« Использование игровых технологий, способствующих формированию коммуникативных навыков у обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии на дому» (советы родителям)
Учитель-дефектолог: Точилина А.В.
В помощь родителям
Цель- развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения.
Коррекционная направленность:
-опора на зрительное восприятие речи (располагаемся лицом к ребёнку);
-опора на подражательную предметно-практическую деятельность
При РАС (расстройстве аутистического спектра)
- Подстраиваемся, включаемся в собственную деятельность ребёнка с РАС «приручаем»;
- исключаем зрительный контакт, а используем слово, жест, тактильный контакт.
Требования к занятию.
1.Создание коммуникативных ситуаций.
2.Осуществление смен различных видов деятельности.
3.Использование рациональных сочетаний различных приёмов.
4.Постепенное усложнение.
5.Комментирование действий педагога и ребёнка.
6. Опосредованное общение через игрушку.
Формирование возможности невербальной коммуникации.
Задачи:
1. Формировать пассивный (предметный и глагольный) словарь.
2.Учить понимать (выражать) потребности с использованием мимики, жестов, звукоподражаний в конкретной ситуации.
3. Формировать кинестетический контроль.
4.Расширять границы коммуникации с окружающими.
Приём дифференциации действия, изображённого на картинке по вербальной инструкции (из двух заданных).
Приём соотнесения выполняемого действия с действием на картинке;
- действия с воображаемыми предметами; -выполнение имитационных движений.
-развитие мимики.
-воспроизведение позы рук по её называнию
Формирование кинестетического контроля. Артикуляционные упражнения. «Иголка», «Змейка»…
«Часики»
«Чашечка»
«Птенчики»
«Трубочка»
Формирование зрительно-моторной координации.
Задачи:
1.Развивать манипулятивную деятельность и мелкую моторику; тактильно- проприоцептивные и статико-динамические ощущения, тактильную память.
2.Формировать представления о схемах лица и тела.
Приёмы : «Лесенка», Цель -обучение фиксации взгляда на предмете; прослеживание его движения взглядом и рукой.
«На тропинке»
Приём зрительного ориентирования
Приём слухового ориентирования«Найди предмет», «Шпионы». Цель-активизация слухового внимания
Задания на активизацию ощущений. Цель- развитие ощущений ребенка с использованием различных поверхностей.
Игра «Следы», «Петушок», «Цветок»
Приём тактильного ориентирования Цель-определение качества предмета, называние ощущений (со зрительным контролем и без него)
Приём формирования зрительно-моторной координации
-размазывание пластилина, глины, крема по поверхности (пластилинография );
Приём формирования кратковременной линейной памяти «Продолжи ряд»
… с постепенным усложнением ряда.
Предполагаемые результаты коррекционно-развивающей работы.
1.Возможность понимания название предметов и действий.
2. Возможность понимания эмоциональное состояние, потребности при помощи мимики, жестов в конкретной ситуации.
3.Расширение границ коммуникации с окружающими.
4. Возможность понимания в процессе говорения артикуляции произносимых звуков и кинетический контроль в (манипулятивной) предметно-практической деятельности.