СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы для изучения темы "Обособленные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы можно использовать при изучении темы "Обособленные члены предложения" в 8 классе, для повторения приподготовке к ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) в 9 - 11классах

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы для изучения темы "Обособленные члены предложения"»

Обособленные члены предложения. Обобщение.

Обособленные члены предложения. Обобщение.

 Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придания им некоторой самостоятельности.

Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придания им некоторой самостоятельности.

Обособленные члены Обособленные определения

Обособленные члены

  • Обособленные определения
Обособленные определения 1. Распространенное определение, выраженное причастием или прилагательным с зависимыми от него словами, стоящее после определяемого существительного:  Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом.  2. Одиночное определение, стоящее после определяемого существительного, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение:  Молодому человеку, влюбленному , невозможно не проболтаться.  3. Два и более одиночных определения, стоящие после определяемого существительного: Настала ночь, лунная, ясная .  4. Распространенное или одиночное определение, стоящее непосредственно перед определяемым существительным, если имеет добавочное обстоятельственное значение (временное, причинное, условное, уступительное): Оглушенный ударом  кулака , Буланин сначала зашатался.

Обособленные определения

1. Распространенное определение, выраженное причастием или прилагательным с зависимыми от него словами, стоящее после определяемого существительного:

Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом.

2. Одиночное определение, стоящее после определяемого существительного, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение:

Молодому человеку, влюбленному , невозможно не проболтаться.

3. Два и более одиночных определения, стоящие после определяемого существительного:

Настала ночь, лунная, ясная .

4. Распространенное или одиночное определение, стоящее непосредственно перед определяемым существительным, если имеет добавочное обстоятельственное значение (временное, причинное, условное, уступительное):

Оглушенный ударом кулака , Буланин сначала зашатался.

Обособленные определения 5. Распространенное или одиночное определение всегда обособляется, если оно отделено от определяемого существительного другими членами предложения:  Стрелы, пущенные в него, упали, жалкие , обратно на землю. Залитые солнцем , стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы.  6. Практически всегда обособляется определение, относящееся к личному местоимению: Пораженный страхом , я иду за матушкой в спальню.  Меня, мокрого до последней нитки , сняли с лошади почти без памяти.  7. Всегда обособляется оборот вместе взятое :  Она была чрезвычайно далека от типа классической красавицы, у неё был неодинаковый разрез глаз, чуть-чуть скошенный рот, небольшое углубление посередине лба, но всё это, вместе взятое , производило впечатление привлекательности, совершенно бесспорной для всех, кто её знал.

Обособленные определения

5. Распространенное или одиночное определение всегда обособляется, если оно отделено от определяемого существительного другими членами предложения:

  • Стрелы, пущенные в него, упали, жалкие , обратно на землю.
  • Залитые солнцем , стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы.

6. Практически всегда обособляется определение, относящееся к личному местоимению:

  • Пораженный страхом , я иду за матушкой в спальню.
  • Меня, мокрого до последней нитки , сняли с лошади почти без памяти.

7. Всегда обособляется оборот вместе взятое :

Она была чрезвычайно далека от типа классической красавицы, у неё был неодинаковый разрез глаз, чуть-чуть скошенный рот, небольшое углубление посередине лба, но всё это, вместе взятое , производило впечатление привлекательности, совершенно бесспорной для всех, кто её знал.

Обособленные обстоятельства

1.Одиночное деепричастие, если оно указывает на время действия, его причину, условие и т.д. (но не на образ действия). Чаще такое деепричастие стоит перед глаголом-сказуемым:

Довольные пассажиры, примолкнув , любовались солнечным днем.

Два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных членов предложения:

Ермолай, шмыгая и переваливаясь , улепетывал верст пятьдесят в сутки.

2 .1.Деепричастный оборот (независимо от места в предложении):

Пройдя несколько шагов , казаки свернули с канавы. Лодка помчалась, бесшумно и легко вертясь среди судов.

2.2. Деепричастный оборот (или одиночное деепричастие), стоящий после сочинительного союза, отделяется от него запятой (такую конструкцию можно переставить в другое место предложения): Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.

2.3. Однако при противопоставлении сказуемых запятая ставится также и после союза а : Мы не просто читали стихи, а, желая их запомнить, выучивали наизусть.

2.4. Два деепричастных оборота, соединенных неповторяющимся союзом и , запятой не разделяются: Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.

Обособленные обстоятельства

2.5. Если союз и соединяет не два деепричастных оборота, а другие конструкции, то запятая может стоять как перед союзом, так и после него: Хаджи Мурат остановился, бросив поводья, и, привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул ее.

3.1. Сравнительный оборот, начинающийся союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО, КАК БУДТО, ЧТО, ЧЕМ, НЕЖЕЛИ и др., например: Морозило сильнее, чем с утра. (Г.); С утра ползли серые, как дым, облака.

3.2. Сравнительный оборот следует отличать от фразеологизма, который не обособляется, например: Третьи сутки дождь льёт как из ведра.

3.3. не выделяется сравнительный оборот в составе составного сказуемого:

Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…(Т.).

4. Всегда обособляется обстоятельство уступки, выраженное существительным с предлогом НЕСМОТРЯ НА. Может обособляться обстоятельство, выраженное существительным в форме косвенного падежа (чаще с производным предлогом благодаря, ввиду, вопреки, вследствие, при, по причине, при наличии, при условии, несмотря на, за неимением, согласно, с согласия, по избежание, в соответствии) , особенно если такой оборот сильно распространен или имеет добавочное уточняющее значение: Несмотря на дождь, поездку решили не отменять; Видно, и Чичиковы, на несколько минут в жизни, обращаются в поэтов.

Обособленные приложения 1. Если выражено нарицательным существительным с зависимыми словами и относится к нарицательному существительному (может стоять и перед, и после определяемого слова).  Его приятели, то есть все истинно порядочные люди, служившие на Кавказе , напрасно старались восстановить его упадший кредит.  2. Одиночное приложение для его смыслового выделения.  Отчаянные мальчишки бегали по крыше пятиэтажного дома, новостройки.  3.Если распространённое или одиночное приложение относится к имени собственному и стоит после него. … Граф Хвостов, Поэт, любимый небесами , Уж пел бессмертными стихами Несчастье невских берегов.

Обособленные приложения

1. Если выражено нарицательным существительным с зависимыми словами и относится к нарицательному существительному (может стоять и перед, и после определяемого слова).

Его приятели, то есть все истинно порядочные люди, служившие на Кавказе , напрасно старались восстановить его упадший кредит.

2. Одиночное приложение для его смыслового выделения.

Отчаянные мальчишки бегали по крыше пятиэтажного дома, новостройки.

3.Если распространённое или одиночное приложение относится к имени собственному и стоит после него.

Граф Хвостов,

Поэт, любимый небесами ,

Уж пел бессмертными стихами

Несчастье невских берегов.

Обособленные приложения 4. Если приложение относится к личному местоимению.  Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!..  5. Если приложения являются собственными именами лиц, кличками животных, перед которыми можно поставить слова а именно, то есть.  Жена его, Марья Яковлевна, рождённая княжна Лобанова-Ростовская , была женщина болезненная, но весьма симпатичная и всеми уважаемая.  6. Если приложение, независимо от места, имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное).  Поклонник Баха и Генделя, знаток своего дела , Лемм со временем – кто знает? – стал бы в ряду великих композиторов родины.

Обособленные приложения

4. Если приложение относится к личному местоимению.

Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!..

5. Если приложения являются собственными именами лиц, кличками животных, перед которыми можно поставить слова а именно, то есть.

Жена его, Марья Яковлевна, рождённая княжна Лобанова-Ростовская , была женщина болезненная, но весьма симпатичная и всеми уважаемая.

6. Если приложение, независимо от места, имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное).

Поклонник Баха и Генделя, знаток своего дела , Лемм со временем – кто знает? – стал бы в ряду великих композиторов родины.

Обособленные дополнения 1. Обычно обособляются падежные формы существительных с предлогами или предложными сочетаниями: кроме, вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх, наряду и др. с ограничительным или расширительным значением.  Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек, а Гаврила вернулся домой. 2. Если предлог вместо имеет значение «за», «взамен», то оборот с ним обычно не обособляется.  Вместо старшей сестры помогать матери будет младшая.

Обособленные дополнения

1. Обычно обособляются падежные формы существительных с предлогами или предложными сочетаниями: кроме, вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх, наряду и др. с ограничительным или расширительным значением.

Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек, а Гаврила вернулся домой.

2. Если предлог вместо имеет значение «за», «взамен», то оборот с ним обычно не обособляется.

Вместо старшей сестры помогать матери будет младшая.

Обособленные уточняющие члены предложения ОБОСОБЛЯЮТСЯ: 1. Уточняющие обстоятельства места и времени: Гроза началась вечером, часу в десятом .  2. Уточняющие определения со значением размера, цвета, возраста и т.д.:  Самый большой щит, метров в пять шириной , занимал середину левого ряда. 3. Присоединительный оборот, содержащий дополнительные замечания и разъяснения. Обычно он присоединяется при помощи слов даже,  особенно, в особенности, в частности, главным образом, например, в том числе, и притом, да и, да и вообще и др.  Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением , говорил по-русски.

Обособленные уточняющие члены предложения

ОБОСОБЛЯЮТСЯ:

1. Уточняющие обстоятельства места и времени:

Гроза началась вечером, часу в десятом .

2. Уточняющие определения со значением размера, цвета, возраста

и т.д.:

Самый большой щит, метров в пять шириной , занимал середину левого ряда.

3. Присоединительный оборот, содержащий дополнительные замечания и разъяснения. Обычно он присоединяется при помощи слов даже, особенно, в особенности, в частности, главным образом, например, в том числе, и притом, да и, да и вообще и др.

Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением , говорил по-русски.

Обособленные уточняющие члены предложения 4. Слова и словосочетания, поясняющие смысл предшествующих членов предложения. Перед пояснительным членом предложения имеются слова а именно, то есть (или их можно вставить): Я добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, то есть с  колоннами , и обширным господским домом.  Пояснительный оборот может присоединяться также союзом или (в значении «то есть»): По всей ширине Лены торчали в разных направлениях льдины, или, по- местному, торосья.  В отсутствии слов именно, то есть при уточнении вместо запятой обычно ставится тире: У деда Семена было своя золотая и несбывшаяся мечта – стать столяром .

Обособленные уточняющие члены предложения

4. Слова и словосочетания, поясняющие смысл предшествующих членов

предложения. Перед пояснительным членом предложения имеются

слова а именно, то есть (или их можно вставить):

Я добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, то

есть с колоннами , и обширным господским домом.

Пояснительный оборот может присоединяться также союзом или (в значении

«то есть»):

По всей ширине Лены торчали в разных направлениях льдины, или, по-

местному, торосья.

В отсутствии слов именно, то есть при уточнении вместо запятой обычно

ставится тире:

У деда Семена было своя золотая и несбывшаяся мечта – стать столяром .

Практикум  (19) Нет, пусть лучше стадион не Колизеем, а синхрофазатроном! (20) Да, да, такой он и есть, синхрофазатрон, - круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. (21) И сейчас Сережка не просто ученик – он физик! (22) Вот он берет фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы…  В11. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.   Ответ: 20

Практикум

(19) Нет, пусть лучше стадион не Колизеем, а синхрофазатроном! (20) Да, да, такой он и есть, синхрофазатрон, - круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. (21) И сейчас Сережка не просто ученик – он физик! (22) Вот он берет фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы…

В11. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 20

(14) И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (15) Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала. (16) Чего она, глупая, испугалась?..  - (17) О чем ты думаешь? – спрашивает отец, прервав свой рассказ.  В11. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.  Ответ: 16

(14) И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (15) Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала. (16) Чего она, глупая, испугалась?..

- (17) О чем ты думаешь? – спрашивает отец, прервав свой рассказ.

В11. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 16

(5) Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!.. (6) Честно говоря, редкостные люди нас окружают, Елена!.. (7) И он с восторгом поставил картину перед Ленкой, наблюдая за её выражением лица.  - (8) Ну, как она тебе?.. (9) Правда, хороша?  - (10) Девчонка вроде меня, - ответила Ленка. В11. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.  Ответ: 7

(5) Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!.. (6) Честно говоря, редкостные люди нас окружают, Елена!..

(7) И он с восторгом поставил картину перед Ленкой, наблюдая за её выражением лица.

- (8) Ну, как она тебе?.. (9) Правда, хороша?

- (10) Девчонка вроде меня, - ответила Ленка.

В11. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 7

 (6) Шел уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7) А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8) Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9) Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10) Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11) Может, он болен и скоро умрёт? (12) Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:  (13) – Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.  (14) – Несчастливы?! – повторил он удивлённо.  (15) И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.  В11. Среди данных предложений найдите предложения с обособленным (-ыми) обстоятельством (-ами). Напишите номера этих предложений.   Ответ: 9,12,15

(6) Шел уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7) А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8) Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9) Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10) Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11) Может, он болен и скоро умрёт? (12) Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

(13) – Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

(14) – Несчастливы?! – повторил он удивлённо.

(15) И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

В11. Среди данных предложений найдите предложения с обособленным (-ыми) обстоятельством (-ами). Напишите номера этих предложений.

Ответ: 9,12,15

(45) И сестрёнка переспросила, подымая чистые испуганные глаза: (46) – Насовсем затерялся? (47) Шли месяцы, годы. (48) И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49) Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50) А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом: (51) – Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. В11. Среди данных предложений найдите предложение с обособленными обстоятельством и определением. Напишите номер этого предложения.  Ответ: 50

(45) И сестрёнка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

(46) – Насовсем затерялся?

(47) Шли месяцы, годы. (48) И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49) Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50) А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:

(51) – Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников.

В11. Среди данных предложений найдите предложение с обособленными обстоятельством и определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 50

(4) Тряпка волочилась по мокрому асфальту, и невозможно было догадаться, для чего она предназначена. (5) – Что это у тебя за тряпка? – спросил я, шагая рядом с мальчиком. (6) - Это не тряпка, отозвался низкий голос. (7) – Это парашют. (8) - Парашют? (9) Теперь я разглядел, что серая тряпка была маленьким куполом, а верёвка оказалась стропами, скрученными жгутом.  В11. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.  Ответ: 5

(4) Тряпка волочилась по мокрому асфальту, и невозможно было догадаться, для чего она предназначена.

(5) – Что это у тебя за тряпка? – спросил я, шагая рядом с мальчиком.

(6) - Это не тряпка, отозвался низкий голос. (7) – Это парашют.

(8) - Парашют?

(9) Теперь я разглядел, что серая тряпка была маленьким куполом, а верёвка оказалась стропами, скрученными жгутом.

В11. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 5

(6) Стоявший впереди других скуластый парнишка тут же отозвался: (7) – Реликвии войны есть? (8) Мы собираем музей Великой Отечественной войны, у вас, может быть, фотографии, награды есть? (9) –Есть у меня письмо с фронта, от мужа моего, Петра Васильевича, - сказала она неуверенно, наугад. – (10) Годится? В11. Среди данных предложений найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.  Ответ: 8

(6) Стоявший впереди других скуластый парнишка тут же отозвался:

(7) – Реликвии войны есть? (8) Мы собираем музей Великой Отечественной войны, у вас, может быть, фотографии, награды есть?

(9) –Есть у меня письмо с фронта, от мужа моего, Петра Васильевича, - сказала она неуверенно, наугад. – (10) Годится?

В11. Среди данных предложений найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 8

В11. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.  Ответ: 7

В11. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!