повторение
1-10.Науки Биология – живое тело, живой объект изучает, а не тело!
- Биология :
- Экология – о взаимоотношениях живых организмов (симбиоз или паразитизм)
- Цитология – клетка строение
- Биохимия- процессы клетки
- Анатомия – строение организмов внутреннее
- Морфология – внешнее строение
- Физиология – процессы организма
- Систематика – изучение сходных групп организмов на основе родства происхождения
- Микология – грибы
- Бактериология – бактерии
- Вирусология – вирусы
- Фенология – сезонные явления в живой природе
Знать иностранные слова
- Ойкос – дом экология микос -
- Биос- жизнь
- Файнос – являю – фенология – наука о явлениях природы по сезонам
- Ботане - трава
- Герба-трава-гербарий
- Логос- наука
- Метод - способ
- Цитоплазма – киотос - вместилище
- Фитон –растение
- Риза-подобный корню (ризоиды)
- Микрос – малый - микроскоп
1.Биосфера – оболочка жизни
- Граница – там где заканчивается жизнь
- (озоновый слой в атмосфере20 км, дно океана
в гидросфере, 10 км в литосфере)
Вернадский В .в.
3. Свойства живых организмов
4.Раздражимость – опадают листья при засухе и осенью.
Генетика – изучает наследственные признаки
Генеративные органы - цветок созревает в плод в семенами
Сезонные изменения в природе изучает.. Фенология!
- Подберезовик растет под деревом – признак живого – питание от березы
- на яблоне созревают плоды – признак размножения, развития..
- Сухостой – высохшая трава, нет признаков жизни
- Главное указать признак жизни (для живого), и найти признак Смерти
3. Фотосинтез – приготовление пищи – работа растений! – днем (ночью спят), из углекислого газа и воды
в хлоропласте ( кастрюля). При этом они дышат. Кухня – это лист.
5.Среда обитания – все, что окружает живой организм в природе!
- 6.1. Живой организм – это среда обитания для паразитов – питаются готовыми органическими веществами из живого организма - бактерии болезнетворные туберкулеза, чумы, грибы – паразиты : трутовик , фитофтора, спорынья, головня… вирусы – не имеют клеточного строения: грипп, корь, краснуха
- 6.2 . Почвенная – очень плотная
Почва – часть наземно- воздушной или почвенной среды
- Почва – это гумус(перегной), песок, глина
- Плодородие почвы – как почва обеспечивает растения раствором минеральных веществ
- Должна быть рыхлой – рыхление помогает сохранить ….в почве,
- Рыхление – агроприем для развития боковых корней растений, усиливает образование клубней на столонах у картофеля.
- Органические удобрения – торф, навоз. Минеральные -Азот -Фосфор-калий
- Микроудобрение
- Гранулированное удобрение
- От свойств почвы зависит глубина заделки семян (в плотную глинистую –не глубоко, в песчаную – глубже.
- 6.3 Водная - поддерживает тело растений – мало механических тканей у высших, а у низших - водорослей тканей нет
- 6.4 . Наземно – воздушная (мы в ней живем, большинство растений)-тело не поддерживает – растениям нужны твердые и прочные механические ткани – волокна, клетки толстостенные, с лигнином у древесины.
- 7. Здесь часто меняются условия! засухи (покровная ткань нужна)
- Почва, бактерия, вода, воздух
- 9. условия окружающей среды – факторы окружающей среды
10. Живые организмы зависят от неживой природы – от абиотических факторов
- 1. нужен свет !!!! (для фотосинтеза) – основная ткань с хлоропластами
- 2. тепло (для роста растений и прорастания семян)
- 3. вода ( для переноса веществ по проводящей ткани и переноса веществ внутри клетки цитоплазмой, для охлаждения при испарении)
- 4. углекислый газ и минеральные вещества для питания
- Все это факторы АБИОТИЧЕСКИЕ – (а – отрицание, биос – живое) неживой природы
11. Животные и 11. растения, человек тоже действуют на растения
- Влияние животных и растений - это био тические факторы –
В еловом лесу темно, а в сосновом светло - в еловом растут теневыносливые растения(листья темные, тонкие), а в сосновом – светолюбивые(светлые листья, меньше хлорофилла, много слоев мякоти (основной ткани)
Растения – это пища и дом для животных,
Растения дают нам пищу, строительный материал для дома, мебели, лекарственные растения, декоративные растения.
Человека влияние – антропогенное –положительное ( посадка и охрана растений – заповедники, заказники, ботанические сады) и отрицательное – уничтожение растений, загрязнение окр. среды…
Биотические - живое, абиотическое - неживое
12.Биотические факторы. Экология. Симбионты
Микориза, лишайник, трутовик, клубеньковые бактерии
12.Паразиты – биотические факторы, экология
- Бруцеллез Чума Туберкулез Холера Сальмонеллез – бактерии
- Грипп, краснуха, корь – вирусы
- Заболевания растений – трутовик, спорынья, головня, фитофтора…
- Массовое заболевание – эпидемия.
- Способы передачи – от больного к здоровому через воду, пищу, по воздуху при чихании и кашле – воздушно-капельный путь
- Не дать распространяться болезни – профилактика – вакцины, гигиена
- Лечение – антибиотики (но не грипп)
- Туберкулез, бруцеллез, грипп, чума
Ученые
- Аристотель – придумал науку Биологию
- Теофраст –первая система ботанических знаний
- Левигук, Гук – открыл клетку и смастерил микроскоп
- Гельмонт – опыт по взвешиванию земли
- Пристли – опыт по значению фотосинтеза (опыт с мышкой)
- Линней – придумал классификацию
- Тимирязев – подробное изучение фотосинтеза
- Вернадский – учение о биосфере – оболочке жизни
- Дарвин – теория эволюции
- Пастер – изучал бактерии, придумал пастеризацию – нагревание продуктов до высокой температуры и стерилизацию – полное уничтожение бактерий
- Кох – изучил бактерию туберкулеза
- Вавилов – происхождение культурных растений
- Ивановский – открыл вирусы.
Часть 2. 1
Око(окулус) - глаз
Тубус – зрительная трубка
Микроскоп смастерил
Левенгук и он открыл
клетку
Конденсор – направляет
лучи света
Микроскопия – изучение с помощью микоскопа
Объект - предмет
Гук, Левенгук
2. Рассматриваем только форму клетку
и присутствие клеток – наблюдение,
Если зарисовали - описание
3. Окуляр умножить на Объектив =
общее увеличение
4. Инструкция – работа с микроскопом
ч.2. 5. Методы (метод – путь, способ)
- 1. Наблюдение – рассматривание клетки, изучение строения листьев, спила ствола, разглядывание соцветия, плодов с помощью лупы, микроскопа, телескопа, бинокля (фабр)
- 2. Измерение – узнавать длину и ширину(см, мм, м), или вес(кг, г)(Гельмонт - взвешивал землю), количество семян в бобе у гороха – что можно выразить в цифрах: изучение длинны черешка листа, кол-во (в миллилитрах) испаренной воды растением за сутки…
- 3. Эксперимент или опыт– изучаем как что-то влияет на живое тело- будет ли проходить фотосинтез в темноте и на свету, дышат ли растения днем и ночью, как температура воды влияет на корневое давление. Эксперименты по дыханию, фотосинтезу(Тимирязев)…..Пристли
- 4.Сравнение – изучение урожая прошлого и этого года
- 5. Моделирование – создание прогноза(предположения)-при внесении удобрения увеличился урожай апельсинов (гесперидий или померанец) на 15%
- 6. Описание – сбор , анализ информации и фиксация результатов в виде записи, графика, таблицы
Важно!
- 1. сапротрофы - сапрос – гнилой, трофе-питание – органическое вещество мертвого тела или неужное (опавшие листья)
- Это бактерии гниения(дерево в перегной), почвенные (перегной в минеральные вещества почвы), молочно-кислые (сахаром питаются и превращают молоко в кисло-молочные продукты), масляно-кислые.
- 2 .паразиты – поедают живое тело(живое органическое вещество)
- 3.Автотрофы – сами производят сахар и выделяют кислород –хемосинтез и фотосинтез как у растений
- В цепи питания – последнее звено – они разрушают органическое вещество
- Растение – насекомое –воробей- бактерии
1.Цитология – цитос –клетка биохимия – процессы жизни в клетки(дыхание, питание)
2.Клетка – единица строения живого. Все организмы имеют клеточное строение (не вирусы)
3. Клетку открыл Гук
4. 3 части – ядро, цитоплазма, оболочка
Рибосомы – производство белка
Аппарат Гольджи – для накопления
жира, углеводов.
Эндоплазматическая сеть –
производит и транспортирует белки,
жиры, углеводы
Лизосома - растворяет
ненужные вещества
3 части клетки
- Какое царство мы изучаем?
- 15. Ядро – хранит наследственную информацию(нуклеиновые кислоты –органические вещества). 17.Имеет ядрышко и мембрану.
- Участвует в делении и управлении клеткой (президент)
- 40. цитоплазма – соединяет все органоиды. Полужидкая и прозрачная, вязкая
14
4. 1.Оболочка ( из целлюлозы у растений, из хитина у бактерий, муреин – у бактерий ) - у всех! Защита и форма.
6.Поры – для движения веществ между клетками по цитоплазматическому мостику.
9. 2.Цитоплазма – у всех!-все , что внутри клетки. 7. Покрыта мембраной.8 Полупроницаемость.
3. Ядро – у грибов и у растений. Нет ядра у бактерий – это их главное! Наследственность!
Только у растений – хлоропласты и большая вакуоль
5.1. Оболочка из целлюлозы,
2. Цитоплазма содержит
10-11. Вакуоль с клеточным соком, крахмал
12.Хлоропласты для фотосинтеза(хлорофилл)
3. Ядро
5. 1.оболочка из муреина
2. Цитоплпазма
3.Нет ядра, а только ядерное вещество ,
5. 1Оболочка из хитина,
2. Цитоплазма с капельками жира и вакуолью с гликогеном
3. Ядро
22.
23. Белки – строительный материал, источник энергии
Клейковина у злаков
Углеводы – запас(крахмал растений, гликоген грибов,
Целлюлоза в оболочке)
Жиры – источник энергии.
Нуклеиновые кислоты –часть хромосом .
В ядре – хранят и передают наследственную инф.
24.Вода заполняет клетку и придает ей упругость – тургор
Плазмолиз.
25
39.Сжимание цитоплазмы в растворе соли – нет объема, цитоплазма сжимается 27Движение цитоплазмы (заметно по движению хлоропластов – перенос кислорода, воды, питательных веществ. 28. Скорость зависит от абиотических факторов – температуры, освещения 41. Рост клетки – заметно по размеру и увеличению размеров вакуолей
- 30 Клетки соединены межклеточным веществом(цитоплазматическими мостиками)
- 31. Разрушилось межклеточное вещество – появилась пустота – межклетник 32.заполнен воздухом!
- 33. передача веществ – по цитоплазматическому мостику
- У кожицы и пробки(покровные ткани) межклеточного вещества крайне мало – клетки прижатые
37. Деление – основа роста (за счет увеличения кол-ва клеток и роста клеток). Признак живого!
Деление – в зоне деления корня, в стебле-вставочный рост злаков, в конусе нарастания почек
Камбий – рост в толщину!
Деление для размножения – когда появляются гаметы ,
зигота делится
18. Хлоропласт проснулся, солнцу –улыбнулся
Съел вкуснейший углегаз (углекислый газ),
Провернул внутри пигментов и наружу тот же час
Сахар высыпал он в сито(ситовидную трубку)
Кислорода произвел ,ночью вышел на покой
(ночью фотосинтеза нет)
царство Бактерии – первые живые организмы – самые древние и простые. Бактериология или микробиология
- Роль – разрушать сложные органические вещества до простых(хорошо!) - очистка планеты от падали, Последнее звено в цепи питания(
- дают молочно-кислые продукты(Хорошо),
- Азотофиксирующие или клубеньковые – из атмосферы азот превращают в минеральные соли – улучшают почву (симбиоз с бобовыми-чина, люпин, горох)хорошо!
- портят продукты(плохо), (плохо!)
- Питаются – готовым органическим веществом – мертвым или ненужным живому – сапротррофы (молочнокислые) или паразитируют(болезнетворные-чума, туберкулез…)Исключение – синезеленые или цианобактерии, которые сами фотосинтезируют. Они первые выделили кислород на Земле.
1.Ткани – наука гистология. 6. Мальпиги и Грю 2 Состоит из клеток и межклеточного вещества.
Запомните: у яблока – кожица – покровная ткань – защита от испарения, от бактерий гниения, плесневых грибов.
Околоплодник – основная ткань с запасом питательных веществ.
Палочка яблока – механическая ткань(твердая, прочно удерживает яблоко на ветке. Внутри семя – зародыш – он будет расти и развиваться – это образовательная ткань
Проводящие
14. Сосуды сосут горько-соленый почвенный раствор – проводящая ткань, мертвые клетки -трубки
А по ситовидным трубкам - раствор сахара сверху вниз – от листа (от хлоропластов – фотосинтез)
Проводящие ткани есть в любом органе
В листе – в жилке,
В стебле - проводящие пучки однодольных.
у двудольных в древесине (сосуды ксилемы) и в коре –луб, ситовидные трубки
2. У водорослей нет тканей. У водных растений слабые механические ткани (волокна и клетки) – их тело держит вода. Всем органам придают прочность В жилке – скелет листа. В древесине – много!
3. У растений пустынь даже травянистые растения, листья кустов очень жесткая кожица с воском – покров . Пробка – у деревьев(лигнин). Корневые волоски
4. Основная ткань – питание и запасание питательных веществ – самое главное в жизни. Заполняет «дырки» во всех органах. Столбчатая и губчатая в листе! Питательная
Образовательная – (ткань-мама)
- 5.Новые клетки образует образовательная ткань – зона деления и роста корня, кончик побега в почке – конус нарастания, вставочный рост у злаков.13 И камбий!
Бактериология. 1.
- Могут образовывать колонии – скопления –( помогает классификации бактерий)
Формы –кокки (стрептококки, стафилококки), бациллы – палочки, спириллы и вибрионы
- Важно! Есть особая группа прокариотов – доядерных – цианобактерии или синезеленые – образовали первый на Земле кислород и сами образуют сахар.
2. Состоят из ________клетки, нет __________
4. Больше всего в почве! 12. Они создают плодородие почвы – т.к. разрушают отмершие организмы – сапротрофы,
гниение в природе – хорошо – санитары (10), на кухне – плохо! 11. Занимают последнее место в цепи питания -разрушители
5. Цианобактерии – первые, которые выделили кислород!
Бактерии, дрожжи, хламидомонада
6, 7 Бактерии
- Нет ядра. Есть цитоплазма, ядерное вещество, оболочка
- (муреин), рибосомы для синтеза белов.
- Двигаются жгутиками.
- Размножаются очень быстро – делением при хороших условиях (нет времени на более сложный способ.
8,9Выживают за счет спор – покрываются толстой оболочкой
13. Азотофиксирующие бактерии или клубеньковые! – дают азот почве и растениям – 14. почва улучшается.
10. Молочно-кислые бактерии – превращают сахар в молочную кислоту – (квашенная капуста, силос,
простокваша, йогурт)
Болезнетворные бактерии - паразиты
- 11.Массовое заболевание – эпидемия.
- 12. Питаются клетками живого организма, отравляют ядом – токсинами.
- 17. Сапротроф – питается ненужным для живого организма или мертвым телом.
- 13.Способы передачи – от больного к здоровому через воду, пищу, по воздуху при чихании и кашле – воздушно-капельный путь
14. Лечение – антибиотики(пеницилл –от пенициллина)
- 15.Бруцеллез – животные болеют
- Чума – смерть черная за несколько дней
- Туберкулез – чахотка (Кох получил нобелевскую премию)
- Холера и сальмонеллез – рвота и понос – смерть от обезвоживания.
14. Профилактика болезней и эпидемий(массовое заболевание)
- 1. изоляция больного(дома) и лечение антибиотиками (из плесневых грибов – пеницилл)
- 2. личная гигиена, гигиена питания(продуктов и воды), гигиена помещения:
- Пастеризация продуктов (Пастер) и стерилизация(Пастер) – полное уничтожение – кипячение, хлорка, солнечный свет, соление продуктов, засахаривание, окуривание сернистым газом, зеленка(это яды для бактерий)
Вирусы – неклеточная форм жизни . Открыты Ивановским в растении табака(белые пятна на листьях)
- Оспа, грипп, полиомиелит, СПИД, бешенство. Живут только в живом организме – внутриклеточные паразиты –в бактериях(вирус табачной мозаики), в растении, в животном, в растении.
- Могут убить. Разрушают клетки бактерий – бактериофаги - применяют для лечения бактериальных инфекций.
- Пути передачи как у бактерий: больной заражает здорового, передаются через воду, через пищу, по воздуху (при чихании и кашле)
- Профилактика – прививки, гигиена личная и гигиена воды, гигиена пищи, изоляция и лечение больного.
1. Грибы микология
Микология –
- 1. шляпочные 2. плесневые 3. паразиты
- Питаются –как потребители - получают сахар в готовим виде от растений. Не могут произвести питательное вещество, как растения.
- 1. сапротрофы - сапрос – гнилой, трофе-питание – органическое вещество мертвого тела или неужное Навозник, мукор, пеницилл – на продуктах
- 2 .паразиты – поедают живое тело(живое органическое вещество) – трутовики, спорынья, фитофтора, головня, парша
- В цепи питания – последнее звено – они разрушают органическое вещество
- Получают питание через обмен(симбиоз) – микориза
Микология – микос - гриб
2. грибы – отдельное царство! Не растения и не животные – нет корней, нет хлорофилла. Являются потребителями – как животные, содержат гликоген, как животные и хитин.!
3. Тело гриба – грибница или мицеллий
- главное – грибница ! Через несколько лет на грибнице может вырасти плодовое тело для созревания спор.
4.Плодовое тело у шляпочных – со шляпкой(5. внизу созревают споры) и ножкой, у паразитов – трутовиков -твердое, у спорыньи – рожки
- Гриб – не растение! У него не корни, а грибница.
5.Грибная клетка
- Гриб не зеленый – нет хлоропластов! Есть митохондрии – «батарейки». Есть ядро. Оболочка с хитином . Цитоплазма с жиром и гликогеном. Похожа на бактерию- но у бактерии нет ядра. А у растений большая вакуоль!
6. Без грибов лес погибнет! Микориза – волшебные свойства
- Гриб умрет без питательных веществ. Пищу – сахар получает от дерева. Грибница играет роль корневых волосков – даст дереву воду и минеральные вещества. Это микориза.
- Упавшие деревья и листья грибы разрушают (хорошо)
- 17.Животные и люди выращивают грибы, но только вешенки и шампиньоны – они растут без микоризы
- 17. Трутовик губит древесину(плохо), микоризы нет
- 17. Плесень портит продукты, но дает антибиотики!
7 Разрушители в цепи питания. 8. Улучшают плодородие
головня
9.
фитофтора
спорынья
рак
парша
Мучнистая роса
11. Первая помощь
- 1. Обильное питье
- 2. Искусственная рвота
- 3. Вызов врача. 13 14
15. Размножение грибов – спорами, грибницей, половым путем
- Значение:
- 1. съедобные и ядовитые
- Выращиваем шампиньоны и вешенки – им не нужен симбиоз с деревом, а дрожжи – хлебопечение, виноделие…
- Из пеницилла делают пенициллин - антибиотик
- 2 в природе любые поганки нужны деревьям в лесу – симбиоз микориза или грибокорень
- 3 разрушают органическое вещество – очистка планеты (роль в природе – разрушителей! важно
- 4 Болезнетворные(паразиты) – фитофтора, мучнистая роса, гниль, спорынья и головня, парша, лишай
18. Вешенки Шампиньоны
19. Дрожжи – грибы! Для хлебопечения. Размножаются почкованием. Питаются сахаром
Белый – пшеница – злак самоопыляющийся
Черный –ржаной
Пшеница твердая и мягкая по содержанию клейковины
С. Злаки кл. Однодольные. О. цветковые
20. Мукор – белая плесень, портит продукты. Сапротрофы
20, Плесени – грибы
21 . Пеницилл – зеленая плесень (поучаем антибиотики, но портит продукты). Сапротроф –
питается не живым(хлеб, упавшее яблоко). У пеницилл – спорангии в виде кисточки, а у мукора – в виде головки
черного цвета.
Некоторые плесени – для приготовления сыра.
Плесень выделяет яд, в т.ч антибиотики!
Мукор, пеницилл, дрожжи, плесень