,…
( Если никто не заметит ошибку, дать задание: измените форму рода существительных окно, стол, вода. Сделайте вывод).
Б). Решение грамматической задачи.( работа в паре). Слайд 9.
ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ, ПОДУМАЙТЕ И РАСПРЕДЕЛИТЕ ДАННЫЕ СЛОВА В ДВЕ ГРУППЫ ТАК, ЧТОБЫ У СОСЕДА ПО ПАРТЕ ОНИ НЕ ПОВТОРЯЛИСЬ.
Дождь, Москва, камыш, Илья Муромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, Новый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген, счастье.
По какому признаку распределялись существительные? Чем в написании отличаются собственные от нарицательных? Почему одно слово написано дважды: с большой и с маленькой буквы?
В) Переход собственных в нарицательные и наоборот. ( слайд 10).
Рентген – немецкий ученый;
Рентген – просвечивание рентгеновскими лучами;
Орёл – птица;
Орёл-город;
Земля – суша, почва.
Земля – планета.
Г). ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЗАПИСЬ НА СЛАЙДЕ. О КАКОМ ПОСТОЯННОМ ПРИЗНАКЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ИДЕТ РЕЧЬ? ( слайд 11).
Одущевленные
В.п. = Р.п.
Вижу девочек нет девочек
Вижу ученика нет ученика
Неодушевленные
В.п. = И.п.
Вижу книги лежат книги
Вижу стол стоит стол
Д). ОПРЕДЕЛИТЕ ОДУШЕВЛЁННОСТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.( слайд 12).
1 ряд – кукла.
2 ряд- народ.
3 ряд- снеговик.
Е). Еще по какому постоянному признаку существительные отличаются друг от друга?
Если можно сказать «он мой» - это…( м.р.).
Если можно сказать «она моя» - это…( ж.р.).
Если можно сказать «оно моё» - это…( с.р.).
Но есть слова, которые не могут определиться с родом. Давайте им поможем. Как они называются? ( слайд 13).
Неряха, сладкоежка, злюка, молодчина, милашка, непоседа.
СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНИМ ИЗ ЭТИХ СЛОВ ТАК, ЧТОБЫ БЫЛО ЯСНО О МУЖЧИНЕ ИЛИ ЖЕНЩИНЕ ИДЕТ РЕЧЬ.( работа в парах).
Проверка.
Ж). Сколько основных типов склонения у имени существительного? Расскажите о них.
1 ряд – о 1 скл.
2 ряд – о 2 скл.
3 ряд – о 3 скл.
З). ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЗАПИСЬ НА СЛАЙДЕ 14.
10 существительных на –мя: Р.п. и Д.п. ед ч. – окончание 3 скл. – И;
Бремя, время, вымя, семя, знамя,
Стремя, имя, пламя, темя, племя. Т.п. и П.п. – окончание 2 скл. – ем(ём).
1 существительное м.р. – путь.
Как называются эти существительные? Почему?
И). Грамматическая пауза. Ученики встают около своей парты.
ПРОСКЛОНЯЙТЕ УСТНО, ХОРОМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ, ПРОПИСЫВАЯ ЕГО В ВОЗДУХЕ ( «ВОЗДУХОПИСАНИЕ»).
Какая морфема появляется в слове при склонении?( суффикс –ен-).
Какие непостоянные признаки мы повторили при склонении слова имя?( падеж, число)
4. Рассмотрим 3-й принцип классификации частей речи. Это-….? ( синтаксическая роль).
А). Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.( слайд 15).
ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПРОАНАЛИЗИРУЙ, КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ДЕРЕВО В КАЖДОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. СДЕЛАЙ ВЫВОД.
1.Дерево поднялось выше дома.
2.Сосна – это хвойное дерево.
3.Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
4.На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.
5. Итог. На уроке мы систематизировали знания по теме «Имя существительное». В процессе работы у вас должно было сложиться цельное представление об этой части речи.
Давайте представим образ существительного в форме синквейна. ( слайд 16).
6.Домашнее задание.( слайд 17)
1. «Конкурс шпаргалок». Кратко, точно, разборчиво, качественно записать всю важную информацию по теме «Существительное»( на 1 страницу).
2.Составить как можно больше вопросов по теме «Существительное».
3. Составить карточку-задание по орфограммам, изученным в теме «Существительное».
7.Рефлексия.( слайд 18).
Достигнуты ли цели урока? Что в себе развили? Какие впечатления от урока?
- Я вспомнил, что…
- Я понял…
- Было интересно…
- Особенно понравилось…
- Вызвало затруднение…
- Было сложно…
- Нужно повторить…
8. Подведение итогов. Выставление оценок.