МБОУ «ООШ СЕЛА НОВОЕ ЧАПЛИНО» ПОСВЯЩАЕТСЯ 100-ЛЕТИЮ ЧАПЛИНСКОЙ ШКОЛЫ И 86 ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧАО
СИНКВЕЙН. ПРИМЕР СИНКВЕЙНА
Синквейн
Интересная
Загадочная
Вспомнить
Запомнить
Применить
В своем образном и емком высказывании: «… – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова, и уподобляются ему по форме, согласуются с ним» , известный лингвист В. Г. Ветвицкий довольно точно передал то значение, которое имеет … в русском языке .
Предмет
МБОУ «ООШ с. НОВОЕ ЧАПЛИНО»
Повторение изученного по теме:
«Имя существительное»
Учитель Ятта А.В.
2016 год
Практическая работа.
- Тема «100-летие Чаплинской школы»
Что называется существительным? Какие существительные относятся к 1,2,3-му склонению? Запишите слова, надпишите склонение.
Уназик, школа, юбилей, учитель, век, Чаплино, гордость, любовь, память, благодарность.
2. Разносклоняемые существительные. - Почему существительные на –МЯ называют разносклоняемыми? - Сколько разносклоняемых существительных есть в русском языке? Перечислите их. - Какой суффикс прибавляется к разносклоняемым существительным во время изменения по падежам или числам? - Дайте определение слову «БРЕМЯ». - Вспомните падежные вопросы. Просклоняйте слово ВРЕМЯ.
Бре‘мя, -ени, мн. нет , ср. 1. Устар . Тяжёлая ноша. Не поднять этого бремени . 2. Перен . Нечто тяжкое, трудное; тяжесть. Все эти нагрузки – непосильное бремя для тебя . ∆Под бременем (книжн.) – под гнётом.
3. Несклоняемые имена существительные. Некоторые имена существительные не изменяются по падежам (не склоняются). Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова. Приведите примеры.
Род сложносокращённых слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова. Запишите пример. ЧАО образовал…(СЬ)(СЯ) в 1930 году.
4. Имена существительные общего рода . В последнее время к именам существительным общего рода тяготеют некоторые слова, прежде относившиеся к мужскому роду. Они называют лиц по профессии, по должности, по роду занятий: врач, директор, секретарь, хирург и т.п. Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем –существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине и в женском роде, если речь идёт о женщине. Запишите предложение, поставив глагол в прошедшем времени. Врач Рентина (выписать) рецепт.
ВРАЧ
Врач Рентина Раиса Михайловна, кандидат медицинских наук
УЧИТЕЛЬ
Учитель
чукотского
языка
Пиврана
Тамара
Петровна
Учитель математики, физики, информатики
Мутулов Мангут Михайлович
ДИРЕКТОР
Директор МБОУ «ООШ села Новое Чаплино»
Манджиев Юрий Анджаевич
5. Что значит – разобрать существительное морфологически? Произведите морфологический разбор выделенного существительного. Учителя и учащиеся Новочаплинской школы готовятся к юбилею школы.
6. Расскажите о правописании суффиксов существительных – ЧИК (-ЩИК), -ЧИЦ-(-ЩИЦ-) Запишите слова, выделяя суффиксы – ЧИК (-ЩИК), -ЧИЦ-(-ЩИЦ-). Груз_ик, смен_ик, свар_ик, воз_ик, рез_ик, убор_ица, фасов_ица, продав_ица.
ПРОДАВЩИЦА
ГРУЗЧИК
УБОРЩИК ПиСП
ФАСОВЩИЦА
ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ –ЕК и -ИК
7. Как различить на письме суффиксы –ЕК и –ИК?
Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы. .
Подароч_к, звоноч_к, карандаш_к, мяч_к, ключ_к.
В школьном музее есть эскимосский мяч_к.
Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК- Вот замочЕК. К нему ключИК. Нам они помогут лучше Букву в суффиксе узнать, Чтобы правильно писать. Просим убедительно В падеже родительном Проследить за гласной, Если вы согласны. Если гласная исчезла, Помнить должен человек: В каждом слове повсеместно Пишем только суффикс -ЕК- Если гласная осталась, Должен помнить ученик, Что в словах (такая малость) Пишем только суффикс –ИК- ЗАМОЧЕК – ЗАМОЧКА КЛЮЧИК – КЛЮЧИКА
ВЫВОД
Столетие нынче школа отмечает, В кругу учителей и юных дошколят. И возраста её никто не замечает, В круговороте юбилейных дат… …Сегодня учителей всех поздравляем, И отмечаем столетний юбилей, Пройдут года, но никогда не угасаем, Ваших сердец живительный ручей! На стыке жизни будущего с прошлым, Бессмертно дело, непрерывна нить. И будущее видится хорошим, И на селе прекрасно будем жить! Р.М. Зотова /Рентина/ 14 ноября 2015 года
ГИМН ШКОЛЫ
Где реки весенние звонко бегут,
Где зимние ветры нам песни поют,
Где сопки хранят молчаливый покой,
Там дом наш с тобой, там дом наш с тобой.
Родная земля,
Начало великой России.
Снега и моря –
Тебя нет на свете красивей.
Мы – дети твои,
Судьбы нам не надо прекрасней.
Чукотка, живи, Чукотка, живи,
Наш дом, наш приют, наше счастье.
Чукотка, живи, Чукотка, живи,
Наш дом, наше счастье.
Наш северный край, среди бурных морей
Нас крепко связал ты любовью своей.
И гордым сиянием тысячи лет.
Ты даришь стране свой первый рассвет.
Надежду, свободу и дружбу людей
Хранить обещаем Чукотке своей.
В учёбе, в труде и в великих делах
Сумеем тебя прославить в делах.
(Слова и музыка Алексея Вячеславовича Новокшонова)