СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме «Обособленные члены предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на обобщение знаний с использованием краеведческого материала и межпредметных связей.

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме «Обособленные члены предложения»»

Повторение по теме «Обособленные члены предложения»

Тема: «Обособленные члены предложения»

Тип урока: повторение изученного

Планируемые результаты урока:

I. Предметные:

- уметь при чтении выделять интонационно обособленные члены предложения;

- уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами. - находить в тексте обособленные члены предложения и объяснять постановку знаков препинания;

- знать правила обособления;

- находить грамматические и пунктуационные ошибки.

II. Метапредметные (УУД):

- уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме (коммуникативные);

- развивать творческие способности;

- проектировать путь преодоления затруднений в обучении (регулятивные);

- объяснять языковые явления, выявляемые в ходе повторения (познавательные).

III. Личностные:

- формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения;

- расширение словарного запаса,

- воспитание патриотических качеств.

Обучающие:

- повторить элементы знаний: обособление определений, обстоятельств, дополнений, приложений;

- обобщить и закрепить знания по теме « Обособленные второстепенные члены предложения».

Развивающие:

- развивать речь учащихся, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.

 

Воспитывающие:

- воспитание интереса к русскому языку, умения слушать учителя и одноклассников, воспитание уважительного отношения друг к другу, ответственного отношения к учёбе; воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Образовательные ресурсы:

Толковый словарь Ожегова, презентация, классная доска, аудиозапись, мультимедийный проектор, экран, ноутбук

Учебный материал: Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов, тексты для лингвистического анализа;

карточки для индивидуальной работы.

При повторении материала реализуются межпредметные связи с литературой, музыкой.

Упражнения на закрепление изученного материала разнообразны по форме и сложности, что позволяет выработать у учащихся умение логически мыслить, применять изученное правило на практике. Данный урок предусматривает работу в группах.

Ход урока

I. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! На протяжении нескольких уроков вы изучали большую тему в курсе русского языка 8 класса под названием «Обособленные члены предложения». (запись даты, темы урока в тетрадь)

(1 слайд) (ученики подписывают листы с дидактическим материалом, которые сдадут в конце урока


II. Проблема.

Послушайте, пожалуйста, музыку. Музыка С.В.Рахманинова ( из 2-го фортепьянного концерта) Аудиозапись

Уважаемые 8-классники! Логически продолжите ассоциации и объясните, как только что прозвучавшая музыка сочетается с темой нашего сегодняшнего урока? Слайд 2 («Знаки препинания служат нотами при чтении» А.П.Чехов.) Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова ?

(Знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще, без знаков препинания было бы очень сложно).

III. Формулировка темы и цели урока. Активизация знаний.

- Какую большую тему изучали в последнее время?

- Логически предположите, какая сегодня должна быть тема. (Слайд 3)

- Зачем современному человеку изучать обособленные члены предложения, знать правила обособления?

- В связи с этим результаты урока должны быть таковы… (Слайд 4) Сегодня на уроке мы обобщим полученные по этой теме знания, подведём итоги, что усвоено, что необходимо ещё закрепить, проверим ваше умение находить обособленные члены и правильно расставлять знаки препинания.


4. Основной этап урока -

1.Что такое обособление? (Интонационное и смысловое выделение) (Слайд.5) Обособление ----- это смысловое и интонационное выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную самостоятельность, особую значимость в высказывании.

2.Какие члены предложения выделяем Слайд 6

Группы обособленных членов предложения

Обособленные Обособленные Обособленные

второстепенные члены предложения члены предложения

члены предложения со значением со значением

со значением сравнения уточнения,

добавочного сообщения присоединения

обособленные сравнительные уточняющие члены

определения и обороты предложения

приложения

обособленные присоединительные

обстоятельства члены

предложения

обособленные дополнения

3.Вспомните изученный материал и выделите основные признаки обособления? Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения имеют признаки: Слайд 7

  1. смысловые: вносят в предложение дополнительное значение

  2. грамматические: являются членами предложения (обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями)

  3. интонационные: произносятся с особой выделительной интонацией

4)пунктуационные: на письме выделяются запятыми.


4.Повторение правил обособления путем работы с примерами (чтение предложений, разбор, комментирование, самопроверка – сравнение с разбором предложений на слайдах; самооценка

5.Ребята! Прозвучавшая музыка – это музыка С.В.Рахманинова. Вы про него что- то знаете? Слайд 8



6. Работа с текстом

Имя Сергея Васильевича Рахманинова тесно связано с Тамбовским краем. В деревне Ивановка, расположенной в Уваровском районе, он жил и работал.

Рахманинов любил здесь простор, сады, пруд, заросший лилиями, и аромат прилегавших к усадьбе полей и лугов. Для него Ивановка, имение его жены, была любимым местом отдыха и творчества. Сюда, в степное тамбовское уединение, больше двадцати лет кряду почти ежегодно приезжал Рахманинов.

В 1892 году Рахманинов, выполняя дипломную работу, всего за 17 дней написал музыку на поэму Пушкина «Цыганы». Музыкант Рахманинов стал известен всей России.

В декабре 1917 года Сергей Васильевич с семьёй покидает Россию. За рубежом его приняли как выдающегося дирижёра, талантливого композитора. А он тосковал по родине. Так и не увидевший родины, умер музыкант в 1945 году..
Но память о Рахманинове жива. Стараниями сельской интеллигенции, преподавателей тамбовского музыкального училища имени С. В. Рахманинова, журналиста Д. В. Калашникова — страстного поклонника творчества гениального композитора,— создан народный музей; тут собраны вещи, некогда принадлежавшие семье Рахманинова, редкие фотографии и сочинения Сергея Васильевича, книги о нем.

Работа с текстом. Слайд

  1. Прочитайте текст. О чем говорится в нем?

  2. Найдите главную мысль текста? ( )

  3. Разделите текст на микротемы. (Микротема-это несколько самостоятельных предложений, связанных одной мыслью) ( 5 микротем)

  4. Прочитайте 1 микротему.

- какова её главная мысль? (Имя Сергея Васильевича Рахманинова тесно связано с Тамбовским краем.)

  1. Прочитайте 2 микротему.

- какова её главная мысль? (Для него Ивановка была любимым местом отдыха и творчества.)

  1. Прочитайте 3 микротему.

- какова её главная мысль? (Музыкант Рахманинов стал известен всей России.)

  1. Прочитайте 4 микротему.

- какова её главная мысль? ( А он тосковал по родине.)

  1. Прочитайте 5 микротему.

- какова её главная мысль? (Память жива)



  • Какие в тексте встречаются предложения? (простые и сложные, с однородными членами, с обособленными второстепенными членами). Прочитайте эти предложения.

  • По цели высказывания все предложения повествовательные.

К какому типу речи относится текст (повествование ).Объясните постановку знаков препинания.



7.Работа текстом (на доске) Слайд


Во фраке и манишке накрахмаленной,

Сосредоточен, строг и напряжён,

Играл Сергей Васильевич Рахманинов

В нью-йоркском зале публике чужой.

И, чопорность холодную расплавивший,

Не замечал он ничего вокруг.

Послушно перекатывались клавиши

Под пальцами его воздушных рук.

Судьбою горькой в эту даль заброшенный,

Оторванный от родины своей,

Он вспоминал цветастый луг некошеный

И русский лес, где щёлкал соловей.

Ребячьи голоса в ушах аукали, колоколов позванивала медь…

И так ему хотелось вслед за звуками

В родимую Россию улететь… М.Пляцковский.

8.- У вас на партах находятся карточки с распечатанными заданиями, приступим к их выполнению.

Решение учебных задач по группам:

Задания

Задание 1. Объяснить постановку знаков препинания, в том числе и авторских.

Задание 2 . Синтаксический разбор предложения. Судьбою горькой…

- Как вы думаете, почему для синтаксического разбора взято именно это предложение? Составление схемы.

(На предыдущих уроках мы изучали разные виды обособления в предложениях и правила постановки запятых при обособленных членах).

Задание 3. Объяснить написание слов накрахмаленной, нью-йоркском,

Не замечал, некошеный.

Микроисследования

Задание 1. Дайте толкование слов манишка, фрак, чопорность

Задание 2. Найдите примеры средств выразительности, определите их.

Задание 3. Найдите предложение, в котором отражена главная мысль Какие образы, отражающие главную мысль, возникают?

9. Проверим: и сделаем вывод:
-Для каких стилей речи характерны обособленные члены предложения?

Обособленные члены предложения- это средство смыслового и эмоционально- экспрессивного выделения важных деталей сообщения. Именно поэтому обособленные определения характерны для художественного и публицистического стилей, отличающихся особой экспрессивностью, и придают речи особую выразительность.

В научной и деловой речи обособленные определения главным образом используются как прием сжатого, компактного выражения мысли и как средство разнообразия речи.

10 . Обобщение усвоенного.

(задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ).

- Теперь попробуйте решить самостоятельно тестовые задания:

СЛАЙД 12

Задание 1. Соотнесите условия обособления определений и приложений с данными ниже предложениями:

1.Относится к личному местоимению (во всех случаях)

  1. Стоит после определяемого слова.

3.Имеет добавочное обстоятельственное значение.

4.Стоит после имени собственного и уточняет его (приложение)

5.Приложение с союзом как имеет значение причины; имеет при себе слова: по имени, по причине и т. д.

А)Герасиму, как отличному работнику, тут ж дали в руку косу. (И. Тургенев)

Б) А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!( М.Ю.Лермонтов)

В) Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.

Г) Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племяникова, сидела у себя во дворе на крылечке. (А. Чехов)

Д) Стиснутая черными чашами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный туннель (И.Бунин)

1)б; 2)в; 3) д; 4)г; 5)а СЛАЙД 12( ключ

)

Задание 2 (слайд ): В каком варианте ответа правильно указаны все запятые?

Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем.

1)1,2 2)1, 3 3)1,2,3,4 4)3,4.



Задание 3. Отметьте предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:

1) Мне снился дом, сияющий огнями.

2) Глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали.

3)Внизу у подножия горы шумел поток.

4) Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по аллее сада.

5) Мы охотники не очень боимся встречи с хозяином леса.

6) Измученные длинным переходом через горы, туристы всё же продолжали путь.

Ответ: 2, 3,4,5.


5. Подведение итогов урока Рефлексия


Подведение итогов урока.

- 1.Давайте вспомним, какие задачи мы поставили в начале урока? Выполнили ли мы их?

- Повторим. Какие члены предложения называются обособленными?

-Какие члены предложения называются уточняющими? В чём их особенность?

-Как расставляем знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения?


2.. Поделимся впечатлениями о нашем уроке. слайд 13

Сегодня на уроке:

- мне больше всего понравилось

- что показалось трудным?

- мне было интересно…

- я понял, что…

Своей работой на уроке:

- я доволен, потому что…

- не совсем доволен, потому что…

3. Поставьте себе отметку за работу на уроке в листе самооценки.

- Подчеркните нужные слова в разделе «Самооценка» (лист с дидактическим материалом), ответьте на 5-ый вопрос (по желанию).Слайд 14.


1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.

2. Правильно читать предложения с обособленными членами умею / не умею / не всегда.

3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.

4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами

умею / не умею/ не всегда.

5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?

Д/з Написать сочинение о весне, используя обособленные члены предложения. Слайд15

Вывод. Итак, ребята, сегодня вы еще раз убедились, как важно изучать синтаксис, орфографию, пунктуацию. Это нелегко, но это в ваших руках! Успехов вам! Слайд 16.































Лист самооценки

1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.

2. Правильно читать предложения с обособленными членами умею / не умею / не всегда.

3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.

4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами

умею / не умею/ не всегда.

5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?



Лист самооценки

1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.

2. Правильно читать предложения с обособленными членами умею / не умею / не всегда.

3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.

4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами

умею / не умею/ не всегда.

5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?



Лист самооценки

1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.

2. Правильно читать предложения с обособленными членами умею / не умею / не всегда.

3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.

4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами

умею / не умею/ не всегда.

5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?



Лист самооценки

1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.

2. Правильно читать предложения с обособленными членами умею / не умею / не всегда.

3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.

4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами

умею / не умею/ не всегда.

5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!