СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторения по теме «Галогены»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка пригодится при изучении темы "Галогены" в 9 классе или для закрепления данной темы

Просмотр содержимого документа
«Повторения по теме «Галогены»»

Тема: «Повторение по теме Галогены»

Цели:

1.образовательные: способствовать формированию знаний о качественных реакциях на галогенид-ионы; способствовать закреплению ранее полученных знаний о строении атома галогенов, изменении их свойств с ростом заряда ядра, степенях окисления галогенов в соединениях, химических свойств и способов получения, умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.

2. развивающие: создавать условия для формирования навыков строить рассуждения, обобщать и делать выводы.

3.воспитательные: создавать условия для формирования навыков устной и письменной речи, способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.

Методы обучения: словесные (беседа); иллюстративные.

Тип урока: закрепления знаний.

I.Организационный момент

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Давайте отметим отсутствующих.

II. Постановка цели и задач урока

- Сегодня мы будем заниматься закреплением материала по теме «Галогены» и готовиться к контрольной работе, которая будет на следующем уроке.

Открываем тетрадь, записываем число и тему урока «Повторение по теме Галогены»

III. Этап усвоения новых знаний

Качественные реакции на галогенид-ионы

-Итак, в первую очередь давайте рассмотрим качественные реакции на галогенид ионы.

-Какие продукты реакции получатся? (AgCl, NaNO3)

-Они растворимы в воде или нет? (NaNO3- да, AgCl – нет), значит какой признак реакции мы увидим? (выпадение осадка)

Записывают:

NaCl+AgNO3 → AgCl↓(осадок белого цвета) + NaNO3

Na++Cl- +Ag+ +NO3- → AgCl ↓+Na++NO3-

Cl- +Ag+→ AgCl↓

-Какие продукты реакции получатся? (AgBr, NaNO3)

-Они растворимы в воде или нет? (NaNO3- да, AgBr – нет), значит какой признак реакции мы увидим? (выпадение осадка)

Записывают:

NaBr+AgNO3 → AgBr↓ (осадок светло-желтого цвета) + NaNO3

Na++Br- +Ag+ +NO3- → AgBr↓+Na++NO3-

Br- +Ag+→ AgBr↓

-Какие продукты реакции получатся? (AgI, NaNO3)

-Они растворимы в воде или нет? (NaNO3- да, AgI – нет), значит какой признак реакции мы увидим? (выпадение осадка)

Записывают:

NaI+AgNO3 → AgI↓ (осадок желтого цвета) + NaNO3

Na++I- +Ag+ +NO3- → AgI↓+Na++NO3-

I- +Ag+→ AgI↓

-Какие продукты реакции получатся? (CaF2, NaCl)

-Они растворимы в воде или нет? (NaCl- да, CaF2 – нет), значит какой признак реакции мы увидим? (выпадение осадка)

Записывают:

2NaF+ CaCl2→ CaF2↓ (осадок белого цвета) + 2NaCl

2Na+ + 2F-+ Ca2+ +2Cl-→ CaF2↓ (осадок белого цвета) + 2Na+ +2Cl-

2F- +Ca2+→ CaF2

IV. Обобщение и систематизация знаний

- Сейчас мы с вами порешаем пробный вариант контрольной работы.

  1. Заряд ядра атома йода равен:

А) 53

Б) 127

В) 74

Г) 50

  1. Окислительная способность атомов возрастает в ряду

А) F-Cl-Br

Б) Cl-Br-I

В) I-Cl-F

Г) Cl-Br-F

Атом тем легче отдает электроны, чем больше электронных слоев (слабые силы притяжение электронов внешнего уровня к ядру), это говорит о увеличении восстановительных свойств по подгруппе с увеличением порядкового номера ( и уменьшением окислительных свойств)

3) Степень окисления +3 хлор имеет в соединении

А) Ca(ClO2)2

Б) NaCl

В) KClO

Г) KClO3

(у доски 1 ученик расставляет степени окисления)

  1. Какие 2 утверждения верны как для хлора, так и для брома.

А) В ядре атома химического элемента содержится 17 протонов

Б) Электроны в атоме расположены на трех электронных слоях

В) Химический элемент является неметаллом

Г) Соответствующее простое вещество существует в виде двухатомной молекулы

Д) Соответствующее простое вещество при нормальных условиях является жидкостью

5) Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Реагирующие вещества

Продукты

А) Cl2+H2O(гор.)

Б) Cl2 +H2

В) Cl2 +H2O (хол.)

1)HClO + HCl

2)HCl+Cl2

3)HCl

4)HCl+HClO3

Ответ:

А

Б

В

4

3

1

  1. Из предложенного перечня выберите две пары веществ, между которыми протекает реакция замещения:

А) Br2 и NaCl

Б) Cl2 и NaBr

В) Br2 и NaI

Г) I2 и HF

Д) F2 и H2

- Под буквой Д реакция замещения? (нет) Какая? (присоединения) Подходит этот вариант? (Нет)

-Под А, Б, В реальна реакция замещения? (да) Какого правила придерживаемся при осуществлении реакций замещения? (Более активный галоген вытесняет менее активный из раствора его соли)

-Бром может вытеснить хлор? (нет) почему? (потому что он менее активный, чем хлор)

-Хлор может вытеснить бром? (да) почему? (потому что он более активный чем бром)

-Бром может вытеснить йод? (да) почему? (потому что он более активный, чем йод)

- Йод может вытеснить фтор? (нет) почему? (потому что он менее активный, чем фтор)

7) Уравнению электролитической диссоциации хлорида алюминия (III) соответствует запись:

1) →3Al3+ + 2Cl-

2) →3Al + 2Cl

3) →Al3+ + 2Cl-

4) →Al3+ + 3Cl-

Ответ: 4. AlCl3 = Al3+ + 3Cl-

8) Установите соответствия между схемой процесса и названием процесса, происходящим в окислительно-восстановительной реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Схема процесса

Название процесса

А) I20→ 2I-1

1) Окисление

2) Восстановление

Б) 2Br-1→ Br20

В) Cl+7→ Cl-1

Ответ:

А

Б

В

2

1

2

9) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции, соответствующее схеме превращений. Определите окислитель и восстановитель.

K2Cr2O7+HCl → KCl + CrCl3+ Cl2+ H2O

Ответ:

(1 ученик у доски, остальные в тетради)

10) Дана схема превращений. Напишите молекулярные ионные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для третьего превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.

(1 ученик пишет у доски, попутно отвечая на вопросы, остальные так же отвечают на вопросы и записывают уравнения в тетрадь)

-Как получить бром из бромида натрия? (взаимодействием с активным галогеном)

-О какой реакции будем говорить? (о реакции замещения)

- Какого правила придерживаемся в этом случае? (Более сильный галоген вытесняет более слабый из раствора его соли)

- Какой галоген более активный, чем бром? (Хлор)

2NaBr+Cl2→Br2+2NCl

- Как получить бромид алюминия? (Взаимодействием галогена с металлом, конкретно брома с алюминием)

3Br2 + 2Al → 2AlBr3

- Какие продукты получится при взаимодействии бромида алюминия с гидроксидом натрия? (гидроксид алюминия и бромид натрия)

- Гидроксид алюминия растворим в воде? (нет, выпадает осадок)

- Напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

AlBr3+3NaOH→Al(OH)3 ↓+3NaBr

Al3++OH- → Al(OH)3

-Что происходит с гидроксидом алюминия при нагревании? (разлагается)

-Какие продукты образуются при разложении нерастворимых оснований? (оксид алюминия и вода)

2Al (OH)3 → Al2O3 + 3H2O

-Как получим алюминий из оксида алюминия? (электролизом)

2Al2O3 → 4Al +3O2 (над стрелкой эл.ток)

11) Используя только реактивы из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства простого вещества хлора, и укажите признаки их протекания.

(1 ученик после обсуждения выносит реакции на доску)

Реактивы: азот, медь (II), кислород, бромид натрия, фторид натрия.

Ответ:

Cu+Cl2 → CuCl2 – реагирует с металлами (при нагревании)

2NaBr +Cl2 → 2NaCl + Br2 – вытесняет из солей бром.

С азотом, кислородом из галогенов взаимодействует только фтор.

С фторидом натрия не реагирует, так как хлор менее активный галоген, чем фтор и не может вытеснить его из раствора соли.

V. Домашнее задание

Повторить записи в тетради по теме «Галогены» и «Химические свойства галогенов». Подготовиться к контрольной работе за полугодие.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!