СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение. Текст. Предложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение. Текст. Предложение»

Тема: Повторение изученного в начальной школе. Текст. Предложение

Цель: восстановить опорные умения и навыки, полученные при изучении предложения, состава слова, частей речи, развивать правописные и пунктуационные навыки, воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Знакомство с учебником

3 Открытие темы

3.1. Слово учителя

В некотором царстве, в некотором государстве есть волшебная Школа Дорожных Наук. Вот туда мы и отправимся. Как в любой сказке на пути нас ожидают препятствия и испытания. Преодолев их, мы достигнем цели.

Представьте себе, что вы из класса вышли на улицу. Здесь утром и вечером идет движение транспорта и пешехода. Мы с вами являемся частью этого движения – то в качестве пешехода, то в качестве пассажиров, водителей. Постараемся показать , что мы умеем быть и теми и другими.

Итак, мы вышли из школы и оказались у пешеходного перехода.

-Как нужно вести себя у пешеходного перехода, именуемого в народе…(зеброй)?

4 Практические упражнения, выполняемые в ходе «движения»

4.1. Словарный диктант

-Рассказывая о поведении на пешеходном переходе , мы с вами использовали много словарных слов. Вспомним их, как они пишутся.

Шоссе, асфальт, шофер, автомобилист, машина, автобус, тротуар, светофор, пассажир.

4.2. Остановка

Мы добрались до автобусной остановки, чтобы продолжить путь в автобусе. Вот к остановке подъехал автобус. Как вы будете заходить? Через какие двери? Как будете себя вести в салоне?

А сейчас самое время изучить «маршрутный лист». Именно сегодняшний маршрут поможет нам начать путь по дороге повторения.

Повествовательное Вопросительное

Побудительное



Предложение

Текст Главные члены предл.

Второстепенные члены предл.

Автобус



Тема + Идея

-Путь наш долгий, поэтому, чтобы не скучать в дороге, будем выполнять задания

4.3. Работа с текстом

Для водителя автомобиля одна секунда – вещ…серьёзная. За с..кунду м…ш…на проезжает более 16 метров. Иной пешеход видит, что м…ш…на находит…ся бли..ко, но сп…ш..т переб…жать д…р…гу. Даже самый опытный в…дитель м…ш…ну (не)сразу остановит. Её тормозной путь при скорости 80 км. составляет 42 метра в час, а на мокром асфальте он увеличивает…ся в в полтора раза. Будьте внимательны и осторожны!

-В тексте не хватает букв, поэтому работать с ним трудно. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

-Почему это высказывание можно назвать текстом? (объединены темой и идеей)

-Какова тема и идея текста? (поведение пешехода на дороге. В нем объясняется, почему нельзя перебегать дорогу перед машиной)

-Назовите тип текста (рассуждение)

-Какие ещё бывают типы речи? (повествование и описание)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5 Устная разминка «Добавь словечко»

-В обычном автобусе 2 ряда мест для пассажиров, а вот в Англии популярны автобусы в 2 яруса. В нашем автобусе три ряда для пассажиров. Каждому ряду я буду читать стихотворный текст, ваша задача – постараться его закончить в рифму.

1 ряд Если ты спешишь в пути 2 ряд Чтоб тебя я повез, 3 ряд На рояль я не похож,

Через улицу пройти, Мне не нужен овес. Но педаль имею тоже.

Там иди, где весь народ, Напои меня бензином, Кто не трус и не трусиха,

Где есть надпись….. (пешеход) На копыта дай резину. Прокачу того я лихо.

Поднимая всюду пыль, У меня мотора нет,

Побежит…..(автомобиль) Я зовусь……(велосипед)

-Что вы знаете о правилах катания на велосипеде?

4.4 Продолжение пути

Наш путь продолжается, но скучать нам не придется. Вернемся к записанному тексту и попробуем решить несколько задач.

-Текст состоит из предложений. Какими могут быть предложения по цели высказывания? Назовите побудительное предложение. (последнее)

-Что ещё есть в нем особенного? (по интонации оно восклицательное)

-Что главное в каждом предложении? (подлежащее и сказуемое) Подчеркните их во 2, 4, 5 предложениях. Чем отличается 5 предложение от 2 и 4? (оно сложное)

4.5. Остановка

-Наш автобус резко остановился. Как вы думаете почему? (Красный свет сигнала светофора.)

-Да он не разрешает нам движение. Наш домик – светофор, Ты часто видишь нас,

Чтобы тебе помочь Мы три родные брата. Но нашего совета

Путь пройти опасный, Мы светим с давних пор Не слушаешь подчас….

Горим и день, и ночь - И взрослым, и ребятам. А. Северин

Зеленый, желтый, красный. Мы три чудесных света

-Красный свет продолжает гореть. Чтобы зажегся зеленый, нужно каждому составить предложение со словом СВЕТОФОР и подчеркните в нем грамматическую основу. А потом посмотрим, у пассажиров какого ряда предложения более интересные.

А теперь посмотрим в окошки. Как много людей на улице. Все спешат по своим делам, забывая в спешке о правилах. Помогите им вспомнить.

  • Идти нужно только по ….. (тротуару)

  • По тротуару двигаться нужно только по ….(правой) стороне

  • В темное время суток обозначать себя …..(фликером)

-Я уверена, что мы с вами не будем похожи на героя стихотворения О. Бендера

Идет по улице один Он через улицу идет Я вдруг бы заявил шофёр:

Довольно странный гражданин. Не там, где надпись «Переход» -Мне наплевать на светофор!-

Ему дают благой совет: Бросая грубо на ходу: И как попало ездить стал?

На светофоре красный свет, -Где захочу, там перейду! Ушёл бы постовой с поста?

Для перехода нет пути, Шофёр глядит во все глаза: Трамвай бы ехал, как хотел?

Сейчас идти никак нельзя! Разиня впереди! Ходил бы каждый, как умел?..

-Мне наплевать на красный свет! -Нажми скорей на тормоза,

Промолвил гражданин в ответ. Разиню пощади!

6 Рефлексия

6.1 «Экзамен»

-В отличие от героя стихотворения, мы с вами благополучно добрались до Школы Дорожных Наук. За время пути успели вспомнить и правила поведения на дороге, и некоторые правила русского языка. Поэтому вам предстоит сдать «экзамен». Какой ряд был более внимательным в пути?

А) Закончите формулировку теоретического понятия:

  • Текст – это…….

  • Тема текста – это …..

  • Идея текста – это ……

  • Предложения по цели высказывания бывают ……

  • Предложения по интонации бывают ……

  • Главными членами предложения являются….

  • Кроме главных членов в предложении есть и ……

Б) Составьте предложение по теме игры

1 ряд – переходить, 2 ряд – запрещать, 3 ряд – предупреждать

6.2 «Светофор настроения»

-У вас на партах лежат кружки, соответствующие по цвету трем сигналам светофора. Если вам сегодня на уроке было интересно и комфортно, поднимите зеленый; скучновато –жёлтый; неинтересно, мало вспомнили – красный.

7 Д.З.

Подготовить устный рассказ об одном памятном дне летних каникул.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!