СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повторение темы «Лексикология»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Повторение темы «Лексикология»»

«Повторение темы «Лексикология» Класс: 6

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Воробьевская средняя школа»

Шевчук Татьяна Ивановна

Тема урока: «Повторение темы «Лексикология» Класс: 6


Тип урока: обобщающий урок

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексикология»

Знать:Лексические понятия

Уметь:Находить слова с полногласием и неполногласием, устаревшие слова, общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления, фразеологизмы, отличать стилистически нейтральную лексику от стилистически окрашенной;

правильно писать слова с изученными в данном разделе орфограммами.

Организовать процесс систематизации знаний, применения полученных знаний на практике, подготовки к контрольной работе.

Создать условия для развития активности учащихся, навыков планирования, навыков самооценки, коммуникативных навыков, мыслительных навыков.

Обеспечить рост личностной мотивации учащихся.

Этапы урока

Деятельность учащихся

Формы и виды деятельности

Развитие УУД, развитие ресурсов ПФ группы

1.Организационный момент. Целеполагание

Здравствуйте, ребята!

Начинается урок, и что мы должны с вами сделать? Правильно. Улыбнитесь друг другу и скажите доброе слово-пожелание на урок. Молодцы!

Откройте, пожалуйста, учебник на стр.158. Какой большой раздел мы с вами закончили изучать. (Лексикология) На следующем уроке мы будем писать контрольную работу.

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Назовите тему урока. Какова цель нашего урока? (Повторить всё, что мы знаем по этому разделу)

Записывают: число, классная работа, тема урока.

Навыки планирования, оформления тетрадей.

2.Практическая часть

1. «Теоретическая разминка»

1) Как называется раздел языкознания, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов? (лексикология)

2) Как называется раздел русского языка, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов? (фразеология)

3) Как называют народный говор? (диалектизмы) Приведите пример.

4) Какие слова называются профессиональными? (специальные слова и выражения, которые используются в разговорной речи представителей той или иной профессии) Приведите пример.

5) Какие слова называются общеупотребительными? (слова, которые употребляются всеми носителями языка в различных областях жизни) Приведите пример.

6) Какие слова называются заимствованными? (слова, иноязычные по происхождению, вошедшие в русский язык) Приведите пример.

7) Что такое историзмы и архаизмы? (перестали употребляться, потому что исчезли обозначаемые ими предметы или явления действительности – историзмы; перестали употребляться, потому что их заменили синонимы – архаизмы) Приведите примеры.

8) Чем объяснить появление новых слов, как они называются? (неологизмы – это новые слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие ещё своей новизны, необычности) Приведите пример.

9) Какие сочетания слов называются фразеологизмами? (устойчивые (несвободные целостные) сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде) Приведите пример.

10) Какие слова называются жаргонизмами? (слова, используемые в речи отдельных групп людей) Приведите пример.

11) Что такое метафора? Приведите пример. (свёрнутое, скрытое сравнение/ слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений по какому-либо признаку)

12) Что такое олицетворение? Приведите пример.
2. «Поиграем!»

Разделите эти слова на три колонки. Кокошник – женский головной убор

Сюртук – мужская одежда

Душегрея – одежда

Ермолка – головной убор

Картуз – головной убор

Понёва – женская одежда

Сорока – головной убор

Онучи – обувь

Лапти – обувь

А мы немного поиграем! Я называю слово, а вы говорите, что это и показываете:

Чело – лоб десница – правая рука

Уста – губы шуя – левая рука

Ланиты – щеки рамена - плечи

Очи – глаза выя - шея

Перст – палец Длань – ладонь

Какие слова я употребляла? (Устаревшие. Архаизмы)

Вопрос к группе у доски:

Какие три колонки получились? (Одежда, обувь, головной убор) В чём особенность этих слов? (Все вышли из употребления, так как нет таких предметов) Как называются такие слова? (Историзмы)

б) Подберите к заимствованным словам определения:

абзац (Отступ вправо в начале текста, красная строка, а также часть текста между двумя отступами)

автограф (Собственноручная, обычно памятная надпись, подпись)

буклет (Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся как гармошка, обычно информационного или рекламного содержания)

волонтёр (Доброволец, лицо, добровольно поступившее на военную или иную службу)

гармония ( Взаимное соответствие)

монокль (Круглое оптическое стекло для одного глаза, используемое вместо очков)

Давайте обобщим. Итак, кратко абзац – это…, автограф – это… и т.д.

«Сопоставь»Соотнесите слова:

Окно Диалектизм

Шпатель Общеупотребительное

Головастый Жаргонизмы

Ноутбук Высокая лексика

Горница Архаизм

Дружбан Неологизм

Камзол Термин

Биссектриса Историзм

Вкушать Профессионализм

4. Выберите эмоционально-окрашенные слова, подберите к ним стилистически нейтральные синонимы:

Мамуля, молодчина, ходить, жадина, светлеет

5.Подберите к словам с полногласиями слова с неполногласиями.

Ворона, ворог, короткий, шелом, волочить.

6. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Сотв_рить, р_внина, ск_кать, подск_чить, утв_рь, р_внобедренный, ск_чок, подр_внять, наск_чить.

7. Поработаем с учебником.Тест на стр. 111.

Устно дают определения основных лексических понятий. Количество вопросов соответствует количеству учащихся.

На доске хаотично магнитами приклеены карточки со словами. Разделяют слова на три колонки, объясняют. (У доски работают три ученика)

Работа в парах. На отдельных карточках написаны слова и их значение. Учащиеся сопоставляют.

На доске написаны слова. АБЗАЦ ГАРМОНИЯ АВТОГРАФ ВОЛОНТЁР МОНОКЛЬ БУКЛЕТ

Выполняют задания в карточках с последующей взаимопроверкой.

Без ошибок – «5»1 ошибка – «4»2 -3 ошибки – «3»4 - «2»

Тест в учебнике. Ответы записывают в тетрадь. Затем сами себя оценивают. Правильные ответы и критерии оценивания на экране. Результаты записывают.

4-5 заданий – «3»6-7 заданий – «4»8-9 заданий – «5»


3.Рефлексия. Сообщение информации о домашнем задании и оценках за урок


Заполняют листы самооценки. Выставляют оценки


Доброволец, лицо, добровольно поступившее на военную или иную службу.

Собственноручная, обычно памятная надпись, подпись.

Согласованность, стройность, взаимное соответствие.

Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся как гармошка, обычно информационного или рекламного содержания.

Круглое оптическое стекло для одного глаза, используемое вместо очков.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!