Вид деятельности, этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые способы деятельности. |
I.Вступительная часть урока. Урок посвящен «100-летию Новочаплинской школы» и 86 годовщине Чукотского автономного округа. Звучит мелодия «Солнце над селом Новое Чаплино» в исполнении национального ансамбля «Солнышко» СЛАЙД№1 | Учитель предлагает посвятить урок «100-летию Новочаплинской школы» и 86 годовщине Чукотского автономного округа. | Внимательно слушают. | Принимают к сведению. |
II.Определение темы урока учащимися по методу «Синквейна» СЛАЙД№2 СЛАЙД№3 | Учитель приводит пример по методу Синквейна для определения темы урока (пример «Илья Муромец») | 1.Чтение примеров по методу «Синквейн» | Прослушивают примеры по методу «Синквейн» |
Чтение высказывания Ветвицкого об имени существительном. | 2. Определение темы урока по методу «Синквейн»: «Имя существительное. 3. Рассуждение о значении в изучении имени существительного (сильный ученик высказывает своё мнение об имени существительном. | Рассуждение о теме урока по методу «Синквейн» Умение высказывать свое мнение об изучаемом материале. |
IV.Тема урока. СЛАЙД№4 | -О какой части речи пойдет речь на уроке? - Какие темы изучались по теме «Имя существительное? - Составьте план работы данного урока. - Запишите тему урока в тетрадь. | -Об имени существительном. - Что такое имя существительное, что обозначает, на какие вопросы отвечает, какие морфологические признаки имеет (постоянные и непостоянные признаки), роль существительного в предложении. - Что такое имя существительное, разноспрягаемые имена существительные, несклоняемые существительные, имена существительные общего рода, суффиксы существительных на –ЧИК и –ЩИК, гласные в суффиксах –ЕК и –ИК, морфологический разбор существительного. -Записывают тему урока. | Формулируют ответы на поставленный вопрос. Принимают и сохраняют учебные задачи. Высказывают свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Умеют внимательно слушать. Запись в тетрадь числа, классной работы, темы с соблюдением знаков завершения, грамотности. |
III.Высказывание И.С.Тургенева о значении русского языка в жизни человека. СЛАЙД№5(высказывание Тургенева) СЛАЙД№6(портрет писателя, годы жизни) | Учитель читает наизусть высказывание И.С.Тургенева - Какое произведение читали? - Приведите примеры по одному предложению из рассказа. - О чем этот рассказ? | Внимательно слушают учителя. - «Бежин луг» -Каждый читает пример и называет имена существительные, надписывая, что это существительное. -О красоте русской природы. | Принимают к сведению. Формулируют ответ на поставленный вопрос. Проверка правильности ответов. Взаимооценивание ответов. Рассуждение по поставленному вопросу. Правильность ответов. |
IV.Постановка учебной задачи. СЛАЙД №7 (Цели урока) СЛАЙД№8(стихотворение о начале урока) СЛАД№9 («Имя существительное») СЛАЙД№10(«Что я уже знаю?», «Что нового узнал?») | - Цель урока -Чтение стихотворения о начале урока - О чем будем говорить? - Учитель читает вопросы. | -Заслушивают учителя. Высказывают свое мнение по теме. - Нацеливаются на начало урока - Об имени существительном. - Учащиеся рассуждают, о чем знают и что нового узнали | Принимают к сведению. Помощь к ответу по определению темы в конце урока. Слушают стихотворение и нацеливаются на работу. Вывод: говорить весть урок об имени существительном Осуществляют контроль учебных действий. Умеют отвечать и слушать |
V.Работа по теме 1.Групповая работа. Тема «100-летие Чаплинской школы» Что называется существительным? Какие существительные относятся к 1,2,3-му склонению? Запишите слова, надпишите склонение. Уназик, школа, юбилей, учитель, век, Чаплино, гордость, любовь, память, благодарность. СЛАЙД №11 | -Сообщение темы задания. - Вопрос об имени существительном -Существительные 1,2,3 склонения - Записать слова в тетрадь и определить склонение -Как определить склонение существительного? | -Слушают внимательно -Отвечают на вопрос: что такое имя существительное. (учебник: §44, стр.131) - Ответ на поставленный вопрос(учебник §44, стрю133) - Записывают слова в тетрадь, правильно определяют склонение существительных -Вывод первой части задания: чтобы определить склонение существительных, надо поставить существительное в именительный падеж единственное число | Использование регионального компонента Владеют навыками работы с учебной статьей. Осуществляют контроль и оценку Осуществляют контроль и оценку Осуществляют контроль и оценку Осуществляют логические действия. |
2. Разносклоняемые существительные. - Почему существительные на –МЯ называют разносклоняемыми? - Сколько разносклоняемых существительных есть в русском языке? Перечислите их. - Какой суффикс прибавляется к разносклоняемым существительным во время изменения по падежам или числам? - Дайте определение слову «БРЕМЯ». - Вспомните падежные вопросы. Просклоняйте слово ВРЕМЯ. СЛАЙД №12 СЛАЙД №13 СЛАЙД №14 | -Вопрос о разносклоняемых существительных . -Назвать разносклоняемые существительные -Суффикс –ЕН- при склонении существительных -Назвать и падежи и вопросы -Лексическое значение слова -Какой вывод можно сделать о разносклоняемых существительных? | -Правило о разносклоняемых существительных -Называют разносклоняемые существительные -Называют суффикс –ЕН- при склонении слов на –МЯ -Называют падежные вопросы -Дают определение слову «БРЕМЯ» -Вывод о разносклоняемых существительных: надо запомнить слова на –МЯ и слово «путь» | Формулируют ответы на поставленный учителем вопрос Владеют способами конструктивного взаимодействия. Осуществляют контроль учебных действий. Осуществляют контроль учебных действий. Формулируют ответы на поставленный учителем вопрос Осуществляют поиск эффективных способов их решения. |
3. Несклоняемые имена существительные. Некоторые имена существительные не изменяются по падежам (не склоняются). Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова. Приведите примеры. СЛАЙД №15 СЛАЙД № 16 Род сложносокращённых слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова. Запишите пример. СТАВЛЕН ЧАО образовал…(СЬ)(СЯ) в 1930 году. СЛАЙД №17 | - Правило о несклоняемых существительных -Стихотворение про несклоняемые существительные -Определение рода сложносокращённых слов. Записать предложение, поставив глагол в прошедшем времени в нужном роде | -Рассказывают правило о несклоняемых существительных -Просмотр слайда со стихотворением о несклоняемых существительных -Запись в тетрадь предложения об образовании ЧАО | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Владеют способами конструктивного взаимодействия. Извлекают необходимую информацию. |
4. Имена существительные общего рода. В последнее время к именам существительным общего рода тяготеют некоторые слова, прежде относившиеся к мужскому роду. Они называют лиц по профессии, по должности, по роду занятий: врач, директор, секретарь, хирург и т.п. Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем –существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине и в женском роде, если речь идёт о женщине. Запишите предложение, поставив глагол в прошедшем времени. Врач Рентина (выписать) рецепт. СЛАЙД №18 0 СЛАЙД №19 («Врач») СЛАЙД №20 («Учитель») СЛАЙД №21 («Директор») | -Ответить на поставленный вопрос. -Назвать существительные общего рода Записать предложение, поставив глагол в прошедшем времени. Фото Рентиной Р.М.(врач, кандидат медицинских наук) Фото Пивраны Т.П.(учитель чукотского языка), Мутулова М.М.(учитель математики, физики, информатики) Фото Манджиева Ю.А.(директор школы) | - Сообщают о существительных общего рода - Отвечают на поставленный учителем вопрос -Работают в тетрадях Просматривают слайды №№19-№21 | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Осуществляют поиск эффективных способов их решения. Принимают и сохраняют учебные задачи. Извлекают необходимую информацию. |
5. Что значит – разобрать существительное морфологически? Произведите морфологический разбор выделенного существительного. Учителя и учащиеся Новочаплинской школы готовятся к юбилею школы. СЛАЙД № 22 Морфологические признаки существительного (постоянные и непостоянные признаки) СЛАЙД №23 | - Расскажите о морфологических признаках существительного -Записать предложение, произвести синтаксический разбор предложения для определения синтаксической роли слова. -Просмотр слайда-закрепления о морфологических признаках существительного | - Учащиеся дают определение о морфологических признаках имени существительного. -Запись в тетради предложения и у доски. Производят синтаксический разбор предложения для характеристики слова и ответ на вопрос: чем является в предложении. Произвести морфологический разбор слова. -Просматривают слайд и принимают к сведению | Владеют навыками работы с учебной статьей. Осуществляют контроль и оценку Осуществляют контроль и оценку Извлекают необходимую информацию. |
6. Расскажите о правописании суффиксов существительных – ЧИК (-ЩИК), -ЧИЦ-(-ЩИЦ-) Запишите слова, выделяя суффиксы – ЧИК (-ЩИК), -ЧИЦ-(-ЩИЦ-). Груз_ик, смен_ик, свар_ик, воз_ик, рез_ик, убор_ица, фасов_ица, продав_ица. СЛАЙД №24 Профессии, должности села Новое Чаплино с суффиксами –ЧИК(-ЩИК), -ЧИЦ- (-ЩИЦ-) СЛАЙД № 25 (продавщица) СЛАЙД №26 (грузчик) СЛАЙД №27 (уборщик) СЛАЙД №28 (фасовщица) | - Расскажите о суффиксах –ЧИК(-ЩИК, -ЧИЦ-(-ЩИЦ-). Записать слова с этими суффиксами Запись слов в тетрадь с данными суффиксами Игровая форма «Определите правильный суффикс –ЧИК(-ЩИК) Учитель знакомит с профессиями села Новое Чаплино с суффиксами -ЧИК(-ЩИК), -ЧИЦ-(-ЩИЦ-) Просмотр слайдов №№25-28 | - Отвечают на поставленный учителем вопрос Запись слов с суффиксами –ЧИК(-ЩИК) в тетрадь Учащийся проводит диктовку слов, проверяя правильность выбора суффиксов на карточках –ЧИК(-ЩИК) Просматривают слайды №№25-28 | Формулируют ответы на поставленный учителем вопрос Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют контроль и оценку Извлекают необходимую информацию. |
ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ –ЕК и –ИК 7. Как различить на письме суффиксы –ЕК и –ИК? Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы. . Подароч_к, звоноч_к, карандаш_к, мяч_к, ключ_к. В школьном музее есть эскимосский мяч_к. СЛАЙД №29 Правописание суффиксов –ЕК- и –ИК- Вот замочЕК. К нему ключИК. Нам они помогут лучше Букву в суффиксе узнать, Чтобы правильно писать. Просим убедительно В падеже родительном Проследить за гласной, Если вы согласны. Если гласная исчезла, Помнить должен человек: В каждом слове повсеместно Пишем только суффикс –ЕК- Если гласная осталась, Должен помнить ученик, Что в словах (такая малость) Пишем только суффикс –ИК- ЗАМОЧЕК – ЗАМОЧКА КЛЮЧИК – КЛЮЧИКА СЛАЙД №30 | -Расскажите о правописании суффиксов существительных –ЕК(-ИК) -Запишите в тетрадь. Запись слов в тетрадь с данными суффиксами Игровая форма «Определите правильный суффикс –ЕК(-ИК) -Просмотр слайда-закрепления о правописании суффиксов существительных –ЕК(-ИК) | - Ответ на поставленный учителем вопрос - Запись слов с суффиксами –ЕК(-ИК) в тетрадь Учащийся проводит диктовку слов, проверяя правильность выбора суффиксов на карточках –ЕК(-ИК) -Просматривают слайд и принимают к сведению | Владеют навыками работы с учебной статьей. Осуществляют контроль и оценку Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют контроль и оценку Извлекают необходимую информацию. |
VI.Домашнее задание. Александр Матвеевич Пешковский, известный русский лингвист, писал: «У каждой части речи есть свои достоинства». Письменно ответьте на вопрос: «Какие же достоинства имеет имя существительное?» СЛАЙД №31 | -Объяснение домашнего задания | Запись в дневники домашнего задания. Обсуждение задания. | Принимают и сохраняют учебные задачи. |
VII. Итог урока, рефлексия учебной деятельности. СЛАЙД №32 СЛАЙД №33 СЛАЙД №34 - фото учителей, сотрудников школы: сегодняшний день 2016 года войдёт в историю нашей школы. Мы все должны быть благодарны тем, кто даёт знания, поддерживает работу МБОУ «ООШ села Новое Чаплино» | -Вывод урока. Опрос класса по теме Стихотворение Зотовой Р.М.(Рентиной) о столетии школы Фото учителей школы | -Формулируют ответ на поставленный учителем вопрос. Отвечают сильные и слабые учащиеся. Прослушивают стихотворение чаплинской поэтессы Зотовой Р.М.(Рентиной) Просмотр фотографии | Умение делать вывод урока (рефлексия урока) Извлекают необходимую информацию. Значение профессии учитель в жизни учащихся МБОУ «ООШ с.Новое Чаплино» и в жизни села, района, округа |
VIII.Cамооценивание. | Учитель наблюдает за учащимися, которые самооценивают свою работу. | Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу во время урока и проставляют оценки на листках «Рефлексивный анализ урока» | Умение анализировать свою работу и проставлять оценку по итогам работы. Осуществления оценки собственных достигнутых результатов |
IX. СЛАЙД №36- Гимн школы. Главное в Гимне – любовь к родному краю, к родному селу, воспевание красоты родной природы. А еще вся суть в словах: «…В учёбе, в труде и в великих делах Сумеем тебя прославить в делах.» | Учитель зачитывает «Гимн школы» Задает вопросы по тексту | Слушают внимательно, Высказывают свое мнение: - любовь к родному краю – Чукотке, России - красота родного края - главное в последних строках Гимна: получать дальнейшие знания, получение образования | Извлекают необходимую информацию. Умение анализировать текст, высказывать свое мнение. |