СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение.Синтаксис и пунктуация.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке  русского языка в 9 классе  целесообразно использовать учебный материал в рамках подготовки к итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Повторение.Синтаксис и пунктуация.»

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Повторение. Синтаксис и пунктуация».

Цель: повторение синтаксиса и пунктуации на конкретном практическом материале.


Задачи:

- воспроизвести полученные знания о сложном предложении;

- совершенствовать навыки работы с текстом.


Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений с использованием ИКТ.



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Формулировка темы и цели урока.

– Что нам служит материалом к заданиям по русскому языку (Предложения из художественных текстов)

– Сформулируйте цель нашего урока (Повторить синтаксис и пунктуацию на материале рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»)


III. Работа с текстом .


(1) Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. (2) Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?

(3) Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. (4) Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. (5) Садиться за один стол с Лидией Михайловной! (6) Нет, нет! (7) Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. (8) Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. (9) Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, – настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных (слайд 3).

Задания к тексту.

– Определим тему текста. (Образ учителя)

– Какова основная мысль текста? («Человек необыкновенный, непохожий на всех остальных»)

– К какому стилю языка принадлежит этот фрагмент рассказа? (Художественный)

– Определите тип речи. (Преобладает описание с элементами рассуждения)

– Какие средства связи слов в предложении использует автор? (Союзы, вводные слова, лексический повтор)

– Найдем фразеологический оборот, встретившийся в тексте. (Манна небесная)

– Каково его значение? (По Библии Манна небесная – чудесная пища, которую в продолжение 40 лет Бог посыл израильтянам; блага, полученные ни за что, упавшие с неба, олицетворение божьей благодати)

– Выпишем предложения 3, 7 и выполним синтаксический разбор. ((3) «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. (7) Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить»).

– Какой вид подчинения придаточных встретился в 3 предложении? (Последовательное подчинение)

– А какой вид подчинения придаточных вы еще знаете? (Параллельное (однородное и неоднородное))

– А какой еще лингвистический термин, синоним параллельному подчинению, существующий в научной и учебной литературе, вам известен (Соподчинение)

– Какие виды придаточных предложений вам встретились в 3 и 7 предложениях? (Изъяснительное, обстоятельственные (времени, цели))

– А какой вид не встретился? (Определительное)

– Найдите предложение, в котором данный вид встречается? (2)

– Выпишем грамматическую основу предложения 5. (Садиться)

– Определим тип односоставного предложения. (Безличное)

– Прочитаем сложные предложения с разными видами связи (1,2,9)

– Какие виды связи присутствуют в них? (Сочинительная, подчинительная и бессоюзная)

– Чем может быть осложнены простые предложения, входящие в состав сложных? (Обращениями, вводными словами, вставными конструкциями, обособленными членами предложения, однородными членами предложения)

– Назовите номера предложений, где есть обособленное определение или обособленное обстоятельство (2,3)

– Назовите номера предложений, в которых есть вводное слово (1,8,9)

– Запишем три словосочетания: французский язык, признаком учителей, наизусть выучу. Определим способ связи слов в предложении.

– Замените словосочетание «французский язык», построенной на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (язык французов). Замените словосочетание «признаком учителей», построенной на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование (учительским признаком).

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание .

– Написать сочинение-рассуждение.

– Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения .

3