СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение слов, согласующихся с существительными, и служебных частей речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение слов, согласующихся с существительными, и служебных частей речи»

Атрибуты урока

  • Автор составитель урока Карнаухова О.Г.

  • Предмет Русский язык

  • Класс 8

  • Учебник Русский язык 8 класс

  • Автор учебника М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская

Повторение слов, согласующихся с существительными, и служебных частей речи


Цели урока:

  1. Повторить грамматические признаки частей речи, согласующихся с именами существитель­ными.

  2. Раскрыть специфику служебных частей речи в со­поставлении со знаменательными.

  3. Закрепить орфографические навыки.

  4. Развивать самостоятельность.


Оборудование: учебник, карточки с вопросами, таблица по теме урока.


ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

Словарно-орфографическая работа.

Объясняется значение и правописание слов и составляются с ними словосочетания.

Современный, современник, новостройка-, демонстра­ция, трудящиеся, континент.

  1. Проверка домашнего задания.

Правильность вы­полнения упражнения проверяется коллективно.

Продолжая работу над текстом упр. 12, учитель предлагает ученикам найти в нем словосочетания, обра­зованные по схеме «прилагательное + существительное».

Учащиеся называют прилагательные, указывают род, число, падеж.

Ставится вопрос: От чего зависит форма прилагательного? (От формы существительного.)

После выполнения упражнения учитель спраши­вает, какие части речи изменяются так же, как и при­лагательные (местоимения, числительные, причастия), предлагает найти в тексте упражнения притяжательные и определительные местоимения (своими руками, вся жизнь). С числительными и причастиями учащиеся при­водят свои примеры.


III. Работа по теме урока.

1. Выполнение упражнений 14, 15.

После чтения текста упр. 14 и беседы по содержанию учащиеся выписывают согласующиеся с существитель­ными слова по образцу: через большой безлюдный двор (м. р., ед. ч., вин. п.) — и вспоминают, что прила­гательные, местоимения, порядковые числительные и причастия изменяются одинаково — по родам, числам и падежам. Затем выполняют дополнительные задания к упражнению.

При выполнении упр. 15 (письменно) повторяется правописание падежных окончаний прилагатель­ных.


2. Повторение сведений о знаменательных частях ре­чи. Учащиеся вспоминают, что местоимения, изменя­ющиеся по типу прилагательных, причастия и порядковые числительные имеют такие же падежные окончания, как и прилагательные, приводят соответствующие примеры.

Затем учащимся предлагается рассказать о грамматических признаках имени прилагательного. Можно дать контрольные вопросы (заранее написаны на доске):

- Что называется именем прилагательным?
- Как изменяются прилагательные?

- От какого слова в предложении зависит род, число и падеж прилагательных?

- Назвать разряды прилагательных. Какие прилагательные имеют краткую форму?

- Как образуются превосходная и сравнительная степени?

- Как образуется краткая форма прилагательных?

- Каким членом предложения является обычно имя прилагательное?

Свой ответ учащиеся иллюстрируют примерами.

3. Составление рассказа о Байкале. При чтении тек­ста упр. 16 обращается внимание на склонение количе­ственных числительных и проводится словарная работа: котловина, обитать, творение, неповторимый, гигант­ский, превосходный, превосходить. После объяснения значения слов учащиеся составляют с ними словосочета­ния и предложения. При составлении рассказа рекомен­дуется опираться на текст упр. 16 и использовать зна­ния по географии. Дается задание включить в рассказ новые слова.

4. Для систематизации знаний учащихся о служеб­ных частях речи проводится беседа по вопросам: Какие части речи являются служебными? (Предлоги, союзы, частицы.) В чем отличие служебных частей речи от зна­менательных? (Служебные части речи не называют предметов, действий, признаков, не отвечают на вопро­сы и не являются членами предложения.) Для чего употребляются предлоги? (Для связи слов в словосоче­тании.) Какова роль союзов? (Они являются средством связи в предложении: соединяют однородные члены и части сложного предложения.) Для чего употребля­ются частицы? (Они вносят в предложение различные смысловые оттенки.) Что за часть речи междометие? (Оно стоит особняком, не являясь ни знаменательной, ни служебной частью речи: стоит вне структуры предло­жения. Это неизменяющиеся слова, передающие чувст­ва.)

5. Самостоятельная работа. В итоге проведенной беседы учащиеся составляют таблицу «Части речи в рус­ском языке» (упр. 30).

6. Закрепление орфографических навыков. Устно вы­полняется упр. 28. Один из учащихся читает текст вслух, другой пересказывает его содержание. Затем учащиеся находят в тексте частицы, объясняют их правописание и указывают, с какими частями речи употреблены эти частицы. Далее перечисляют частицы, которые пишутся через дефис, и частицы, которые пишутся раздельно. После этого списывают, раскрывая скобки, 1,3 и 4-й абзацы текста.

7. Списывание с доски с выполнением задания: слитное и раздельное написание частиц Не и НИ с разными частями речи.

(Не, ни) кто (не, ни) забыт, (не, ни) что (не, ни) забыто. 2) (Не, ни) подумав, (не, ни) отвечай. 3) Мы ехали (не, ни) долго. 4) Во время чтения нельзя оста­влять (не, ни) выясненным (не, ни) одно (не, ни) понят­ное слово. 5) (Не, ни) когда (не, ни) говори (не, ни) правду.

Если на уроке останется время, то выполняется упр. 29 (устно). Оно дает учителю возможность проверить, научились ли ученики отличать знаменательные части речи от служебных.


IV. Итоги урока

Задание на дом: упр. 31 (письменно).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!