СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по разделу "Синтаксис. Пунктуация", 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представляет собой повторение и обощение по теме Синтаксис. Пунктуация для 5 класса по учебнику Ладыженской, Баранова. Данный материал поможет систематизировать знания, полученные учениками при изучении этих разделов.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по разделу "Синтаксис. Пунктуация", 5 класс»

5 «м» класс, 28.11.2017

Урок №56 по теме: Обобщение по разделу «Синтаксис. Пунктуация»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о прямой речи, обращении, простом осложненном и сложном предложениях.

Задачи урока:

Образовательные: совершенствовать пунктуационные навыки при записи простого осложненного и сложного предложений, предложений с прямой речью, с обращением.

Развивающие: развивать умения обучающихся выразительно читать предложения с прямой речью, обращением, однородными членами предложения.

Воспитательные: воспитывать патриотические этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость), уважительное отношение друг к другу

Планируемые результаты:

предметные: проведение различных видов анализа словосочетания, предложения и текста.

метапредметные: владение всеми видами речевой деятельности, владение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранять чистоту родного языка как явления национальной культуры.


Используемые технологии: технология модульного обучения.

Оборудование: карточки с заданиями; листы самооценки; компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин)

Прозвенел звонок веселый,

Нам урок пора начать,

Встали правильно, красиво,

Значит можно начинать.

II. Актуализация опорных знаний. (5-7 мин)

Открываем тетради, запишем число, классная работа.

Индивидуальные задания: у доски 1, на месте 2.



1 Синтаксический разбор предложения

Белка песенки поет и орешки все грызет.

2 Синтаксический разбор предложения

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом

3 Синтаксический разбор предложения

Солнце уже поднялось и освещало росистую землю.

Орфографическая минутка

Сердце матери лучше солнца греет.

- Как вы понимаете данную пословицу? 2-3 ответа

-Какие пословицы про маму вы знаете еще?

Материнская ласка конца не имеет.
 Всякой матери свое дитё мило.

Птица рада весне, а дитя - матери.

Ближе матери друга нет.

Материнская молитва со дна моря достаёт,  

С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать

-Чему учат пословицы о маме? (беречь маму, быть благодарными ей, мама, как и солнышко, одна у каждого)

Подчеркнем орфограммы в данных словах.

- Какие словосочетания можно выделить из этого предложения? Сердце матери, лучше греет, лучше солнца

-Что не является словосочетанием? Грамматическая основа

-Назовите грамматическую основу предложения. Сердце греет

-Какое это предложение? Охарактеризуйте его - повествовательное, невоскл, простое, двусост, распространенное, ничем не осл.

- Какое предложение мы называем простым?

- А какое предложение называем сложным?

-Чем может быть осложнено простое предложение? (обращения, однородные члены предложения, прямая речь)

-Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
-Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

-Какие разделы лингвистики изучают предложение? (синтаксис как единица речи, и пунктуация с точки зрения расстановки знаков препинания).

-Какие пунктуационные правила мы изучили в разделе Синтаксис и пунктуация? (знаки при прямой речи, диалог, обращение, однородные члены, сложные предложения).

3. Формулирование темы и цели урока (3 мин)

Учитель. Какие разделы лингвистики мы изучали на протяжении последних уроков? (синтаксис и пунктуация)
(Тема сегодняшнего урока — «Синтаксис и пунктуация. Повторение). 
На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

  1. вспомнить, что такое ..и...;
    2) повторить расстановку ...;
    3) обобщить ...

Цель: вспомнить, что такое простое и сложное предложения; повторить расстановку знаков препинания в простом осложненном предложении, при обращении, в сложных предложениях, в предложения с прямой речью, обобщить знания по пунктуации и синтаксису.

- Ребята! Сегодня мы обобщим изученный на прошлых занятиях материал. Эти знания пригодятся вам при выполнении ВПР.

На партах у вас лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять на уроке самостоятельно, объективно оценивая себя. На каждый вид работы указано определенное количество баллов. В конце урока мы сдадите эти листы самооценки мне и я выставлю оценки в журнал.


4. Тестирование по изученному материалу (5 мин)

1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения:

а) подлежащее и сказуемое;

б) подлежащее;

в) определение;

г) сказуемое.

2. Выберите второстепенные члены предложения:

а) дополнение;

б) подлежащее;

в) определение;

г) обстоятельство.

3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены)

а) Свежий ветер повеет прохладой с гор поднимет пыль и опять затихнет.

б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена.

в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется.

4. Чем может быть осложнено простое предложение:

а) союз и;

б) однородные сказуемые;

в) прямая речь;

г) обращение.

5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены)

а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни.

б) Отцвели яблони в саду и дорожки сада усыпали белыми лепестками.

в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.

Взаимопроверка теста по ключу в презентации. Поставьте оценку. Критерии перед вами.


5. Работа в группах. 6 групп.

Учитель.  Ребята, перед вами текст. Читаю сама (7 мин)

1.Мама – самое священное слово на земле! 2.Человек рождается и умирает с этим словом. 3. «Спасибо, кормилица-мать", - благодарно произносит хлебороб. 4. Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" 5.Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 6.Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. 

- Поработаем с данным текстом. У каждой группы есть свое задание. Ознакомьтесь с ним. Вопросы есть?

Пока они выполняют, проверить работу у доски.

-Как вы озаглавили текст (2-3 ответа)

-Объясните расстановку знаков препинания в каждом предложении.

- Чем осложнено второе и последнее предложение? Обращением 

- Вспомним оформление прямой речи на письме.

6. Физкультминутка (1 мин)

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сели.


7. Самостоятельная работа (7 мин)

Карточки с разноуровневым заданием

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью

1-й уровень

Это м..е красное солнышк.. отвечала Баба Яга

Вдру.. кто-то с палубы крикнул акула.

2-й уровень

Приш..л с..довник в лес увидел яблоньку и говорит вот х..рошее деревце.

Сх..ди Юленька в магазин попр..сила бабушка.

3-й уровень

- Спишите предложения 2-го уровня.

-Составьте и запишите предложение с прямой речью.

Подведение итога урока (3 мин)

Итак, урок подходит к концу. Вернемся к цели нашего урока?

- Какую цель мы поставили на уроке?

-Достигли ли мы цель, которую ставили в начале урока?

Знания, которые мы систематизировали, вам пригодятся на следующем уроке, потому что мы будем писать диктант.

Самооценка. (2 мин) Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно. Поднимите руки те, у кого получилось оценка «5» за работу на уроке. Я с вами согласна. Вы молодцы (раздать медали). У кого «4»? Замечательно. Нужно немного постараться, чтобы было отлично. Остальные не расстраиваются, а продолжают активно работать в дальнейшем.

Сдайте листы самооценки, я выставлю оценки в журнал.


Рефлексия (1мин) Перед вами лестница успеха, нарисуйте себя на той ступени, на которой вы чувствуете себя комфортно.

Поднимите руки те, кто поставил себя на самую высокую ступень. Я вас поздравляю, вы – Знайки. Кто поставил себя на самую нижнюю ступень? На следующих уроках продолжим работать над данной темой. Спасибо за урок. Всего доброго.



























1 Синтаксический разбор предложения (у доски)

Белка песенки поет и орешки все грызет.





2 Синтаксический разбор предложения (в тетради)

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом





3 Синтаксический разбор предложения (в тетради)

Солнце уже поднялось и освещало росистую землю.



Материнская ласка конца не имеет.
 Всякой матери свое дитё мило.

Птица рада весне, а дитя - матери.

Ближе матери друга нет.

Материнская молитва со дна моря достаёт,  

С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать

-Чему учат пословицы о маме? (беречь маму, быть благодарными ей, мама, как и солнышко, одна у каждого)



Цель: вспомнить, что такое простое и сложное предложения; повторить расстановку знаков препинания в простом осложненном предложении, при обращении, в сложных предложениях, в предложения с прямой речью, обобщить знания по пунктуации и синтаксису.


Цель: вспомнить, что такое простое и сложное предложения; повторить расстановку знаков препинания в простом осложненном предложении, при обращении, в сложных предложениях, в предложения с прямой речью, обобщить знания по пунктуации и синтаксису.








Задание №2

1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения:

а) подлежащее и сказуемое;

б) подлежащее;

в) определение;

г) сказуемое.

2. Выберите второстепенные члены предложения:

а) дополнение;

б) подлежащее;

в) определение;

г) обстоятельство.

3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены)

а) Свежий ветер повеет прохладой с гор поднимет пыль и опять затихнет.

б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена.

в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется.

4. Чем может быть осложнено простое предложение:

а) союз и;

б) однородные сказуемые;

в) прямая речь;

г) обращение.

5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены)

а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни.

б) Отцвели яблони в саду и дорожки сада усыпали белыми лепестками.

в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.


Критерии оценивания теста

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 и более ошибки – «2»


Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью.

1-й уровень (на оценку «3»)

Это м..е красное солнышк.. отвечала Баба Яга

Вдру.. кто-то с палубы крикнул акула.

2-й уровень (на оценку «4»)

Приш..л с..довник в лес увидел яблоньку и говорит вот х..рошее деревце.

Сх..ди Юленька в магазин попр..сила бабушка.

3-й уровень (на оценку «5»)

- Спишите предложения 2-го уровня.

-Составьте и запишите предложение с прямой речью.




Группа №1

Задание №3 Прочитайте текст.

1.Мама – самое священное слово на земле! 2.Человек рождается и умирает с этим словом. 3. «Спасибо, кормилица-мать", - благодарно произносит хлебороб. 4. Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" 5.Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 6.Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. 

  1. Озаглавьте его.

  2. Объясните расстановку знаков препинания в 1-ом предложении (простое или сложное, почему стоит тире между подлежащим и сказуемым) и спишите его в тетрадь.


Группа №2

Задание №3 Прочитайте текст.

1.Мама – самое священное слово на земле! 2.Человек рождается и умирает с этим словом. 3. «Спасибо, кормилица-мать", - благодарно произносит хлебороб. 4. Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" 5.Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 6.Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. 

  1. Озаглавьте его.

  2. Объясните расстановку знаков препинания во 2-ом предложении (простое или сложное, чем осложнено, почему нет запятой между однородными сказуемыми) и спишите его в тетрадь.


Группа №3

Задание №3 Прочитайте текст.

1.Мама – самое священное слово на земле! 2.Человек рождается и умирает с этим словом. 3. «Спасибо, кормилица-мать", - благодарно произносит хлебороб. 4. Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" 5.Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 6.Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. 

  1. Озаглавьте его.

  2. Объясните расстановку знаков препинания в 3-ем предложении (чем осложнено простое предложение, какие знаки препинания стоят при прямой речи) и спишите его в тетрадь.





Группа №4

Задание №3 Прочитайте текст.

1.Мама – самое священное слово на земле! 2.Человек рождается и умирает с этим словом. 3. «Спасибо, кормилица-мать", - благодарно произносит хлебороб. 4. Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" 5.Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 6.Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. 

  1. Озаглавьте его.

  2. Объясните расстановку знаков препинания в 4-ом предложении (чем осложнено простое предложение, какие знаки препинания стоят при прямой речи) и спишите его в тетрадь.



Группа №5

Задание №3 Прочитайте текст.

1.Мама – самое священное слово на земле! 2.Человек рождается и умирает с этим словом. 3. «Спасибо, кормилица-мать", - благодарно произносит хлебороб. 4. Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" 5.Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 6.Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. 

  1. Озаглавьте его.

  2. Объясните расстановку знаков препинания в 5-ом предложении (чем осложнено простое предложение, какие знаки препинания стоят при прямой речи) и спишите его в тетрадь.


Группа №6

Задание №3 Прочитайте текст.

1.Мама – самое священное слово на земле! 2.Человек рождается и умирает с этим словом. 3. «Спасибо, кормилица-мать", - благодарно произносит хлебороб. 4. Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" 5.Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 6.Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. 

  1. Озаглавьте его.

  2. Объясните расстановку знаков препинания в 6-ом предложении (чем осложнено простое предложение, какие знаки препинания между однородными сказуемыми) и спишите его в тетрадь.



Задание №5

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Вариант1

  1. Дитя м..е ты чего так испугалась?

  2. Отв..зи меня д..мой красный конь.

  3. За то друзья мы так Отчизну любим.

Вариант 2

  1. Я люблю тебя ж..знь!

  2. Спой светик не стыдись.

  3. Капли ж..мчужные капли прекрасные как хороши вы в лучах з..лотых!


Задание №5

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Вариант1

  1. Дитя м..е ты чего так испугалась?

  2. Отв..зи меня д..мой красный конь.

  3. За то друзья мы так Отчизну любим.

Вариант 2

  1. Я люблю тебя ж..знь!

  2. Спой светик не стыдись.

  3. Капли ж..мчужные капли прекрасные как хороши вы в лучах з..лотых!

Задание №5

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Вариант1

  1. Дитя м..е ты чего так испугалась?

  2. Отв..зи меня д..мой красный конь.

  3. За то друзья мы так Отчизну любим.

Вариант 2

  1. Я люблю тебя ж..знь!

  2. Спой светик не стыдись.

  3. Капли ж..мчужные капли прекрасные как хороши вы в лучах з..лотых!

10