СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение морфологии в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на повторение курса морфологии.

Просмотр содержимого документа
«Повторение морфологии в 9 классе»



Повторение темы «Морфология» в 9 классе.


Цели: умение отличать самостоятельные части речи от служебных, анализ текста; закрепление орфографических навыков.

Задачи: вспомнить самостоятельные и служебные части речи; перечислить их отличия; уметь видеть художественные средства в тексте, производить виды разборов.

Оборудование: карточки, учебник Бархударова.


ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент.


2. Орфографическая работа.

Бессмысленный, разбежались, путаный ответ, угаданная мысль, кованый меч, будто, довольно-таки, непросохшая дорожка, задачи не решены, во время наводнения.


3. Лингвистическая разминка.

Определите по данным морфемам части речи и приведите примеры:

а) -ик, б)-ащ-, в)-у, г)-ся, д)-ишь.

Ответы: а) существительное: братик,

б) причастие: слышащий,

в) существительное: сыну, наречие: сбоку,

г) глагол: обиделся,

д) глагол: стоишь.


4. Проверка домашнего задания.

Беседа по теме: «Морфология».

-Что такое морфология? (Морфология – это раздел языкознания, который изучает части речи и их формы).

- Сколько в русском языке частей речи? (10)

-На какие группы делятся части речи? (самостоятельные, служебные, междометия).

Один ученик возле доски работает с карточкой: указывает часть речи каждого слова и распределяет по группам.

Карточка.

Кавалерия, тут же, копаный, общенародный, слегка, несмотря на, посеян, насчет, мумия, перцовый, понимаю, янтарь, бесплодный, ветреник, вверх, Батюшки! Ох-ох, а, ведь.

- Какие самостоятельные части речи не изменяются? (наречие, деепричастие).

- Какие части речи изменяются по падежам? (прилагательное, существительное, причастие, местоимение, числительное).

- В чем заключается отличие служебных частей речи от самостоятельных? (не имеют лексического значения, не изменяются, не являются членом предложения).

- На доске записаны слова, одинаковые по написанию, но имеющие разное лексическое значение. Они образовались путем перехода собственных имен существительных в нарицательные. Составьте предложения с данными словами:

Кашемир – город в Индии; кашемир - вид шерстяной ткани;

Эхо, Нарцисс – герои древнегреческих мифов; эхо- отражение звука; нарцисс- цветок;

Пломбир – город во Франции; пломбир - сорт мороженого.


  1. Комплексный анализ текста. (на столах обучающихся тексты с заданием).


Стихотворение С. Есенина «ПОРОША».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.


Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.


Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

(С. Есенин)

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:

1. Вставьте орфограммы. (копытом, снегу, вороны, расшумелись, невидимкой, дремлет, подвязалася, сосна, долбит, скачет, валит, стелет, бесконечная, убегает, вдаль)


2. Найдите в тексте односоставные предложения. Укажите тип каждого односоставного предложения. (Еду.(о/л) Тихо.(б/л))


3. Какие художественные средства вам встретились. Выпишите примеры из текста. (олицетворение: «дремлет лес», «оперлася на клюку», «убегает дорога»; эпитеты: «серые вороны», «белою косынкой»; сравнение: «словно белою косынкой», «как старушка», «убегает лентой»)


4. Выполните фонетический разбор слова «сказку».

Сказку – 2 слога.

С-[с] – согл.,глух., тверд.

К-[к] – согл., глух., тверд.

А-[а] – гласн., ударн.

З -[с] – согл., глух., тверд.

К-[к] – согл., глух., тверд.

У-[у] – гласн., безударн.

6 букв, 6 звуков.


5. Выполните морфемный разбор. (убегает, заколдован)

6. Упражнение 227.

Перепишите. Укажите склонение и падеж существительных, в которых пропущены

буквы.

В одном месте, около плантации, вдоль тропинки лежал толстый ствол упавшего дерева. На стороне, обращенной к деревне, было вырублено несколько фигур. Я отправился из деревни по тропинке. Быстрые реки текут в каждом ущелье. Машина проносилась по возвышенности. В безмолвии погас звенящий зной. Кто-то пробежал по главной аллее. Вошел молодой кондуктор в белом кителе. Костер горит уже огромным пламенем. Поздно вечером проводил Павел гостей. В кабинете Татьяны Марковны стояло старинное, тоже окованное бронзой и украшенное резьбой бюро с зеркалом. Мы вышли с проселка, где ноги вязли в расползавшейся почве, на большое шоссе, ведущее из Ясс в Бухарест.


7. Итоги: - Над какими орфограммами мы сегодня работали?

- Что изучает морфология?

- Отличие самостоятельных частей речи от служебных?


8. Выставление оценок.


9. Домашнее задание: вспомнить сведения о существительном, прилагательном, местоимении, числительном; упражнение 228.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!