СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение, обобщение и совершенствование известных знаний о членах предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение, обобщение и совершенствование известных знаний о членах предложения»


Урок по русскому языку в 5 классе

Повторение, обобщение и совершенствование известных знаний о членах предложения


Эпиграф:

Ах, как часто, глядя в поднебесье ,

Мы мечтаем покорить пространство.

И, как Маленькие принцы, в одночасье

На других планетах оказаться.


Цель урока: повторить и обобщить знания по теме «члены предложения».

Задачи: обучающие:

- закрепление и обобщение изученного по теме «члены предложения»

Формирование умений и навыков определять роль каждого слова в предложении

Подготовить к проверочной итоговой тестовой работе

развивающие:

- развивать умение аналитически думать размышлять, делать выводы.

- развивать умение работать с тестами, формировать навыки работы с тестами в формате к ЕГЭ.

- развивать коммуникативные и речеведческие компетенции

воспитывающие:

-воспитывать бережное отношение к языку

- воспитывать творческую личность

воспитыавать доброе отношение к окружающему миру


Тип урока: Повторительно-обобщающий

Учебно-методическое обеспечение:

Презентация.

Тексты на каждой парте .

Тестовые работы.

Оценочные листы.

Листы для рефлексии.





Ход урока.

1. Орг. момент.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок. Открываем тетради, записываем число, классная работа (оставим 2 строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока).


2Введение в тему и зрительное восприятие языкового материалаl для наблюдения.

Звучит мелодия из песни «Звездная страна».


-Ребята, а вы хотели бы отправиться в путешествие? Например, к другим планетам?


Конечно в космонавты вас еще не возьмут, пока, а вот прочитать о других планетах и пофантазировать, что когда-нибудь вы там будете – это мы можем.

И первое путешествие мы совершим....

Прочитав этот текст вы легко сможете мне ответить.


Слайд

На экране текст:


-Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел се­бя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

..... Утром Маленький принц старательно прибрал свою планету. Он заботливо прочистил действующие вулканы. У него было два действующих вулкана. На них очень удобно по утрам разогревать завтрак. Не без грусти Маленький принц вырвал также последние ростки баобабов. Он думал, что никогда не вернётся. Но в это утро привычная работа доставляла ему необыкновенное удовольствие. А когда он в последний раз полил и собрался накрыть колпаком чудесный цветок, ему даже захотелось плакать.

– Прощайте, – сказал он.

Красавица не ответила.


Слайд (портрет Антуан де Сент Экзюпери, иллюстрация)

- Очень знакомые строчки .

Из какого произведения этот отрывок

Кто его автор?

Кто главный герой этого произведения?(«Ма́ленький принц» — наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери(1940-1944) Опубликованное в 1943 году как детская книжка, эта поэтическая сказка — о мужестве и мудрости безыскусной детской души)


3. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом


-Как вы понимаете первую фразу в этом отрывке?


-Вывод делает учитель:

Это очень важно приучить себя с раннего детство думать не только о себе , но и обо всем, что нас окружает: о природе, животных, людях – о нашей планете, и тогда она станет еще лучше, красивее, а отношения на ней добрее и справедливее. А делать это надо так же как и Маленький принц- делать любое дело надо с удовольствием. Вот и сегодня я желаю вам поработать с удовольсвием и для себя, и для других.


Слайд Текст, предложение


- Давайте возьмем предложение и попробуем его проанализировать


Утром Маленький принц старательно прибрал свою планету.

(Интерактивная доска)


-докажите, что это предложение …

- какое предложение по цели высказывания?

- какое предложения по интонации?

- Разберите предложение по членам, укажите какими частями речи они выражены.

Постановка цели и задач урока



Знакомы ли вам все понятия, о которых мы говорили?

У кого встретились трудности при разборе предложения? Нужно ли нам еще поработать над этими понятиями(


-Кто теперь попробует определить тему нашего урока?


Члены предложения


- Запишем тему в тетради


( уточнить для детей , но не писать, что это обобщение)


Целеполагание. Итак, тема нашего урока «Члены предложения.»


А зачем надо знать все о членах предложения?


-уметь отличать словосочетания от предложений;

-находить основы предложений и отличать простые предложения от сложных.

- чтобы правильно строить предложения, а из предложений составлять тексты



Цели

Повторить теоретические сведения о членах предложения

Уметь определять синтаксическую роль слов в предложении

Учиться составлять предложения и тексты


И самая главная наша цель на уроках русского языка....


Учиться общаться, владеть речью: читать,говорить, понимать, слушать, писать.


Повторение темы при помощи теста, комплесный анализ текста в форма тестовой работы.



3. На экране текст.


- На страницах сказки мы встречаемся с Маленьким принцем — симпатичным пытливым мальчиком, путешествующим по планетам. Автор рисует фантастические миры — маленькие планеты, которыми управляют странные люди, но у него есть и своя планета, и мы отправляемся туда.



Слайд. ПЛЛАНЕТА МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА


1)Жил да был Маленький принц. 2)Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга... 3)На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные, а значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. 4)И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... 5)Это семена баобабов, и если бао­баб не распознать вовремя, он разорвет всю планету.

6) -Есть такое твердое правило,— сказал мне Маленький принц.— Встал поутру, умылся, привел се­бя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

7)На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили.8) Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. 9)А этот про­рос однажды из зерна, занесенного неведомо откуда. 10) Кустик быстро перестал тянуться ввысь, и на нем поя­вился бутон.11) Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. 12)....И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.... 13) Маленький принц не смог сдержать восторга:

14) -Как вы прекрасны!

-А теперь выполним задание к этому тексту

Объяснение как работать с текстом:

- на столах тексты и задания

На доске задания и ответы



Тест. Прочитайте текст и выполните задания.

1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, правила их построения и употребления в речи называется


  1. Словообразованием

  2. Морфологией

  3. Синтаксисом

  4. Пунктуацией


2. Выпишите из первого (1) предложение слово в котором букв больше чем звуков (маленький)


3. Выпишите из двенадцатого (12) предложения слово с непроизносимой согласной (солнце)


4. Выпиши из четвертого предложения (4) слово, которое содержит два корня (зловредный), разберите его по составу


5..Определите тип речи данного текста

  1. Описание

  2. Повествование

  3. Рассуждение

  4. Сочетание разных типов речи


6.Найдите и выпишите восклицательное предложение

___________________________________________


7.Найдите среди предложений (15-17) предложение, в котором содержится побуждение к действию. Выпишите его. ( -Есть такое твердое правило,— сказал мне Маленький принц.— Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.)

8. Найдите среди предложений первого абзаца нераспространенное предложение. Объясните свой выбор. (Жил да был Маленький принц.)


9. Какие слова являются грамматической основой предложения

Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов..

  1. Маленький принц

  2. Маленький Принц не видал

  3. Не видал бутонов

  4. Огромных бутонов


10. Из седьмого (7)предложения выпишите определения со словами, к которым они относятся (простые цветы, скромные цветы)


11. Из восьмого(8) предложения выпишите обстоятельства со словами к которым они относятся, определите вид обст. (раскрывались по утру, раскрывались в траве, увядали под вечер)



11. «Цифровой диктант». Слайд.


1- подлежащее.

2-сказуемое.

3-определение.

4-дополнение.

5-обстоятельство.

\

1. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.

2. Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа.

3. Второстепенный член предло­жения, который обозначает место, время, причину и т. д. и отвечает на вопросы где? куда? как? и др.

4. Гуляют. Каким членом пред­ложения является?

5. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

6. Главный член предложения, который обозначает то, что гово­рится о предмете речи.

7. Распустились зеленые листочки. Какой из второстепенных членов есть в этом предложении?

8. Я написала письмо. Какой из второстепенных членов предложения есть в дан­ном предложении?


Код: 4,1,5,2,3,2,3,4.


Физкультминутка

Полетаем вместе с планетой

Читает учитель:

Ах, как часто, глядя в поднебесье ,

Мы мечтаем покорить пространство.

И, как Маленькие принцы, в одночасье

На других планетах оказаться.


Работа с учебником


Творческая работа



- Во время своего путешествия Маленький принц встречается с различными взрослыми людьми. Его удивляет их странная жизнь, но у каждого из них своя планета, на которой им хорошо.

-А мы с вами сейчас познакомимся еще с одной необычной планетой....


Стр.111 упр.1


Задание.


Текст читает учитель.


Давайте с вами посмотрим , какое же творческое задание предлагает нам автор...

Ваше домашнее задание написать сочинение на тему «Моя планета» и можно ее нарисовать

Дифференцированный текст.

Кому трудно выполнить это задание, я предлагаю сузить тему и выбрать одну из предложенных мной


Слайд


- Интересные правила на моей планете.

-Моя планета самая красивая!

-Почему все дети хотят учиться на моей планете?


Задание:


- Определите, какой из заголовков подходит к Описанию? Повествованию? Рассуждению?

А сейчас давайте попробуем коллективно представить свою планету


Подведение итогов урока.

-Что мы сегодня повторяли на уроке?

-Что было интересным? Неинтересным? Сложным? Легко выполнимым?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!