Повторение по теме: «Однородные члены предложения»
Науки юношей питают, отраду старым подают, в счастливой жизни украшают, в несчастной случай берегут….. М.В. Ломоносов.
1) [ О, О, О, О ].
2) [ О и О ].
3) [ О, а О ]
[ О, но О ].
4) [ и О, и О, и О ].
5) [ То О, то О, то О ]
[ Или О, или О ].
6) [… не только О, но и О ].
[… как О, так и О ].
7) [ʘ: О, О, О].
8) [О, О, О - ʘ ]
9) [ʘ: О, О, О - …]
- Какие члены предложения называются однородными?
2. Как могут быть связаны однородные члены предложения?
3. Какие определения являются однородными, а какие - неоднородными?
4. Расскажите о правилах пунктуации при однородных членах, используя схемы. (Слайд 3)
1
Радостью, счастьем , надеждой - всем поделись со своим другом.
2
Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.
3
№ 8
Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища.
4
№ 2
Далеко гулы повторяют и рёв, и треск , и шум, и гром.
№ 6
5
6
Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм , глядит исподлобья.
№ 4
Ищи товарища лучше себя, а не хуже.
7
№ 1
В людях мы особенно ценим следующие черты: ум, волю , трудолюбие.
8
№ 3
То садился он на диван , то подходил к окну, то хотел мыслить.
9
№ 7
Родные знакомые места: узенькая речка, заросшая тропинка к дому, старый сад - заставили сердце биться сильнее.
№ 5
№ 9
Тестирование (1 балл за каждый правильный ответ)
1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая (знаки препинания не расставлены):
а) С улицы раздались крики и гул машин.
б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.
в) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.
г) Погода была пасмурная и дождливая.
2. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены):
а) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых.
б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.
в) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.
г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря.
3. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.
б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.
в) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой.
г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
а) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
б) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
в) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
г) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.
5.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой :
а) Мал золотник, да дорог.
б) Ни холод, ни пурга, ни нагромождение льдов – никакие преграды не остановили полярников.
в) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья, и бросал в траву.
г) Туман окутал как долину, так и подножье горы.
6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены):
а) Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.
б) Лесные ягоды лучше собирать или утром или вечером.
в) Самовар был готов и стоял на столе.
г) Наташа выпила молока и уснула на широкой и длинной лавке.
7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
а) Зима ударила морозцем по полям и лесам и закружила поземкой по дорогам.
б) Приметы осени чувствовались везде: в лесу, на озере, в поле.
в) Человека воспитывает и искусство, и наука.
г) Неправдой свет пройдешь да назад не воротишься.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены):
а)В октябре потускнели и цветы и травы и листья на деревьях.
б)Кучер с лакеем и горничной принесли корзинки и приготовили обед.
в)Учебники я или куплю или возьму в библиотеке.
г)Собака поглядывала на него и слегка махала хвостом.
Согласен – не согласен
№
1.
Утверждения
«Да» или «нет»
Однородные члены предложения связаны подчинительной связью
2.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос
3.
4.
Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи.
5.
Однородными могут быть только второстепенные члены предложения
Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая
6.
Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены
7.
Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.
– Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую
- Поставьте себе оценки по следующим критериям (указаны в оценочном листе):
12 - 16 баллов - «3»
17 – 21 баллов – «4»
22-24 баллов – «5»
Итог моей работы
Тема
«+» или «-»
Хорошо знаю признаки однородных членов предложения
Домашнее задание
Могу начертить схему предложения с однородными членами
П. 40, 41
Знаю группы сочинительных союзов
П. 41, 43, 44
Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом
П. 43
Могу отличить однородные и неоднородные определения.
П. 44
П. 42
Урок
Я на уроке
1. Интересно
Итог
1. Работал
2. Скучно
1. Уверен в своих знаниях.
2. Устал
3. Безразлично
2. Нужно повторить некоторые правила.
3. Помогал другим.
3. Понял, что плохо усвоил тему.
Спасибо за урок!