СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме "Лексикология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме "Лексикология"»

Класс:5 15.12.20

Урок № 71

Тема: Повторение по теме «Лексикология».

Цели урока:

Общеобразовательная:

Повторить и обобщить материал по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология; работать по закреплению понятий: лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологические обороты, крылатые слова;

Правописание О,Ё после шипящих, чередование гласных в корне слова, приставок, оканчивающихся на З-, С-

Развивающая

Развивать творческие способности обучающихся, коммуникативную компетенцию, умение работать в группе.

Воспитательная

Воспитывать самостоятельность, умение сопереживать за товарища, формировать умение практически применять полученные знания, воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке. Присаживайтесь.

У вас на партах находятся три вида смайликов, характеризующих ваше настроение. Поднимите, пожалуйста, смайлик, характеризующий ваше настроение на начало урока (ребята поднимают 1 смайлик).

2.Мотивация и целеполагание.

Перед вами лежат листы самооценки, в течение урока, по мере выполнения задания вы будете оценивать свою работу и выставлять себе оценку, в конце урока вы подытожите и озвучите заработанную оценку.

Для того, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если вы правильно выполните это задание, то ключевое слово вам укажет на тему.

Ключевое слово – лексика

Молодцы! Значит тема нашего урока: «Повторение по теме «Лексикология». Какие цели мы поставим перед собой?(Закрепить изученный материал, обобщить, продолжим навыки грамотного письма)

3.Работа над темой урока

Давайте вспомним, какие темы мы изучили в данном разделе?

Ответы учащихся: чередование о/а и/е в корнях слов, суффиксы чик/щик, фразеологизмы и крылатые слова, синонимы, антонимы, тематические группы слов, буквы о/е после шипящих в корне слова, буквы и/ы после приставок, особенности написания приставок на с/з.

Мы с вами будем поэтапно вспоминать эти правила.

Первое задание, которое я вам предлагаю – это словарный диктант. Ваша задача- вспомнить правила написания о/е после шипящих в корне слова и правильно записать слова. Не забывайте про слова-исключения: шов, шорты, крыжовник, капюшон, мажор, шоу, шок.

На экране проецируется словарный диктант

Крыжовник, чёткий, чёлка, зачёт, шёл, щёточка, капюшон, расчёт, чёрствый, щёлочь, пчёлка, шепот, шорты, решётка.

Оценивание результата: нет ни одной ошибки – «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3», более 4 ошибок «2». Выставьте результат в лист самооценки.

-А теперь давайте вспомним написание приставок, оканчивающихся на з/с. Кто расскажет от чего зависит написание согласного з/с в приставке?

Я предлагаю вам выполнить следующее задание

Раздаточный материал: Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками. Графически выделите приставки.

Образец: человек без дома – бездомный человек.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, зима без снега.

Бессвязная речь, безбилетный пассажир, безголосый певец, бесконтрольный труд, бессрочный отпуск, беспросветная жизнь, бессменная работа, безвоздушное пространство, бесснежная зима.

Оценивание результата: нет ошибок – «5», 1-2 «4», 3-4 «3», больше четырех «2».

Следующее задание спроецировано на экране:

Посмотрите на экран и подумайте, какое задание вам предстоит выполнить.(Записать в тетрадь те предметы, которые вы видите и определить тематическую группу)

1.Банан, груша, яблоко, виноград, киви – фрукты

2. Тарелка, вилка, нож, ложка – столовые приборы

3.Композитор, оператор, учитель, пилот, почтальон, художник, врач- профессии.

Оцените свой результат.

Физкультминутка (видеофрагмент со смайликом)

4.Продолжение работы над темой урока

Прослушайте небольшие стишки и скажите, о каких группах слов идет речь

Наш Ванюша во бору

Накосил косой траву.

А своей косой Танюша

 Полюбилася Андрюше.

(Омонимы)

(Синонимы)

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко,
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко,
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: храбрец.
Теперь начало я скажу. Ответишь ты конец!

(Антонимы)

А теперь дайте определение данных групп слов, дописав нужную информацию.

Антонимы – это слова ___ части речи, различные по ____________ и ____________________, имеющие противоположное лексические_________________.


Синонимы – это слова, различные по ___________ и звучанию, но близкие по ____________________.



Омонимы – это слова одной и той же части речи, ____________ по звучанию и ____________, но ___________ по лексическому значению.

Зачитайте, что вы записали.

А какие слова, имеющие несколько лексических значений? (Многозначные)

У вас на листах картинки, скажите, как наз.эти слова? Составьте предложения с данными парами слов, чтобы было видно их лексическое значение.

 От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, Какое значение они придают вновь образованным словам?

Барабанить – барабанщик

Водопровод - водопроводчик, возить - извозчик, грузить - грузчик,

Камень каменщик , кровля – кровельщик , перебежать- перебежчик , переводить- переводчик, разносить- разносчик.

А теперь перейдем к наиболее интересному разделу «Фразеологизмы»

Что такое фразеологизмы?

Интересны не только фразеологизмы, но и история их происхождения. Я попросила ребят подготовить сообщение о понравившемся фразеологизме.

Алексеенко Максим, Лузан Константин и Лялин Андрей

Командная игра (дети делятся на 2 команды)

Задание 1. У вас на партах лежат картинки с предметом, ваша задача – подобрать как можно больше фразеологизмов, где употреблялось бы это слово.

Нос

Язык






2 Задание: На экране несколько фразеологизмов, но они зашифрованы. Ваша задача- назвать эти фразеологизмы.

1.Водить за нос

2.Крокодильи слезы

3.потерять голову

4.Сесть в калошу

5.Чесать языком

6.Вставлять палки в колеса

7.Развесить уши

8.Взять быка за рога

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Давайте подведем итог сегодняшнему уроку. Какие цели ставили в начале урока? Достигли ли мы их? Что удалось? Что вызвало трудности?

Поднимите смайлики, отражающие ваше настроение в конце урока.

6.Домашнее задание

Составьте небольшой текст, используя фразеологизмы (не менее 5) или составьте пары слов с омонимами (не менее 5 пар)























































Задание.

Перемешались фразеологизмы, попробуйте навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения.

Слова левого столбика

Слова правого столбика

Играть
Мартышкин
Ахиллесова
Замести

следы
на нервах
труд
пята




Замести следы, играть на нервах, мартышкин труд, ахиллесова пята.

Сопоставьте синонимичные словосочетания

Хоть пруд пруди Ни то ни се

Как снег на голову Куры не клюют

Ни рыба ни мясо Приводить в бешенство

Рукой подать Как гром среди ясного неба

Доводить до белого коленья В двух шагах

























5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Давайте подведем итог сегодняшнему уроку. Какие цели ставили в начале урока? Достигли ли мы их? Что удалось? Что вызвало трудности?

Поднимите смайлики, отражающие ваше настроение в конце урока.

6.Домашнее задание

Составьте небольшой текст, используя фразеологизмы (не менее 5) или составьте пары слов с омонимами (не менее 5 пар)









Антонимы – это слова ___ части речи, различные по ____________ и ____________________, имеющие противоположное лексические_________________.


Синонимы – это слова, различные по ___________ и звучанию, но близкие по ____________________.



Омонимы – это слова одной и той же части речи, ____________ по звучанию и ____________, но ___________ по лексическому значению.

Антонимы – это слова ___ части речи, различные по ____________ и ____________________, имеющие противоположное лексические_________________.


Синонимы – это слова, различные по ___________ и звучанию, но близкие по ____________________.



Омонимы – это слова одной и той же части речи, ____________ по звучанию и ____________, но ___________ по лексическому значению.

Антонимы – это слова ___ части речи, различные по ____________ и ____________________, имеющие противоположное лексические_________________.


Синонимы – это слова, различные по ___________ и звучанию, но близкие по ____________________.



Омонимы – это слова одной и той же части речи, ____________ по звучанию и ____________, но ___________ по лексическому значению.

Антонимы – это слова ___ части речи, различные по ____________ и ____________________, имеющие противоположное лексические_________________.


Синонимы – это слова, различные по ___________ и звучанию, но близкие по ____________________.



Омонимы – это слова одной и той же части речи, ____________ по звучанию и ____________, но ___________ по лексическому значению.



































Остаться с носом (потерпеть неудачу, оказаться одураченным)

  • Водить за нос (обманывать, вводить в заблуждение, обычно обещая что-либо и не выполняя обещанного)

  • Натянуть нос (1. провести, обмануть, одурачить кого-либо; 2. опередить кого-либо в чём-либо и тем самым посрамить, опозорить его)

  • Показать нос (дразнить кого-либо (приставив к своему носу руку с растопыренными пальцами))

  • Получить щелчок по носу (оказаться в неудобном положении из-за неожиданного словесного выпада вашего собеседника)

  • Дулю под нос (унижать, отказываться отдать обещанное)

  • (Увести) из-под носа (в непосредственной близости, с очень близкого расстояния от кого-либо)

  • Выхватить из-под носа (беззастенчиво перехватывать, отбивать у кого-либо что-либо)

Фразеологизмы о требованиях и упреках

  • Хоть кровь из носу (несмотря ни на какие трудности, препятствия; во что бы то ни стало)

  • Зарубить на носу (запомнить крепко-накрепко, навсегда)

  • Ткнуть / тыкать носом (грубо указывать в назидание на что-либо)

  • Тыкать в нос (постоянно, назойливо напоминать о чём-либо неприятном; укорять, упрекать в каких-либо провинностях, ошибках, промахах и т. п.)

  • Нос не дорос (кто-либо ещё молод и неопытен, чтобы делать что-либо)



Держать язык за зубами
Иногда не помешает держать язык за зубами. Что означает этот фразеологизм? Это значит молчать или быть осторожным в высказываниях.

Длинный язык
Оказывается, языки бывают короткие и длинные. Кому больше повезло — обладателю короткого или длинного языка? Но не будем мудрствовать лукаво. «У него длинный язык» — так говорят про человека, который любит много говорить и выбалтывать чужие секреты.

Бойкий на язык
О человеке, у которого на все готов ответ, который за словом в карман не полезет.

Острый язык
Милых словесных изречений от человека с острым языком не ждите. Не его это хобби! О каком индивиде говорят — у него острый язык? Так характеризуют человека язвительного, саркастичного, который умеет использовать речь, как оружие. Его фразы наносят противникам такой же вред, как это делает острый клинок. Вот почему его язык острый, а не тупой.

Вертится на языке
Так говорят о том, что хорошо знаешь, но в данный момент не можешь вспомнить.

Какое название у этого отеля? Вертится на языке, но вспомнить не могу.

Типун тебе на язык
Сердитое пожелание человеку, сказавшему что-то неприятное или нежелательное. Типуном называют воспаление на кончике языка, причиняющее человеку неудобство. В старину считалось, что типун появляется у лживых людей.

Развязать язык
Разговорить кого-либо. Иной на словесные уловки не поддаётся. Вы у него слова не вытянете. А разговорить кого-то порой надо.

Эзопов язык
Язык иносказаний, когда основной смысл маскируется с помощью аллегорий. Древний баснописец Эзоп был рабом и не имел возможности открыто и прямо высмеивать господ в своих баснях. Он представлял их в образе различных животных. Язык иносказаний со временем стали называть эзоповым языком.

Сдерживать язык, придержать язык
Не говорить ничего лишнего, следить за тем, что говоришь.

Попридержи язычок-то. Зря ты так разошлась!

Соскочить с языка
Так говорят о словах, которые произнесены говорящим невольно или случайно.

Извините, не хотел так сказать, соскочило с языка.
— А ты за языком-то следи, лишняя болтовня ни к чему хорошему не приведёт.

Трепать языком, болтать языком
Неодобрительный отзыв о том, кто говорит много попусту.

Василий много треплет языком, причём лишнего.

Попасть на язык
Стать объектом обсуждения.

Тянуть за язык
Тянуть можно резину, кота за хвост, оказывается, можно ещё и тянуть за язык. В каких случаях применимо это выражение? Применяется к человеку, сказавшему что-то лишнее или неуместное.

Тебя никто за язык не тянул, — сказала Варвара Павловна своей соседке.

Язык без костей
И это радует! Язык без костей — это о человеке, который любит много говорить, часто не думая о последствиях сказанного.

Язык вывихнешь
О труднопроизносимых словах.

Язык до Киева доведет
Интересно узнать, а до каких ещё городов мира может довести язык? Пожелание путешествующему или ищущему определенное место почаще спрашивать правильную дорогу.

Не переживай, не заблудишься! Язык до Киева доведет.

Язык заплетается
Так говорят о неспособности внятно и связно говорить. Происхождение фразеологизма связано с «языком» колокола, который приводится в движение веревками. Веревки иногда заплетаются, и колокольный звон теряет свою ритмичность и мелодичность.

Язык сломать можно
Применяется в отношении труднопроизносимых слов.

Язык как помело
О человеке, говорящем словесный «мусор».

Язык на плече
Когда человек очень устал, говорят, что он повесил язык на плечо.

Пришел усталый, ни петь ни рисовать, язык на плече.





Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками. Графически выделите приставки.

Образец: человек без дома – бездомный человек.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, зима без снега.

Составьте предложения с данными парами слов, чтобы было видно их лексическое значение.







 От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, Какое значение они придают вновь образованным словам?

Барабанить – барабанщик

Водопровод, возить, грузить, камень, кровля, перебежать, переводить, разносить.













Задание для команд №1.

Перемешались фразеологизмы, попробуйте навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения.

Слова левого столбика

Слова правого столбика

Играть
Мартышкин
Ахиллесова
Замести

следы
на нервах
труд
пята




Задание №2

Сопоставьте синонимичные словосочетания

Хоть пруд пруди Ни то ни се

Как снег на голову Куры не клюют

Ни рыба ни мясо Приводить в бешенство

Рукой подать Как гром среди ясного неба

Доводить до белого коленья В двух шагах









 





Вопросы по горизонтали

    1. Запас слов называется….

    2. Слово может иметь прямое и …..значение

    3. Какой морфемой выступают ЧИК и ЩИК?

    4. Слова близкие по лексическому значению называются….

    5. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению называются….

    6. Как называется словарь, в котором можно найти толкование(значение) слова?

    7. Как называются слова, имеющие несколько значений?











Вопросы по горизонтали

    1. Запас слов называется….

    2. Слово может иметь прямое и …..значение

    3. Какой морфемой выступают ЧИК и ЩИК?

    4. Слова близкие по лексическому значению называются….

    5. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению называются….

    6. Как называется словарь, в котором можно найти толкование(значение) слова?

    7. Как называются слова, имеющие несколько значений?



Лист самооценки

Задание

Оценка

1.


2.


3.


4.


5


6.


7.


8.


9.Командная игра










Итоговая оценка




Лист самооценки

Задание

Оценка

1.


2.


3.


4.


5


6.


7.


8.


9.Командная игра










Итоговая оценка






























































РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»











Подготовила

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лиственская СОШ»

Алексеенко Людмила Дмитриевна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!