Повторение темы «Словосочетание». Практикум
Дата: класс: 8
Цели:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3)развитие познавательной самостоятельности;
4)воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: строение словосочетания; связь и отношения между членами словосочетания; разница между словосочетанием, словом и предложением;
Уметь: выделять словосочетание из предложений; разбирать словосочетание; определять способы соединения слов во фразе; использовать в устной и письменной речи; находить целые словосочетания в тексте, интерпретировать; развивать навыки правописания;
Личностные: формирование уважение к мнению других людей, учебной культуры, ответственного отношения к своей работе.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование:
раздаточный материал
иллюстрации
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Определение темы урока и постановка целей.
Прочитайте записанные на доске слова и определите, какова будет сегодня тема урока.
Беззвездное небо, четвертая высота, весенняя гроза.
Увидеть горы, верить другу.
Встречатьулыбаясь, начать бегать, бегать быстро.
Мы начали работу с наименьшей синтаксической единицей языка - словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.
– Повторять и обобщать правила, тренироваться.
3.Проверка домашнего задания.
2. Актуализация прежних знаний
- Коллективная работа.
Прочитайте строки:
Мы вспомнили, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов
А теперь запишите под диктовку и определите тип подчинительной связи.
«Солнечный день», «перед дождем», «леса и парки», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на телефоне», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться», «более яркий»
3.Работа с текстом.
Перед вами текст.Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1ряд), управление (2 ряд), примыкание (3 ряд)
Поздняя осень
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.
Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.
Устлана земля сухими разноцветными листьями.
4. Творческая работа. Замените словосочетания:
1 )Из согласования в управление:
Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн
2 )Из управления в согласование
Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год
3 )Из управления в примыкание
С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию
5.Проверка знаний:
№ 1 Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (Осенним сюрпризом)
№ 2 Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО -ПРИМЫКАНИЕ на УПРАВЛЕНИЕ. (Падает без звука)
№ 3 Словосочетание НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ - СОГЛАСОВАНИЕ на УПРАВЛЕНИЕ.( На площади вокзала)
№ 4 Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ –УПРАВЛЕНИЕ на ПРИМЫКАНИЕ. (На площади вокзала)
№ 5 Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ – СОГЛАСОВАНИЕ на УПРАВЛЕНИЕ. ( Запах бензина)
№ 6 Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЁРНУЛ- ПРИМЫКАНИЕ на УПРАВЛЕНИЕ. (Отдернул с испугом)
№ 7 Словосочетание В ЗАРОСЛЯХ ВЕРЕСКА – УПРАВЛЕНИЕ на СОГЛАСОВАНИЕ. (В вересковыхзарослялх)
№ 8 Словосочетание БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ – ПРИМЫКАНИЕ на УПРАВЛЕНИЕ. (Вырывали без жалости)
6. Закрепление материала.
-выполнение упр.
7.Рефлексия.
- что вам было знакомо?
-что узнали нового?
Домашнее задание.
1)Выписать из стихотворений А.С.Пушкина по 3 примера на каждый способ связи.
2) выполнить упр.