Атрибуты урока
Автор составитель урока Карнаухова О.Г.
Предмет Русский язык
Класс 8
Учебник Русский язык 8 класс
Автор учебника М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская
Повторение слов, согласующихся с существительными, и служебных частей речи
Цели урока:
Повторить грамматические признаки частей речи, согласующихся с именами существительными.
Раскрыть специфику служебных частей речи в сопоставлении со знаменательными.
Закрепить орфографические навыки.
Развивать самостоятельность.
Оборудование: учебник, карточки с вопросами, таблица по теме урока.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Словарно-орфографическая работа.
Объясняется значение и правописание слов и составляются с ними словосочетания.
Современный, современник, новостройка-, демонстрация, трудящиеся, континент.
Проверка домашнего задания.
Правильность выполнения упражнения проверяется коллективно.
Продолжая работу над текстом упр. 12, учитель предлагает ученикам найти в нем словосочетания, образованные по схеме «прилагательное + существительное».
Учащиеся называют прилагательные, указывают род, число, падеж.
Ставится вопрос: От чего зависит форма прилагательного? (От формы существительного.)
После выполнения упражнения учитель спрашивает, какие части речи изменяются так же, как и прилагательные (местоимения, числительные, причастия), предлагает найти в тексте упражнения притяжательные и определительные местоимения (своими руками, вся жизнь). С числительными и причастиями учащиеся приводят свои примеры.
III. Работа по теме урока.
1. Выполнение упражнений 14, 15.
После чтения текста упр. 14 и беседы по содержанию учащиеся выписывают согласующиеся с существительными слова по образцу: через большой безлюдный двор (м. р., ед. ч., вин. п.) — и вспоминают, что прилагательные, местоимения, порядковые числительные и причастия изменяются одинаково — по родам, числам и падежам. Затем выполняют дополнительные задания к упражнению.
При выполнении упр. 15 (письменно) повторяется правописание падежных окончаний прилагательных.
2. Повторение сведений о знаменательных частях речи. Учащиеся вспоминают, что местоимения, изменяющиеся по типу прилагательных, причастия и порядковые числительные имеют такие же падежные окончания, как и прилагательные, приводят соответствующие примеры.
Затем учащимся предлагается рассказать о грамматических признаках имени прилагательного. Можно дать контрольные вопросы (заранее написаны на доске):
- Что называется именем прилагательным?
- Как изменяются прилагательные?
- От какого слова в предложении зависит род, число и падеж прилагательных?
- Назвать разряды прилагательных. Какие прилагательные имеют краткую форму?
- Как образуются превосходная и сравнительная степени?
- Как образуется краткая форма прилагательных?
- Каким членом предложения является обычно имя прилагательное?
Свой ответ учащиеся иллюстрируют примерами.
3. Составление рассказа о Байкале. При чтении текста упр. 16 обращается внимание на склонение количественных числительных и проводится словарная работа: котловина, обитать, творение, неповторимый, гигантский, превосходный, превосходить. После объяснения значения слов учащиеся составляют с ними словосочетания и предложения. При составлении рассказа рекомендуется опираться на текст упр. 16 и использовать знания по географии. Дается задание включить в рассказ новые слова.
4. Для систематизации знаний учащихся о служебных частях речи проводится беседа по вопросам: Какие части речи являются служебными? (Предлоги, союзы, частицы.) В чем отличие служебных частей речи от знаменательных? (Служебные части речи не называют предметов, действий, признаков, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения.) Для чего употребляются предлоги? (Для связи слов в словосочетании.) Какова роль союзов? (Они являются средством связи в предложении: соединяют однородные члены и части сложного предложения.) Для чего употребляются частицы? (Они вносят в предложение различные смысловые оттенки.) Что за часть речи междометие? (Оно стоит особняком, не являясь ни знаменательной, ни служебной частью речи: стоит вне структуры предложения. Это неизменяющиеся слова, передающие чувства.)
5. Самостоятельная работа. В итоге проведенной беседы учащиеся составляют таблицу «Части речи в русском языке» (упр. 30).
6. Закрепление орфографических навыков. Устно выполняется упр. 28. Один из учащихся читает текст вслух, другой пересказывает его содержание. Затем учащиеся находят в тексте частицы, объясняют их правописание и указывают, с какими частями речи употреблены эти частицы. Далее перечисляют частицы, которые пишутся через дефис, и частицы, которые пишутся раздельно. После этого списывают, раскрывая скобки, 1,3 и 4-й абзацы текста.
7. Списывание с доски с выполнением задания: слитное и раздельное написание частиц Не и НИ с разными частями речи.
(Не, ни) кто (не, ни) забыт, (не, ни) что (не, ни) забыто. 2) (Не, ни) подумав, (не, ни) отвечай. 3) Мы ехали (не, ни) долго. 4) Во время чтения нельзя оставлять (не, ни) выясненным (не, ни) одно (не, ни) понятное слово. 5) (Не, ни) когда (не, ни) говори (не, ни) правду.
Если на уроке останется время, то выполняется упр. 29 (устно). Оно дает учителю возможность проверить, научились ли ученики отличать знаменательные части речи от служебных.
IV. Итоги урока
Задание на дом: упр. 31 (письменно).