СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Повторение темы "Лексикология" (с маршрутным листом)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок систематизации знаний по теме "Лексикология". В разработку включен маршрутный лист.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Повторение темы "Лексикология" (с маршрутным листом)»

Тема урока: " Повторе­ние по теме «Лексикология»

Планируемые результаты:

- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.

- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты

- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте; определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.

Тип урока : урок моделирования.

Оборудование: заготовки для выполнения работы (раздаточный материал каждому учащемуся); мультимедийный проектор и экран, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть и сотрудничать сегодня на уроке. Сегодня у нас гости, давайте их поприветствуем. Садитесь.

На нашем уроке мы отправимся в путешествие по Лексике. Для того чтобы не заблудиться в стране Знаний, у каждого из вас есть маршрутный лист. Кто работает быстро, воспользуйтесь карточками , выполните задания на дополнительную оценку.

Подпишите свой маршрутный лист.

Предлагаю выбрать из предложенных картинок ту, которая соответствует настроению. Обведите символ на листочке.


хорошо



безразлично


тревожно

-Кто выбрал данный символ? Я надеюсь, что ваше настроение к концу урока не изменится.

Мотивация к учебной деятельности

-Ребята, работать сегодня мы будем с маршрутным листом. Посмотрите на критерии оценивания. Где-то вы будете сами себе ставить баллы, а где-то будет взаимопроверка.

3 балла – все верно

2 балла – 1-2 ошибки

1 балл – 3 ошибки

0 баллов – 4 и более ошибок

Постановка целей и задач урока.

- Как вы думаете, что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы в тексте, уметь использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

Актуализация знаний

Начнём урок с орфографической работы

Перед вами словосочетания. В некоторых словах пропущена буква. Что нужно учитывать, вставляя пропущенную букву? Вставьте пропущенные буквы:

зап(е) вать песню - зап(и)вать водой;

скр(е)пить листочки - скр(и)петь от ветра;

прим(е)рять пальто - прим(и)рить друзей.

- Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку вместе с нами. Поставьте оценку

- Кто выполнил задание на «5»? на «4»? на «3»?

- В какой части слова пропущена орфограмма? (в корне).

- Объясните написание слов.

- Что вы учитывали при подборе проверочных слов? (лексическое значение слова) Правильно. Ребята, а как хорошо вы знаете тему, которую мы с вами изучаем на протяжении многих уроков?

Мотивация учебной деятельности.

-Поставьте на мишени 1 точку-выстрел, которая отражала бы ваши знания по этой теме на данном этапе.


-Что такое лексическое значение слова? Вспомним теорию.

Запишите термины, которые вы узнали по их лексическому значению, самостоятельно или воспользуйтесь подсказкой.

Дайте определения. (Найди соответствия):

Слова, имеющие одно лексическое значение



омонимы

Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению

антонимы

Слова, имеющие несколько лексических значений

синонимы

Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи

лексика

Раздел науки о языке, в котором изучается лексика

многозначные

Словарный состав языка


лексикология

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

однозначные


Проверим. Посчитайте количество правильных ответов. Поставьте итоговый балл в шкалу оценок.

-Дайте своему соседу устное определение термина, в котором вы сделали ошибку или его определение вызвало у вас затруднение. Повернулись к соседу лицом, проговорили правило.

Учитель организовывает физминутку.

Применение знаний и умений в новой ситуации

-Для чего нужно повторять полученные ранее сведения? (для того, чтобы привести в систему свои знания и уметь применять их на практике)

-Перед вами рисунок шкатулки (табличка), из которой "выпали" все предметы и перемешались. Разложите предметы (слова) в нужные ящички (ячейки таблички)."Лишние" слова подчеркните.

Дети зачитывают ответы. Организует проверку

Распределите данные пары слов и отдельные слова в нужные ячейки "шкатулки". Какие слова и словосочетания являются лишними?

многозначные слова

омонимы

синонимы

антонимы

Игла

Ключ

тяжёлый - трудный

рано - поздно

Земля

наряд

грусть - скорбь

весёлый - грустный

прямое значение

переносное значение

золотое кольцо

железное здоровье

ледяная глыба

ледяной взгляд


3 балла если все верно…

Лишние слова: блистать - блеск (разные части речи: глагол - существительное) - не являются синонимами;

Работа с текстом.

-О каком понятии, изученном нами в разделе «Лексика», мы сегодня ещё не говорили. Давайте вспомним это явление, проанализировав текст.

Прочитайте текст. Выполните задания.

...Неожиданно донёсся запах подснежника!... Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни. Вот так и среди нас : есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они – то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский)

  • Найдите в тексте антонимы: маленький - огромный

  • Найдите синонимы: положено - доступно; незаметные - маленькие; доброта - простота - доверие; радость - счастье.

  • Слова, употреблённые в переносном значении: крохотная капля голубого неба; первовестник радости и счастья; с чистым сердцем; с огромной душой.

8. Применение знаний и умений в новой ситуации.

- А сейчас выясним, насколько хорошо вы усвоили материал. Выполним контрольный тест.

Обведите правильный ответ.

Тест

Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

а) каменное сердце;

б) каменное здание;

в) золотые серьги.


Найдите многозначное слово:

а) звезда;

б) самолет;

в) композитор.


Определите, где верно указаны синонимы:

а) жажда – увлечение;

б) благородный – спокойный;

в) одаренный – талантливый.


Определите, где верно указаны антонимы:

а) могучий – глупый;

б) робкий – скупой;

в) презирать – уважать.


В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:

а) в толковом словаре.

б) в словаре антонимов русского языка.

в) в словаре морфем русского языка.


Самопроверка. Оценили себя.


9. Рефлексия.

-Поставьте точку-выстрел на мишени, которая отражала ваши знания по этой теме на данный момент. Сравните с предыдущей мишенью. Кто улучшил свои знания?

Посмотрите на ваши результаты в течение урока. Кто считает, что он поработал на 5? 4?3?

3+3+3+1+5=15

15-13=5

12-10=4

9-7=3

Меньше 6 =2

Отразили в маршрутных листах итог вашей работы. Посчитайте баллы

Закончите предложение.

Я понял, что...

Я узнал...

Теперь я могу...

Я научился...

Собирает работы.

9. Домашнее задание.

Задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовленности обучающихся: создать карту страны "Лексикология" самостоятельно или группой. (По желанию).









Маршрутный лист

ФИ__________________________________________ хорошо безразлично тревожно


3 балла – все верно

2 балла – 1-2 ошибки

1 балл – 3 ошибки

0 баллов – 4 и более ошибок

1.Орфографическоя работа: зап…вать (________________) песню – зап…вать (_________________) водой;

Скр…пить (________________) листочки – скр…петь (________________) от ветра;

Прим…рять (________________) пальто – прим…рить (________________) друзей


2. Вспомним теорию. Дайте определения. (Найди соответствия):

Слова, имеющие одно лексическое значение


омонимы

Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению

антонимы

Слова, имеющие несколько лексических значений

синонимы

Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи

лексика

Раздел науки о языке, в котором изучается лексика

многозначные

Словарный состав языка

лексикология

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

однозначные

3. Распределите слова в нужные ячейки. Какие слова и словосочетания являются лишними? Игла, наряд, ледяная глыба, блистать – блеск, грусть-скорбь, рано-поздно, железное здоровье, ледяной взгляд, Земля, ключ, золотое кольцо, трудный-тяжелый, веселый-грустный

многозначные слова

омонимы

синонимы

антонимы









прямое значение

переносное значение





Что лишнее и почему? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест

1.Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

а) каменное сердце;

б) каменное здание;

в) золотые серьги.


2. многозначное слово:

а) звезда;

б) самолет;

в) композитор.


3.Определите, где верно указаны синонимы:

а) жажда – увлечение;

б) благородный – спокойный;

в) одаренный – талантливый.


4.Определите, где верно указаны антонимы:

а) могучий – глупый;

б) робкий – скупой;

в) презирать – уважать.


5.В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:

а) в толковом словаре.

б) в словаре антонимов русского языка.

в) в словаре морфем русского языка.



Итог урока:

Задание

Орфография

Понятия

Таблица

Лишнее объяснено

Тест

Всего (15)

Баллы

из 3


из 3


из 3


из 1


из 5





Поставь себе отметку:

15-13 баллов - 5

12-10 баллов - 4

9-7 баллов - 3

Меньше 6 баллов - 2