СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и решение задач по теме "Колебания и волны. Звук". Физика 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для проведения обобщающего урока по теме "Колебания и волны. Звук". Урок состоит из нескольких этапов, позволяющих провести повторение теоретического материала, решения расчетных и качаственных задач.

Просмотр содержимого документа
«Повторение и решение задач по теме "Колебания и волны. Звук". Физика 9 класс»

Повторение и решение задач по теме: «Колебания и волны. Звук»

Повторение и решение задач по теме: «Колебания и волны. Звук»

Цели урока: Обобщить, совершенствовать знания по теме «Колебания и волны» Совершенствовать навыки решения задач различного типа Расширить кругозор учащихся

Цели урока:

  • Обобщить, совершенствовать знания по теме «Колебания и волны»
  • Совершенствовать навыки решения задач различного типа
  • Расширить кругозор учащихся
I . Вспомним теорию Смело отвечай на вопросы, продолжай фразу, дополняй!

I . Вспомним теорию

Смело отвечай на вопросы, продолжай фразу, дополняй!

Что называется волной?   Волной называют возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь с места их возникновения.

Что называется волной?

Волной называют возмущения,

распространяющиеся в пространстве, удаляясь с места их возникновения.

Назовите два вида волн.   ПОПЕРЕЧНЫЕ  ПРОДОЛЬНЫЕ  НРВ НРВ ТОЛЬКО В ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ  В любой среде

Назовите два вида волн.

ПОПЕРЕЧНЫЕ

ПРОДОЛЬНЫЕ

НРВ

НРВ

ТОЛЬКО В ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ

В любой среде

Что называют длиной волны?   Длина волны - это расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах.   [ м ]

Что называют длиной волны?

Длина волны - это расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах.

[ м ]

Назовите характеристики колебательного движения Период Частота Амплитуда колебаний

Назовите характеристики колебательного движения

  • Период
  • Частота
  • Амплитуда колебаний
Периодом колебаний называют… Т Период обозначается … секунда  Единица измерения…

Периодом колебаний называют…

Т

Период обозначается …

секунда

Единица измерения…

Частота колебаний- это… ν Частота обозначается… Период и частота величины…  взаимно - обратные 1 Т= ν

Частота колебаний- это…

ν

Частота обозначается…

Период и частота величины…

взаимно - обратные

1

Т=

ν

Если t – время движения, а N – число полных колебаний, то… t N T ___ =

Если t – время движения, а N – число полных колебаний, то…

t

N

T

___

=

 Амплитудой колебаний называют…  Амплитуда обозначается… А метр Единица измерения…

Амплитудой колебаний называют…

Амплитуда обозначается…

А

метр

Единица измерения…

Если частота колебаний находится в диапазоне от 20 до 20000 Гц, то такие колебания называют звуковыми Колебания с частотой менее 20 Гц называют инфразвуком

Если частота колебаний находится в диапазоне от 20 до 20000 Гц, то такие колебания называют

звуковыми

Колебания с частотой менее 20 Гц называют

инфразвуком

Громкость звука зависит от … Громкость звука зависит от … амплитуды колебания  Высота звука зависит от … частоты колебания

Громкость звука зависит от …

  • Громкость звука зависит от …

амплитуды колебания

Высота звука зависит от …

частоты колебания

 Звук не может распространяться  в вакууме.  В результате отражения звука от различных преград образуется эхо.

Звук не может распространяться

в вакууме.

В результате отражения звука от различных преград образуется

эхо.

II . Веришь – не веришь Нас окружают удивительные вещи!

II . Веришь – не веришь

Нас окружают удивительные вещи!

   На Луне произошел сильный взрыв, например извержение вулкана. Верите ли в то, что мы услышим его на Земле .    Верите ли вы в то, что комар быстрее машет крыльями, чем шмель.    верите ли вы в то, что источником звука являются колеблющиеся тела.   верите ли вы, что период колебаний математического маятника зависит от амплитуды колебания.

  • На Луне произошел сильный взрыв, например извержение вулкана. Верите ли в то, что мы услышим его на Земле .

  • Верите ли вы в то, что комар быстрее машет крыльями, чем шмель.

  • верите ли вы в то, что источником звука являются колеблющиеся тела.

  • верите ли вы, что период колебаний математического маятника зависит от амплитуды колебания.

Верите ли вы в то, что снаряд, выпущенный из орудия, опередил звук выстрела.   Верите ли вы в то, что в зале, заполненном публикой, музыка звучит лучше, чем в пустом?    Из американской сказки «Гора-будильник»: «Однажды я жил у реки, а напротив была гора. Она была так далеко, что если крикнуть, то эхо возвращалось лишь через 6 часов. Я живо смекнул, что к чему. Бывало, когда ложусь спать. Крикну погромче « Пора вставать»! А через 6 часов под утро, эхо как крикнет под ухом: «Пора вставать» Ну, я и встал» Можно ли верить рассказчику?
  • Верите ли вы в то, что снаряд, выпущенный из орудия, опередил звук выстрела.
  • Верите ли вы в то, что в зале, заполненном публикой, музыка звучит лучше, чем в пустом?

  • Из американской сказки «Гора-будильник»: «Однажды я жил у реки, а напротив была гора. Она была так далеко, что если крикнуть, то эхо возвращалось лишь через 6 часов. Я живо смекнул, что к чему. Бывало, когда ложусь спать. Крикну погромче « Пора вставать»! А через 6 часов под утро, эхо как крикнет под ухом: «Пора вставать» Ну, я и встал» Можно ли верить рассказчику?

III . Напиши формулу.

III . Напиши формулу.

Используя обозначения физических величин, записать известные вам формулы T – период колебаний    - длина волны  ν  – частота колебаний  s – расстояние, которое проходит волна  t – время распространения волны  ʋ – скорость распространения волны

Используя обозначения физических величин, записать известные вам формулы

T – период колебаний

- длина волны

ν – частота колебаний

s – расстояние, которое проходит волна

t – время распространения волны

ʋ – скорость распространения волны

IV.  Реши задачу! Думай быстро, отвечай чётко!

IV. Реши задачу!

Думай быстро, отвечай чётко!

Задача №1 За 4 секунды маятник совершил 8 колебаний. Чему равны период и частота колебаний? 0,5 Гц; 2с 0,5с; 2 Гц 5с; 0,2 Гц

Задача №1

За 4 секунды маятник совершил 8 колебаний. Чему равны период и частота колебаний?

0,5 Гц; 2с

0,5с; 2 Гц

5с; 0,2 Гц

Молодец! 4 5 6 7 8 1 2 3

Молодец!

4

5

6

7

8

1

2

3

Подумай!

Подумай!

Задача №2 В океанах длина волны достигает 270 м, а период колебаний 13,5 с. Определите скорость распространения волны.  2 м/с 0,2 м/с  20 м/с  200 м/с

Задача №2

В океанах длина волны достигает 270 м, а период колебаний 13,5 с. Определите скорость распространения волны.

2 м/с

0,2 м/с

20 м/с

200 м/с

красный – оранжевый – жёлтый – зелёный – голубой – синий – фиолетовый

красный – оранжевый – жёлтый – зелёный – голубой – синий – фиолетовый

Задача №3 Раскат грома послышался через 8с после вспышки молнии. Скорость звука в воздухе 340 м/с. На каком расстоянии ударила молния? 2720 м 3460 м 2270 м

Задача №3

Раскат грома послышался через 8с после вспышки молнии. Скорость звука в воздухе 340 м/с. На каком расстоянии ударила молния?

2720 м

3460 м

2270 м

Задача №4 Определите длину волны, если скорость равна 1500 м/с, а частота колебаний 500 Гц.   3 м 0,3 м

Задача №4

Определите длину волны, если скорость равна 1500 м/с, а частота колебаний 500 Гц.

3 м

0,3 м

Задача №5 На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3 с? Скорость звука в воде 1500 м/с . 2250 м 4500 м

Задача №5

На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3 с? Скорость звука в воде 1500 м/с .

2250 м

4500 м

Задача № 6    Рыболов заметил, что за 10с поплавок  совершил на волнах 20 колебаний,   а расстояние между соседними гребнями волн равно 1,2 м? Какова  скорость распространения волн?

Задача № 6

Рыболов заметил, что за 10с поплавок

совершил на волнах 20 колебаний,

а расстояние между соседними гребнями волн равно 1,2 м? Какова скорость распространения волн?

Задача № 7    В результате выстрела было услышано эхо через 20 с после произведенного выстрела. Определите расстояние до преграды.

Задача № 7

В результате выстрела было услышано эхо через 20 с после произведенного выстрела. Определите расстояние до преграды.

Задача № 8    Определите, во сколько раз будет отличаться длина звуковой волны при переходе из воздуха в воду. Считать, что скорость распространения звука в воздухе 340 м/с, в воде 1450 м/с.

Задача № 8

Определите, во сколько раз будет отличаться длина звуковой волны при переходе из воздуха в воду. Считать, что скорость распространения звука в воздухе 340 м/с, в воде 1450 м/с.

V. Физика и лирика!

V. Физика и лирика!

(русская сказка)  «Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались». Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде?

(русская сказка)

«Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались».

  • Какие физические

явления вы узнаете

в этом эпизоде?

Тест I вариант ответы 1 В 2 В 3 В II вариант Ответы 1 Б 2 Г 3 А

Тест

I вариант

ответы

1

В

2

В

3

В

II вариант

Ответы

1

Б

2

Г

3

А

Суждения На уроке я: узнал много нового; показал свои знания; с интересом общался с На уроке мне понравились:  учителем и одноклассниками. 4. Чувствовал себя свободно. 5. Чувствовал себя неуютно. коллективное решение познавательных задач и вопросов. Слушать объяснение темы учителем. Самостоятельное решение задач.

Суждения

На уроке я:

  • узнал много нового;
  • показал свои знания;
  • с интересом общался с

На уроке мне понравились:

учителем и одноклассниками.

4. Чувствовал себя свободно.

5. Чувствовал себя неуютно.

  • коллективное решение познавательных задач и вопросов.
  • Слушать объяснение темы учителем.
  • Самостоятельное решение задач.
Домашнее задание: Сб.зад. Лукашик. № 914, 904. Повтор. Параграф 23 - 33

Домашнее задание:

  • Сб.зад. Лукашик. № 914, 904.
  • Повтор. Параграф 23 - 33
 Составить две задачи на тему: «Механические колебания и волны. Звук», оформить задачи на листах формата А4.
  • Составить две задачи на тему: «Механические колебания и волны. Звук», оформить задачи на листах формата А4.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!