СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение изученного по синтаксису и пунктуации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) Начать работу по повторению и обобщению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы. 2) Проверить уровень сформированности пунктуационных, орфографических, коммуникативных умений и навыков, а также навык синтаксического разбора простого предложения.

Просмотр содержимого документа
«Повторение изученного по синтаксису и пунктуации»

Урок русского языка в 11 классе

Тема: « Повторение изученного по синтаксису и пунктуации»


Цели: 1) Начать работу по повторению и обобщению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы.

2) Проверить уровень сформированности пунктуационных, орфографических, коммуникативных умений и навыков, а также навык синтаксического разбора простого предложения.


Задачи: 1) Обучающие:

а) Повторение теоретических сведений о роли пунктуации в речи;

б) Повторение отдельных видов пунктограмм;

в) Синтаксический разбор простого и сложного предложения;

г) Проверка знаний учащихся по синтаксису и пунктуации при помощи средств ИКТ;


2) Развивающие:

а) Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся;

б) Развитие навыка работы с компьютером;

в) Развитие умения выполнять тестовые задания;

г) Активизация творческих способностей учащихся;


3) Воспитательные:

а) Развитие навыков совместной работы в классном коллективе;

в) Воспитание умения анализировать и давать оценку своей деятельности и деятельности товарища на уроке.


Оборудование на уроке, оформление класса:

1) Компьютеры. «Уроки русского языка в 5-10 классе».

2) Диск с песней «Точка, точка, запятая...» в компьютере;

3)Доска:

а) Карточки с эпиграфами и портретами авторов:

М.В. Ломоносов: «Знаки ставятся по силе разума».

А.С. Пушкин: « Язык неистощим в соединении слов».


Ход урока:


  1. Оргмомент.


- Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы будем работать в группах. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов на уроке. Урок русского языка начинаем с проверки домашнего задания.

Что вы готовили к уроку дома? (Правописание Ы, И после ц)

  1. - Давайте вспомним, каким правилам мы должны пользоваться, чтобы безошибочно выбрать Ы или И после ц

Чтобы безошибочно выбрать букву Ы или И после Ц, необходимо определить, в какой части слова находится сомнительная гласная.

1. В корнях слов после Ц следует писать букву И (например: ЦИРК, ЦИТАТА) во всех словах, кроме слов-исключений: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ.

2. В окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ-Ы, ОГУРЦ-Ы, СЕСТРИЦ-ЫН, ЦАРИЦ-ЫН-О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ).

3. Проверим, как вы усвоили этот материал написанием словарного диктанта.

Морские границы; новые гостиницы; редакция газеты; геологическая экспедиция; нефтяная цистерна; идти на цыпочках; круглолицый мальчик; темные ресницы; юные проводницы; старые улицы; последняя цифра; светящийся циферблат; мощный циклон; быстроногие зайцы; куцый щенок; соленые огурцы, мгновенная эвакуация, продажа с аукциона, старый цыган, цыц.

Обменяйтесь тетрадками, проверьте работу соседа, сверьте правильность написания со слайдом, оцените (СЛАЙД 1) (нормы оценок словарного диктанта лежат у вас на столах) и выставьте оценку в оценочный лист в раздел «Словарный диктант»

4. Тема, цели и задачи урока:

Стадия вызова.


Ребята, я хочу загадать вам загадку. (слайд 2)


Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Но он не поставил знаков препинания. Сыновья призадумались: на золотую статую ушло бы все золото отца. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы это решение.

- Сын заметил, что отец не поставил запятую. Видимо, отец предполагал такое прочтение: « Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Но сын решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказалась лишь чаша.

- Скажите, от чего зависит смысл предложения?

- Ребята, а какую задачу ставит перед нами эта загадка?

- Эта загадка заставляет нас учить правила постановки знаков препинания. Ведь знаки препинания помогают человеку правильно оформлять свои мысли на письме.

- Какой раздел науки о русском языке изучает правила постановки знаков препинания?


- Пунктуация.

- С каким разделом науки о языке тесно связана пунктуация?

- С синтаксисом.

- Что изучает синтаксис?

- Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения.

- Хорошо. А теперь попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.

- Синтаксис и пунктуация. Цель: повторение и обобщение изученного по разделам «Синтаксис», «Пунктуация».

- Запишите в тетради тему урока. (Слайд 3)

- Наша цель – начать работу по повторению и обобщению знаний из данных разделов русского языка


5.Работа с эпиграфами к уроку:

- На доске даны эпиграфы. Какой из них, на ваш взгляд, больше подходит к теме урока?


М.В.Ломоносов: «Знаки ставятся по силе разума».

А.С.Пушкин: «Язык неистощим в соединении слов».


- Подходят оба эпиграфа, т.к. слова Ломоносова соответствуют разделу «Пунктуация», а слова Пушкина разделу «Синтаксис».


6.Основная часть урока. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

Переходим к операционно-познавательный этап

Работа с текстом упр. 264

-Прочитайте текст упр. 264. Определите тему текста (Словари языка писателей)

- Какие подтемы помогают раскрыть тему? ( Назначение словарей языка писателей; «Словарь языка Пушкина»; Н.В. Гоголь и В.А. Жуковский о богатстве пушкинского языка.)

- Определите тип и стиль речи. (Описание с элементами рассуждения. Научно-популярный стиль.)

- Как бы вы озаглавили текст? (Словарь языка Пушкина; Для чего нужны словари языка писателей? И т.д.)

Выполнение заданий по тексту

- Что такое словосочетание?

- Какие виды подчинительной связи различают?

- Найдите по 5 словосочетаний, в которых слова связаны связью согласования (1 гр.-1,2 абзацы), управления (2 гр.,3,4 абзацы), примыкание (3 гр.)5,6 абзацы (слайд 2) Сделайте разбор одного словосочетания (работа у доски по одному человеку от группы для проверки)

Индивидуально на компьютерах работают 2 учащихся

-Выберите из данных примеров только словосочетания (слайд 4)

Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа. (слайд 5).

Почему выделенные слова не являются словосочетанием.

Оцените свою работу на данном этапе и поставьте отметку в оценочный лист в графу «Словосочетание»

-Какое предложение называется осложненным? (Осложненное предложение – это простое предложение, которое является средством выражения более одного сообщения о событиях, фактах окружающей действительности)

-Чем могут осложняться простые предложения?

- Выпишите из текста простое предложение, осложненное однородными членами (1 гр.), осложненное обособленными членами предложения (2 гр.), вводными словами, словосочетаниями (3 гр.) Сделайте синтаксический разбор предложений. (Один представитель группы читает предложение и делает его синтаксический разбор)

- Составьте схемы предложений с прямой речью, объясните постановку знаков препинания. (Схемы пишутся на доске)


Оцените свою работу по тексту…, выставьте оценки в оценочный лист в графу «Осложненное предложение»


Физкультминутка


Графический диктант: упр. 266

Проверьте правильность выполнения задания (Слайд 6).Оцените свою работу в оценочном листе в графе «Графический диктант». Каждая правильно оформленная схема оценивается в 2 балла.

Назовите основные виды сказуемых.

- Определите, какие сказуемые являются составными и номера предложений запишите в тетради: (Слайд 7)

1.Он начнёт учить.

2.Он будет учить.

3.Он дал слово молчать.

4.Мы одержали победу.

5. Он перестал заниматься.

6.Он готов помочь.

7. Ты обязан знать.

8. Он совсем задрал нос.

9.Он задрал голову кверху.

10.Я рад вас слышать.

Сверьте с правильным ответом (слайд 8).

- Обратимся к рубрике «Это интересно»

Работа с текстом на с.227-228

- Задание 1): выпишите предложения

1 гр. С простым глагольным сказуемым

2 гр. С составным глагольным сказуемым

3 гр. С составным именным сказуемым

- Задание 2: Выпишите СПП с придаточной причины, сделайте схему предложения. Напишите ее на доске.

Оцените свою работу на данном этапе…, поставьте себе отметку в оценочный лист в раздел «Предложения с разными видами сказуемого»


Выборочное списывание (задание по карточкам)

Учащиеся выписывают определенно-личные (1 гр.), неопределенно – личные (2 гр.), безличные (3 гр.) предложения

  1. Нам даже надоело рассказывать каждому все сначала.

  2. Друзья, не рассчитывайте на легкую победу.

  3. Тысячи, десятки тысяч страниц написаны им.

  4. Часто ссоримся из-за пустяков.

  5. Меня с детства манило далекое и неведомое.

  6. Коллеги, легко и без жалости отдавайте свои мысли другим.

  7. Нас пригласили на открытие выставки.

  8. Мечтам и годам нет возврата.

  9. Всю человеческую историю можно сыграть по Шекспиру.

  10. Что за ослепительный день.

  11. Уж на даче стучат топорами.

  12. Волшебный запах сирени.

Определенно-личные: 2,4,6.

Неопределенно-личное: 7,11

Безличное: 1,8,9

Назывное: 10,12

Двусоставное: 3,5

Двое учащихся работают на компьютере по теме «Односоставные предложения»

После меняются местами.

Оцените свою работу на данном этапе…, поставьте себе отметку в оценочный лист в раздел «Выборочное списывание»


Творческая разминка:


- Мы напряжённо трудились на уроке. Предлагаю переключиться и сделать творческую разминку. Придумайте и запишите синквейн по теме урока.

Включается музыка.


Ученики записывают и зачитывают синквейн.


( Пример синквейна:


Знаки препинания!

Сложные и необходимые.

Различают, разделяют, выделяют.

Пунктуация и синтаксис всегда рядом.

Пунктограммы!)


Рефлексия.

Вопросы для рефлексии:


- Чем полезен был для вас этот урок?

- Что было нового? Чему научились?

- Какой этап урока был наиболее интересным?

- Что вызвало затруднения?

- Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать?


Домашнее задание: повторить параграф 10, 24-32



Выставление учителем оценок за урок на основании оценочных листов учащихся.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!