Повторение и решение задач по теме: «Колебания и волны. Звук»
Цели урока:
- Обобщить, совершенствовать знания по теме «Колебания и волны»
- Совершенствовать навыки решения задач различного типа
- Расширить кругозор учащихся
I . Вспомним теорию
Смело отвечай на вопросы, продолжай фразу, дополняй!
Что называется волной?
Волной называют возмущения,
распространяющиеся в пространстве, удаляясь с места их возникновения.
Назовите два вида волн.
ПОПЕРЕЧНЫЕ
ПРОДОЛЬНЫЕ
НРВ
НРВ
ТОЛЬКО В ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ
В любой среде
Что называют длиной волны?
Длина волны - это расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах.
[ м ]
Назовите характеристики колебательного движения
- Период
- Частота
- Амплитуда колебаний
Периодом колебаний называют…
Т
Период обозначается …
секунда
Единица измерения…
Частота колебаний- это…
ν
Частота обозначается…
Период и частота величины…
взаимно - обратные
1
Т=
ν
Если t – время движения, а N – число полных колебаний, то…
t
N
T
___
=
Амплитудой колебаний называют…
Амплитуда обозначается…
А
метр
Единица измерения…
Если частота колебаний находится в диапазоне от 20 до 20000 Гц, то такие колебания называют
звуковыми
Колебания с частотой менее 20 Гц называют
инфразвуком
Громкость звука зависит от …
- Громкость звука зависит от …
амплитуды колебания
Высота звука зависит от …
частоты колебания
Звук не может распространяться
в вакууме.
В результате отражения звука от различных преград образуется
эхо.
II . Веришь – не веришь
Нас окружают удивительные вещи!
- На Луне произошел сильный взрыв, например извержение вулкана. Верите ли в то, что мы услышим его на Земле .
- Верите ли вы в то, что комар быстрее машет крыльями, чем шмель.
- верите ли вы в то, что источником звука являются колеблющиеся тела.
- верите ли вы, что период колебаний математического маятника зависит от амплитуды колебания.
- Верите ли вы в то, что снаряд, выпущенный из орудия, опередил звук выстрела.
- Верите ли вы в то, что в зале, заполненном публикой, музыка звучит лучше, чем в пустом?
- Из американской сказки «Гора-будильник»: «Однажды я жил у реки, а напротив была гора. Она была так далеко, что если крикнуть, то эхо возвращалось лишь через 6 часов. Я живо смекнул, что к чему. Бывало, когда ложусь спать. Крикну погромче « Пора вставать»! А через 6 часов под утро, эхо как крикнет под ухом: «Пора вставать» Ну, я и встал» Можно ли верить рассказчику?
III . Напиши формулу.
Используя обозначения физических величин, записать известные вам формулы
T – период колебаний
- длина волны
ν – частота колебаний
s – расстояние, которое проходит волна
t – время распространения волны
ʋ – скорость распространения волны
IV. Реши задачу!
Думай быстро, отвечай чётко!
Задача №1
За 4 секунды маятник совершил 8 колебаний. Чему равны период и частота колебаний?
0,5 Гц; 2с
0,5с; 2 Гц
5с; 0,2 Гц
Молодец!
4
5
6
7
8
1
2
3
Подумай!
Задача №2
В океанах длина волны достигает 270 м, а период колебаний 13,5 с. Определите скорость распространения волны.
2 м/с
0,2 м/с
20 м/с
200 м/с
красный – оранжевый – жёлтый – зелёный – голубой – синий – фиолетовый
Задача №3
Раскат грома послышался через 8с после вспышки молнии. Скорость звука в воздухе 340 м/с. На каком расстоянии ударила молния?
2720 м
3460 м
2270 м
Задача №4
Определите длину волны, если скорость равна 1500 м/с, а частота колебаний 500 Гц.
3 м
0,3 м
Задача №5
На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3 с? Скорость звука в воде 1500 м/с .
2250 м
4500 м
Задача № 6
Рыболов заметил, что за 10с поплавок
совершил на волнах 20 колебаний,
а расстояние между соседними гребнями волн равно 1,2 м? Какова скорость распространения волн?
Задача № 7
В результате выстрела было услышано эхо через 20 с после произведенного выстрела. Определите расстояние до преграды.
Задача № 8
Определите, во сколько раз будет отличаться длина звуковой волны при переходе из воздуха в воду. Считать, что скорость распространения звука в воздухе 340 м/с, в воде 1450 м/с.
V. Физика и лирика!
(русская сказка)
«Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались».
явления вы узнаете
в этом эпизоде?
Тест
I вариант
ответы
1
В
2
В
3
В
II вариант
Ответы
1
Б
2
Г
3
А
Суждения
На уроке я:
- узнал много нового;
- показал свои знания;
- с интересом общался с
На уроке мне понравились:
учителем и одноклассниками.
4. Чувствовал себя свободно.
5. Чувствовал себя неуютно.
- коллективное решение познавательных задач и вопросов.
- Слушать объяснение темы учителем.
- Самостоятельное решение задач.
Домашнее задание:
- Сб.зад. Лукашик. № 914, 904.
- Повтор. Параграф 23 - 33
- Составить две задачи на тему: «Механические колебания и волны. Звук», оформить задачи на листах формата А4.