Сапугольцева Н.В. КГУ « ОСШ № 22» , г Жезказган.
Урок по русскому языку. 3 «А» класс.
Тип урока: Повторение и закрепление изученного ( части речи).
Цель: сформировать умения детей распознавать части речи, знать их особенности, признаки, уметь находить части речи в текстах, развивать орфографическую зоркость, научиться осуществлять самоконтроль при письме , закрепить ранее изученный материал, пробудить любовь к природе, восхититься её красотой посредством музыки, поэзии, воспитывать аккуратность в рабочих тетрадях.
1.Психологический настрой: Прозвенел и смолк звонок- начинается урок!
-Улыбнитесь друг другу!
-У нас много гостей сегодня .Они пришли к нам, чтобы посмотреть как мы умеем с вами работать, чему научились за этот год.
-Тема нашего урока: « Повторение изученного о частях речи.»
-Как вы ,думаете какова наша цель? (узнать как можно больше о сущ,прил,глаг,
закрепить наши знания, учиться грамотно писать безударные окончания…)
-Ребята, я сейчас взглянула в окно и у меня возникло желание загадать вам загадку-зашифрованную-буквами ,вы узнаете тогда главную героиню нашего урока.
Ч В П Е Щ С Ц Н Х А ( уберите все глухие согласные и прочтёте отгадку)
Я превращаю почки в зелёные листочки
Деревья одеваю ,посевы поливаю
Движения полна ,а зовут меня…(весна.)
-Она пришла к нам молодая, красивая, нарядная и мы вместе с ней сегодня совершим путешествие в наши степные просторы.
Прежде. чем мы туда отправимся выполним кал-ую минутку: в(в овале)+ весна (устный фон. разбор+ о весне (грам. разбор)
Путешествовать будем всем классом ,но так как вас много ,я разделила вас на команды, а капитаны будут моими помощниками.
2.Ребята, а сейчас приготовьтесь, закройте глаза и представьте, что мы вместе с Весной идём по широкой, бескрайней степи, слегка подёрнутой зелёной дымкой ,а вот вдали показалось красное пятно ,словно костёр! Открываем глаза, что же это за костёр?! (тюльпаны). Звучит тихая мелодия.
-Посмотрите какие они красивые,а под ними слова,это задания от Весны:
Гр..за в…сна н…бесный ш…гает пол…вает д…ждевые
цв…ты ст…пные п…ёт ярко
Задание для 1 команды: выписать сущ.+ указать склонение
2 команда: выписать прилагательные +указать число
3 команда: выписать глаголы+ указать время+вид
-На какое правило эти слова? Как проверяем?
- Какое слово лишнее?
-Приготовьте орфограф. часы(сигнал)
-1 команда выписывает только сущ., 2 команда –прилаг,3 команда- глаголы.
- Справились с заданием. А мы будем срывать тюльпаны? (нет .Почему?)
-А какие ещё весной в степи распускаются цветы?(подснежники, гусиный лук..лютики)
-А растения какие знаете степные? (ковыль, перекати-поле..)
-Давайте, полюбуемся этой красоте, вдохнём этот аромат .чтобы насладиться и дальше пойдём! ( 3 раза глубокий вдох)
3.А сейчас сделаем привал -отдохнём .Прошу выйти капитанов команд и взять задания для своей команды. У нас 4 команды. 1 команда получает задания по теме « Сущ-ое»,2 команда по теме «Прилагательное», 3 команда по теме « Глагол». Время ограничено 3-4 мин. А 4 –творческая группа .Ваша задача написать мини-сочинение по плану ,который вы получили -сочинение о весне. Напоминаю в вашем сочинении должно быть 3 части, каждую часть выделяем с красной строки ,можно использовать эпиграф ,все выразительные литературные средства.
4. Справились с заданием ,не подвели ,молодцы! Идём дальше .Не устали Физминутка.
(под музыку)
-Посмотрите на доску. Весна предлагает вам выполнить следующее задание.
-Как можно назвать эти предложения ? Почему?
Пришла весна в степь. Раскинулась она зелёным ковром .Птицы запели весенние песни. Цветут в поле яркие тюльпаны ,точно огоньки. Радостно на сердце!
- На какую тему этот текст?
-О каких приметах весны тут говорится?( птицы)
-Каких весенних птиц знаете?
-А какие ещё птицы обитают в степи?( многие птицы гнёздятся в траве.О чём нужно помнить?(не брать яйца, не подходить..птица не вернётся..)
-А животные какие?
-Можно их истреблять ? Какие в Красную книгу занесены?
_Вернёмся к тексту .Задание такое:
-Поставить огоньки под словами,..которые требуют проверки.
-1 команда разобрать 1 предложения,2 команда -2 предложение,3 команда- 3 предложение.
-Комментируем поочерёдно предложения (каждая команда)
-(сначала огоньки, затем с места предложения разбираем-)
-вы сейчас работали по готовому тексту ,а дети 4 групы прочитают свой текст. А как вы думаете какая у вас будет задача?(анализ)
5. Ребята, посмотрите, тучки закрыли солнышко .Вы хотите ,чтобы пошёл дождик? (нет) Тогда, давайте поможем солнышку снова появиться!
-Надо от каждой команды по 1 человеку, на тучке написано словосочетание- просклонять его.
1 команда-золотой луч, 2 команда -яркое солнце,3 команда- хорошая погода.
- Проверяем.( если, что неверно- поднимаем красный сигнал)
6.Наше путешествие подошло к концу .Мы хорошо пообщались с природой, повторили всё ,что знаем по знанию мира, по русскому языку повторили всё про части речи. Мне понравилось как вы работали в командах и меня не подвели.
-Я хочу узнать довольны ли вы своей работой. На партах у вас лежат рисунки рожиц.
-Кому понравилось на уроке работать и у кого хорошее настроение осталось-поднимите карточки с рожицами.
-Вам было легко работать? А где было трудно ? На каком этапе?
Я благодарю вас за урок!
Итог +рефлексия
Оценки+дом задание. Написать загадки о весенних явлениях природы(5 загадок). Можно про солнце ,цветы,про дождик, травку…