СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме "Чередующиеся гласные в корне слова", 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и закрепления пройденного материала по чередованиям, изученным в 5-6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме "Чередующиеся гласные в корне слова", 6 класс»

Аннотация к уроку

Тема: Повторение по теме «Чередующиеся гласные в корне слова». 6 класс

Тип урока: урок рефлексии

Форма проведения: урок-практикум.

Цель урока: повторение и закрепление знаний, умений, навыков, способов деятельности, связанных с правописанием чередующихся гласных в корнях слов.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование навыка правописания слов с чередующимися гласными в корнях слов.

Воспитательные: формировать мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость.

Планируемый результат:

Личностные: развивать познавательные мотивы, самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи, планировать пути достижения целей.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы.

Коммуникативные: умение организовывать самостоятельную деятельность, владеть письменной и устной речью, аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные: осуществлять разнообразные стратегии чтения при деятельности с текстом, восстанавливать текст, находить информацию.

Предметные: развивать познавательные интересы.

Методы и приемы: практический метод.

Формы организации деятельности учащихся: самостоятельная, парная, коллективная.


















Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Цель: включить учащихся в учебную деятельность через работу с текстом

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

На доске пословица: «Знания собираются по капельке».

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Прочитайте пословицу и скажите, как вы её понимаете?

- Правильно, каждый день вы узнаете что-то новое. И сегодня мы соберём ваши капельки знаний в огромное море.

У вас на столах лежат Приложения 1. Изучите материал и помоги Лене выполнить задание. Таблицу вы будете заполнять в GoogleDoc на ноутбуках в группах (делятся на группы). Первый столбик – первая группа, второй заполняет вторая группа. Как вы выполнили данное задание по тексту? Почему вы выбрали такой способ деления столбиков?

Учащиеся приветствуют учителя, располагаются на своих местах и читают пословицу, анализируют, рассуждают.

- Каждый день мы узнаём что-то новое…

- Учимся…


Выполняют задание.

-Распределили слова в 2 столбика: первый – со словами, написание которых зависит от суффикса –а-, а второй со словами, гласная которых зависит от ударения.

1-4 мин.

II. Постановка цели урока

- Попытайтесь сформулировать тему урока…

- Какие задачи вы поставите для себя на данный урок?

Возможные предложения учащихся

1 мин.

Цель: активизировать познавательную деятельность, необходимую для следующего этапа, развивать читательскую грамотность

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

На данном этапе учитель использует задание «Лови ошибку». Учащимся необходимо найти утверждения, соответствующие содержанию параграфа, и отметить их (Приложение 2).

Учащиеся работают с текстом, делают отметки

5-7 мин.

Цель: корректировать знания, устранить пробелы

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Давайте уточним правила и повторим алгоритм, который составляли на одно из правил по чередованиям. Составление общего алгоритм для этой орфограммы в группах

Повторяют алгоритм работы с данной орфограммой, обращаются к учебнику, вспоминают правила. Составляют общий алгоритм

2-3 мин.

Цель: реализовать построенный проект

V. Реализация построенного проекта


Работа в парах

Задание: Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Р…сли, изл…гать, р…стительное, прор…сли, предл…гать, р..сток, нар..стает, пол…г, изл.жить, прик..снуться, предпол..гать, сл…жить, выл…жить, выг…рки, г…рение, к…саться.

Учащиеся выполняют задания в тетради. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, выступают в роли консультантов и помогают другим

5-6 мин.

Цель: проговорить способы действий, вызвавших затруднения

VI. Обобщение затруднений во внешней речи

Задание: проговорить в парах действия по выполнению предыдущего задания

Выполняют поставленную задачу.

2-3 мин.

Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание: Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Проверьте работу по ключу, исправьте ошибки:

К…сательная, к…снуться, неук…снительно, неприк…сновенность, соприк…саться. Возг…рание, выг…реть, г…рь, дог…рать, дог…реть, наг…ревший, перег…рать, подг…реть, разг…р, уг…р. Зап...рать, подб...рёт, зам..рать.

Ключ
Касательная, касаться, неукоснительно, неприкосновенность, соприкасаться. Возгорание, выгореть, гарь, догорать, догореть, нагоревший, перегорать, подгореть, разгар, угар. Запирать, подберёт, замирать.

Выполняют задания, проверяют по эталону, исправляют ошибки и выставляют отметки

Оценивание:

«5» - 16-18 правильных ответов

«4» - 13-15 правильных ответов

«3» - 9-12 правильных ответов

«2» - менее 9 правильных ответов

4-5 мин.

Цель: включить «открытия» в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Решить онлайн-тест по ссылке:

http://kid-mama.ru/cheredovanie-a-o-v-kornyax-ros-ras..

Ребята решают тест и отправляют скриншот результатов

7-8 мин.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Мишень на доске, вместо дротиков магниты

Учащиеся оценивают свою активность, а затем высказываются

2 мин.

Цель: закрепить изученный материал

X.Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание:

 Карточки (для среднего уровня):

Карточка 1. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание.

  1. Без огня г..рит, без крыл летит, без ног б..жит. 2. На кусте выр..с, по рукам пок..тился, на зубах очутился.

Карточка 2. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание.

  1. Х..л..дное имя, х..л..дный и дом.

На х..л..де жгучем г..рит огоньком. 2. Зах..чу, так покл..нюсь, а пол..нюсь, так повалюсь.

 

Творческое задание: (для сильных учащихся)

Ребята, помоги Лене выполнить ещё одно задание, которое связано с приложением 1.

Составьте текст с использованием слов касательная, изложение, гарь, прикосновение, излагать, замирать, загар, забирать, загорелый, запереть, расстилать, блистал, вытер, блестит, протирать, загорать. 5-7 предложений.

Слушают комментарий к домашнему заданию, записывают в дневники.

1 мин.

Молодцы! Спасибо за внимание! Можете быть свободны!





















Приложение 2



Справа расположена информация параграфов по темам «Чередования гласных в корнях слов» из учебника русского языка 5-6 классов. На её основе Анна составила таблицу (расположена слева). Заполните таблицу, составленную Анной. Какие из утверждений соответствуют содержанию параграфов. Отметьте «Да» или «Нет».

  1. В корне с чередованием –кас- - -кос- в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс –а-, и буква о, если этого суффикса нет.


  1. В корне с чередованием –гар- - -гор- в безударном положении пишется буква о.



  1. В корне с чередованиями – раст- - -рос- -ращ- написание о и а зависят от согласных в корне, а пишется, если сочетания –ст-, -щ-, а о, если оканчивается корень на –с.



  1. В корне с чередованиями –бер- - -бир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-, пишется и, если есть суффикс –а-.



  1. В корне с чередованием –лаг- - -лож-, пишется о, если нет суффикса –а-.

Утверждения

Да

Нет

В корне с чередованием –гар- - -гор- в ударном положении пишется буква а.



В корне с чередованием –лаг- - лож-, пишется о, если нет суффикса – а-.



В корне с чередованием –кас- - -кос- в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс –а-, и буква 0, если этого суффикса нет.



В корне с чередованиями –раст- - -рос- -ращ- написание о и а зависят от согласных в корне после гласных.



В корне с чередованиями –бер- - -бир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-, пишется и, если есть суффикс –а-.













































П риложение 1

В классе, в котором учится Лена, объявили карантин, и Лене пришлось учиться дома. Чтобы не отстать по программе, учительница присылала ей задания. В одном из заданий учительница написала, что надо поработать с таблицей, но когда Лена открыла письмо, оказалось, что таблица пропала, а все слова перемешались.

Лена увидела такие слова:



касательная изложение гарь


прикосновение излагать замирать


загар забирать загорелый


запереть расстилал блистал


вытер блестит протирать


загорать

Помогите Лене восстановить таблицу. Назовите столбцы (определите, по какому принципу учительница разделила эти слова на 2 столбика).

Запишите слова в эти столбики





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!