СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение. Квантовые явления

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение. Квантовые явления»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОСКОШНЕНСКАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ







Разработка урока по физике

Тема: Повторение. Квантовые явления

9 класс





Разработала:

учитель физики

Щодрык Алла Павловна



















Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые результаты

предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся; закрепить понятия, связанные с радиоактивностью; формировать у учащихся оценочные умения, критическое отношение к уровню своей подготовки через самопроверку выполняемых на уроке заданий и заполнение оценочного листа; осуществлять подготовку к итоговой аттестации, в ходе повторения ранее изученных тем.

метапредметные: сформировать мировоззренческие идеи, связанные с угрозой человечеству при использовании   ядерной энергии; воспитывать самостоятельность через организацию самостоятельной работы; воспитывать стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов;

личностные: развивать интерес к предмету; развивать умение, отбирать необходимые знания из большого объёма информации, умение  обобщать факты, делать выводы; совершенствовать навыки самостоятельной работы.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке физики. Вижу полную готовность класса и желание узнать, что же вас ждет сегодня.

2. Постановка цели

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать немного иначе, чем обычно. Скажите, пожалуйста, какие мысли у вас вызывает слово «радиоактивность»?

«Зачем и где вам могут пригодиться эти знания?»

Учащиеся высказываю свои точки зрения и из них необходимо «правильно» сформулировать цель урока: применение знаний в различных ситуациях.

Для того чтобы это потренироваться делать, я вам предлагаю побывать на месте пилота, который перед реальным полетом (для вас - контрольной работой) проходит тестирование на тренажерах, проверяет свои умения и навыки действовать как в знакомой, так и не совсем знакомой ситуации.

3. Актуализация знаний

Для достижения цели урока нам необходимо повторить основные формулы по теме «Квантовая физика», "Физика атомного ядра".

"Физический диктант", проводит учитель.

1) Два ученика работают у доски. Остальные в тетрадях.

Записать формулы:

1. Формула фотоэффекта Эйнштейна.

2. Закон радиоактивного распада.

3. Энергия связи нуклонов в ядре.

4.Уравнение альфа-распада ядра атома.

5. Дефект массы.

6. Уравнение бета-распада ядра атома.

7. Формула нахождения красной границы фотоэффекта.

Проверка выполнения задания учащимися у доски. Самопроверка.

За каждый правильный ответ 1 балл. Учащиеся проставляют свои результаты в "Листы самооценки"

4. Оперирование знаниями и способами деятельности

1) Для обобщения и закрепления материала, поработаем устно с тестом. Предварительно вспомним алгоритм решения задач по теме "Физика атомного ядра"

Учащиеся дают ответы с обязательным комментарием к ним.

Тест.

1. Чему равно число протонов (Z) и нейтронов (N) в атоме фосфора 15 P31?

1) Z= 15, N =31

2) Z= 31, N =15

3) Z=15, N =16

4) Z=16, N =15

2. Во сколько раз заряд изотопа азота с массовым числом 13 и порядковым номером 7 больше заряда протона?

1) 1

2) 13/7

3) 13

4) 7

3. Ядро магния захватило электрон и испустило протон. Каковы заряды и массовые числа ядра, образовавшегося в результате этой реакции?

1) зарядовое число 10, массовое число 20

2) зарядовое число 10, массовое число 21

3) зарядовое число 12, массовое число 20

4) зарядовое число 14, массовое число 22

4. Каково соотношения между массой mя атомного ядра и суммой масс свободных протонов Zmp и свободных нейтронов Nmn, входящих в состав ядра?

1) mя = Zmp + Nmn

2) mя Zmp + Nmn

3) mя p + Nmn

4) нельзя сказать однозначно

5. Ниже записана ядерная реакция, а в скобках указаны массы (в атомных единицах массы) участвующих в ней частиц.

Поглощается или выделяется энергия при этой реакции?

1) поглощается

2) выделяется

3) не поглощается и не выделяется

4) для решения недостаточно достаточно

6. Реакция деления ядер урана идет с большим выделением энергии. Эта энергия выделяется в основном в виде

1) энергии радиоактивного излучения

2) энергии -квантов

3) кинетической энергии свободных нейтронов

4) кинетической энергии осколков деления ядер

7. В недрах Солнца температура достигает десятков миллионов градусов. Чем это объясняется?

1) быстрым вращением Солнца вокруг своей оси

2) делением тяжелых ядер

3) термоядерным синтезом легких ядер

4) химической реакцией горения водорода в кислороде

8. Какие из излучений имеют наибольшую ионизирующую способность?

1) бета-излучение

2) альфа-излучение

3) гамма- излучение

4) все три - одинаковую

9. Какие частицы или излучения имеют наибольшую проникающую способность?

1) альфа- и бета-частицы

2) бета-излучение

3) гамма- излучение

4) альфа-частицы

10. Имеется 109 атомов радиоактивного изотопа йода, период его полураспада 25 мин. Какое примерно количество ядер изотопа испытает радиоактивный распад за 50 мин?

1) 5*108

2) 109

3) 2,5*108

4)7,5*108

Правильные ответы:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

3

4

1

3

2

4

3

2

3

4

2) Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал, как вы умеете применять его при решении задач.

Некоторым из вас предлагается тестовая работа 3 уровней сложности, а некоторым самостоятельная работа, обе работы дают одинаковое количество баллов. Работа выполняется на листочках, которые после выполнения работы будут сданы учителю на проверку.

Тестовая работа

А1. Ядро, какого из элементов содержит 10 нейтронов?

А2. Чему равно число электронов в ядре ?

1) 244

2) 122

3) 94

4) 0

А3. Протактиний подвергся двум a- и одному - распадам. Конечным продуктом реакции является:

А4. Период полураспада ядер атомов свинца составляет 3,3ч. Какое утверждение справедливо?

1) за 3,3 часа распадется примерно половина из имеющихся ядер

2) за 3,3 часа распадется в точности половина из имеющихся ядер

3) за 6,6 часа распадутся все имеющиеся ядра

4) каждые 3,3 часа распадется в среднем одно ядро

А5.Укажите, под действием какой частицы протекает ядерная реакция:

1) под действием нейтрона

2) под действием протона

3) под действием ?-частицы

4) под действием ?-кванта

В.Найдите энергию связи (МэВ) между нуклонами для гелия масса ядра mя=4,00260 а.е.м.

Масса покоя протона mp = 1,007276 а.е.м., масса покоя нейтрона mn = 1,008665 а.е.м.

С. Какое количество урана-235 расходуется в сутки на атомной электростанции мощностью 50 МВт? При распаде одного ядра урана выделяется энергия 200 МэВ, КПД электростанции 17%?

Самостоятельная работа

1. Каков состав ядер

2. Имеется 109 атомов радиоактивного изотопа цезия. Период его полураспада 26 лет. Какое количество ядер изотопа останется через 52 года?

3. При облучении ядер бора - 11 протонами образовались ядра бериллия-8. Какие еще ядра получаются в этой реакции. Напишите уравнение ядерной реакции. Сколько энергии выделяется или поглощается в этой реакции?

4. Чему равна электрическая мощность АЭС, имеющей КПД 25%, если она расходует 235г урана-235 в сутки. При делении одного ядра выделяется 3,2*10-11Дж энергии

Проведение самопроверки выполненных заданий.

Правильные ответы:

 

А1

А2

А3

А4

А5

В

С

Вариант 1

4

4

1

1

2

27,3

0,311 кг

Количество баллов

Самостоятельная работа

№1

№2

№3

№4

 

 

 

 

p=12

n=13

p=9

n=11

2,5108

8,6 МэВ

56МВт

 

 

 

Количество баллов

 

 

 

5. Подведение итогов.

Учащиеся подсчитывают количество баллов, которое они набрали за сегодняшний урок.

Анализ полученных результатов:

  • от 25 до 28 баллов - "отлично", так держать!

  • от 21 до 24 баллов - "хорошо", попробуй еще лучше!

  • от 17 до 20 баллов - "удовлетворительно", поднажми немного!

  • менее 16 баллов - пока "неудовлетворительно", есть на что обратить внимание.

6. Рефлексия.

На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой на уроке доволен /не доволен

Материал урока мне был понятен / не понятен




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс