9 КЛАСС История ВАРИАНТ III
БЛОК А
(1 вопрос – 3 балла)
1.Что из названного относится к результатам Русско-японской войны:
а) потеря Россией Южного Сахалина
б) строительство российской военной базы на острове Хоккайдо
в) потеря Россией Камчатки
г) установление полного контроля России над Маньчжурией
2. В программе какой из политических партий содержалось положение о «диктатуре пролетариата»:
а) октябристов
б) эсеров
в) социал-демократов
г) кадетов
3.Прочтите фрагмент из книги и укажите, в каком году происходили эти события:
«Государь в то же время распорядился отпустить 50 тысяч рублей на пособия семьям пострадавших 9 января и поручил созвать комиссию для выяснения нужд рабочих при участии выборных из их среды. Выборщики собрались и выставили ряд политических требований...»:
а) 1900 г.
б) 1905 г.
в) 1914 г.
г) 1917 г.
4. Какое из названных событий произошло раньше остальных:
а) создание Дальневосточной республики
б) возвращение В.И.Ленина в Россию и выступление с «Апрельскими тезисами»
в) провозглашение России республикой
г) мятеж Чехословацкого корпуса
5. В каком году была принята первая советская Конституция:
а) в 1917 г.
б) в 1918 г.
в) в 1919 г.
г) в 1920 г.
6. Укажите, о каком событии в жизни страны говорится в тексте:
«Переход к продналогу, рассматриваемый большевистским руководством прежде всего как мера по выходу из политического кризиса, действительно достаточно быстро «успокоил» деревню. В сводках ЦК сообщалось: крестьяне увеличивают площадь засева, вооружённые выступления пошли на убыль, отношение крестьян «резко изменилось в сторону партии в Соввласти»:
а) переход к НЭПу
б) начало индустриализации
в) начало коллективизации
г) ликвидация безработицы
7. Что явилось одним из итогов коллективизации:
а) массовый голод в первой половине 1930-х годов
б) значительное увеличение производства продуктов питания
в) создание подпольной Крестьянской партии
г) резкий рост сельского населения
8. Когда началась Вторая мировая война:
а) 1 сентября 1938 г.
б) 1 сентября 1939 г.
в) 22 июня 1941 г.
г) 19 ноября 1942 г.
9. Кто из названных учёных был выдающимся физиком:
а) Н.Д.Кондратьев
б) А.В.Чаянов
в) О.Ю.Шмидт
г) П.Л.Капица
10. Что явилось следствием развития российской экономики в 1910 – 1913 годах:
а) снижение военного производства
б) отказ от иностранных инвестиций
в) высокий уровень инфляции
г) подъём промышленности
БЛОК В
Вопросы на соответствие.
(1 вопрос – 8 баллов).
Соотнесите политических деятелей, учёных и деятелей культуры с направлениями их деятельности:
ДЕЯТЕЛИ: НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
а) В.И.Ленин 1) Космонавтика
б) В.М.Чернов 2) Физиология
в) К.Э.Циолковский 3) Музыка
г) И.В.Павлов 4) Лидер партии большевиков
д) Д.Д.Шостакович 5) Лидер партии эсеров
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события:
а) Начало работы I Государственной думы
б) Всероссийская октябрьская политическая стачка
в) Начало Первой мировой войны
г) Указ о предоставлении крестьянам свободного выхода из общины
д) «Третьеиюньский государственный переворот»
Ответ записать буквами: 1)___________2)___________3)____________4)____________5)__________
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, имеют отношение к индустриализации и коллективизации:
Трудодни, колхозы, продразвёрстка, двадцатипятитысячники, стахановцы, подкулачники.
Найдите и запишите термин, который не имеет отношения к индустриализации и коллективизации:
Ответ: ______________________________________
4. Заполнить пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные:
Год | Место | Событие |
1922 год | | Образование СССР |
1917 год | | |
год | Иркутск | Расстрел А.В.Колчака |
1918 год | | |
Пропущенные элементы:
Принятие Декрета о мире
Установление дипломатических отношений с США
Расстрел царской семьи
Екатеринбург
Москва
Саратов
Петроград
1920 г.
1924 г.
5. Расположите в хронологической последовательности исторические события:
а) Потсдамская конференция
б) Окончание Великой отечественной войны
в) Контрнаступление Красной Армии под Москвой
г) Героическая оборона Брестской крепости
д) Окончание Второй мировой войны
е) Сталинградская битва
Ответ записать буквами: 1)________2)________3)_________4)_________5)_________6)__________
БЛОК С
ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЕ ОТВЕТЫ НА 1-2 ЗАДАНИЯ
(1 полностью выполненное задание – 30 баллов)
Задание № 1
Ниже изложены 2 точки зрения на политический строй России в 1905 1907 годах:
Российское государство переживало период важных изменений, оно приобретало черты конституционной монархии.
Несмотря на поверхностные изменения, принципиальные основы Российского государства оставались прежними. Самодержавная власть монарха не была серьёзно ограничена.
ВОПРОСЫ:
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной.
Приведите не менее 3-х фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
1)______________________________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________________________
3)______________________________________________________________________________________
Задание № 2
Фрагмент исторического исследования «Россия – СССР – Российская Федерация».
Прочитайте фрагмент и дайте ответы на все вопросы к этому тексту:
«Критической точкой», в которой сфокусировался весь узел социально- экономических и политических противоречий, явилось восстание в Кронштадте.
Большевики назвали его антисоветским, хотя его нужно квалифицировать как антибольшевистское, поскольку политические лозунги восставших ограничивались требованием перевыборов Советов («Советы без коммунистов», «Власть Советам, а не партиям»).
Политическая реальность разрушила ещё один миф – уверенность большевиков в том, что поддержка рабочего класса, её социальной опоры, гарантирована её при любых условиях.
Однако к осени 1920 года тюрьмы обеих столиц были переполнены арестованными рабочими, участвовавшими в многочисленных забастовках и «волынках», требовавших немедленного улучшения материального положения.
Затяжной топливный кризис и прошедшее в январе 1921 года сокращение продовольственных пайков вызвали новый взрыв недовольства. Многотысячные забастовки рабочих охватили крупные промышленные центры. Страна летела в пучину хаоса, большевистская власть оказалась перед лицом угрозы быть сметённой в ходе нового витка гражданской войны».
ВОПРОСЫ:
Когда произошло восстание в Кронштадте? Кто в нём участвовал?
Укажите, какие 3 формы недовольства властью большевиков названы в тексте?
Чего требовали восставшие моряки? Опираясь на документ и на свои знания, назовите не менее 3-х требований.
Задание № 3
Прочитайте исторический текст. Ответьте на все вопросы после текста:
«Это сражение называют последним аккордом в войне, которая должна была стать победоносной.
В бой вступила эскадра, проделавшая до этого путь вокруг Африки. Когда эскадра только проходила мимо Мадагаскара, стало известно о гибели флота, которому она шла на выручку. Силы были неравны.
Бой состоялся в Корейском проливе. Большинство боевых единиц эскадры в результате боя были потоплены, три корабля прорвались во Владивосток, четыре броненосца сдались в плен, сдался в плен и раненый главнокомандующий».
ВОПРОСЫ:
О каком сражении идёт речь?
В каком году произошло это сражение?
С каким государством шла война?
Каковы итоги войны?
Какое значение оказали итоги войны на события в России?
4