Урок повторения и обобщения изученного по теме
«Синтаксис и пунктуация» 5-й класс
Учитель русского языка и литературы
Осокина Елена Станиславовна
Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения, двусоставные и односоставные предложения, однородные члены, обращения, прямая речь, слова автора, диалог»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: экран, проектор, компьютер.
Ход урока
1.Организационный момент.
(слайд 2)
Отгадайте загадку:
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об ..... (УЛЫБКЕ)
Этой загадкой я хочу настроить Вас на доброжелательную атмосферу и продуктивную работу на уроке, потому что «от улыбки станет день светлей…).
2. Актуализация и проблемное учебное действие.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.
(слайд 3)
1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами. Сказуемое.
2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложносочинённого. Союз И.
3. Название предложения по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. Невосклицательное.
4. Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П. Тире.
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. А.
6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. Кавычки.
7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание.
8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. Именительный.
9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Союз.
- В итоге получилось слово Синтаксис.
(слайд 4)
- Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде.
(слайд 5)
У Я К Н А П Т И У Ц
Пунктуация
Запишем тему урока в тетрадях:
(слайд 6)
Синтаксис. Пунктуация. Повторение изученного.
- Синтаксис и пунктуация – это огромная страна, в которой мы уже побывали и сегодня вернемся в нее снова. А как вы думаете, с какой целью?
Повторить основные сведения о предложениях и знаках препинания в них, которые были изучены в разделе «Синтаксис и пунктуация», чтобы уметь правильно применять на практике.
– А эпиграфом нашего урока будет высказывание известного писателя – Константина Георгиевича Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
(слайд 7)
«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
К.Г. Паустовский
- Как вы понимаете слова К.Г. Паустовского?
– Итак, мы отправляемся в путешествие! А помощниками в путешествии нам будут информационные карты, с которыми мы будем работать в течение урока.
3. Выполнение практических заданий (работа с текстом).
(слайд 8)
Белые фонарики
Цв…ты ранней в…сны не славят…ся сильным зап…хом. Они чуть пахнут мед…м а больше л…сной свежестью. Зап…х это приманка для нас…комых. Нас…комые переносят цв…точ…ную пыльцу с цв…тка на цв…ток. В апреле в нижнем этаже леса св…тло. Хорошо видно все цв…ты потому что д…ревья еще не оделись л…ствой.
Но пришел май б…льшими и ш…рокими стали листья д…ревьев. А мы рады теплу и г…ворим Здра(ст, вст)вуй синий май! Вот уже и ландыши светят(?)ся кивают своими белыми г…ловками. Ландышами к…нчается светлая л…сная в…сна и наступает л…сное т…нистое лето.
- Мы знаем, что слово – это наименьшая единица языка.
А что же такое словосочетание? (ответы ребят: словосочетание – это сочетание двух слов, которые связаны по смыслу и грамматически)
Задание 1.
- Посмотрите внимательно на первое предложение, найдите в нем все словосочетания и назовите их.
Цветы весны, весны ранней, не славятся запахом, сильным запахом.
- Выпишите из предложения два словосочетания и произведите разбор словосочетаний.
- Проверим, что у вас получилось:
(слайд 9)
Х
Какой?
Чем?
весны ранней
Х
не славятся запахом
Х
Каким?
Чего?
сильным запахом
Х
цветы весны
- Как называется каждая часть словосочетания? (главная и зависимая)
- Что нужно сделать для того, чтобы установить связь между главной и зависимой частями? (правильно задать вопрос)
- Какие виды словосочетаний нам известны? (именные и глагольные)
- Определите виды связи в словосочетаниях «сильным запахом» и не «славятся запахом».
- Сочетание слов «Цветы не славятся» будет являться словосочетанием? Почему? (нет, потому что это грамматическая основа предложения, которая не является словосочетанием)
Задание 2.
- Из чего строятся предложения? (из слов и словосочетаний)
- Какие виды связи позволяют объединить слова и словосочетания в предложение? (смысловая и грамматическая)
- Что нам известно о предложениях? (предложение – основная единица языка, которая содержит высказывание о чем-либо и выражает законченную мысль)
- Что мы можем сказать о предложениях с точки зрениях их строения? (Краткая характеристика предложений) (Предложения бывают простые и сложные).
- Остановимся подробнее на простых предложениях. Что мы можем о них рассказать?
(Простые предложения: нераспространенные и распространенные, осложненные и неосложненные)
- Чем могут быть осложнены простые предложения? (однородными членами и обращениями)
- Прослушайте песню и ответьте на вопрос: какие предложения встречаются в тексте этой песни (предложения с однородными членами)
- Назовите их
(слайд 10)
Текст песни «Из чего же, из чего же...»
Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из веснушек и хлопушек, Из линеек и батареек Сделаны наши мальчишки, Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из цветочков и звоночков, Из тетрадок и переглядок Сделаны наши девчонки! | Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из пружинок и картинок, Из стекляшек и промокашек Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из платочков и клубочков, Из загадок и мармеладок Сделаны наши девчонки! Вот из чего, вот из чего, Вот из чего! |
(слайд 11) - текст
- Вернемся к нашему тексту и найдем в нем предложения с однородными сказуемыми.
Запишем это предложение в тетрадях:
Вот уже и ландыши светят(?)ся кивают своими белыми г…ловками.
- Объясним орфограммы и пунктуацию в нем. Какие члены предложения в данном являются однородными? (сказуемые)
- В состав чего входит сказуемое? (в состав грамматической основы)
- А что такое грамматическая основа предложения? (это подлежащее и сказуемое)
- Если в предложении есть оба главных члена предложения, то это какое предложение? (двусоставное)
(Работа с предложением в тетрадях и у доски).
Проверим (слайд 12)
(слайд 13)
*В это время предлагается индивидуальная работа в группах (раздаются карточки с заданием: игра «Мозаика»)
Из слов, записанных в карточке, нужно составить предложение:
На золотом фоне желтой листвы выделяются яркие пятна красно-желтых кленов и осин.
На, листвы, выделяются, фоне, пятна, красно-желтых, яркие, кленов, желтой, и, осин, золотом.
Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения, а также однородные члены как члены предложения.
По окончании работы класса с предложением индивидуальные карточки сдаются учителя на проверку.
- Мы убедились, что простые предложения могут быть осложнены однородными членами. А чем еще могут быть осложнены простые предложения? (обращениями)
- Придумайте предложение с обращением на школьную тему (ответы детей).
(слайд 14)
Физминутка (игровая комната «Аплодисменты»)
- Вам, ребята, предстоит проверить ещё раз свои знания.
Итак, правила следующие: если вы согласны с данным утверждением, вы хлопаете в ладоши. А если не согласны – не хлопаете.
-
«Не трещите, морозы, в заповедном бору». Это предложение осложнено обращением (да).
-
Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным, то между ними ставится тире (да).
-
Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием (нет).
-
Если союз и соединяет два однородных члена, то перед ним ставится запятая (нет).
-
В конце вопросительных предложений ставится точка (нет).
-
После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие (да).
-
Обстоятельство отвечает на вопросы кто? что? (нет).
-
Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы (да).
-
Обращения и вводные слова не являются членами предложения (да).
-
Предложение: «Наступили осенние дни, и журавли полетели в тёплые края» - сложное (да).
Задание 3.
Предложения с прямой речью
- Из каких частей состоят предложения с прямой речью? (из реплики говорящего и сопровождающей ее слов автора)
- Найдем в тексте предложение с прямой речью.
(слайд 15) - текст
- Запишем предложение, объяснив все пропущенные орфограммы в нем и
правильно оформив его знаками препинания. Запишем схему этого предложения.
Проверим
(слайд 16)
А мы рады теплу и говорим: «Здравствуй, синий май!» А: «П!»
- Что еще есть в этом предложении? (обращение)
- Назовите его (синий май)
Задание 4.
Сложные предложения
- Какие виды сложных предложений нам известны? (ССП, СПП, БСП)
- Чем они отличаются друг от друга? (способами связи)
- Кратко охарактеризуем эти предложения (ССП – связь смысловая и сочинительная (с помощью сочинительных союзов); СПП – связь смысловая и подчинительная (с помощью подчинительных союзов); БСП – связь смысловая, бессоюзная).
(слайд 17)
- Вернемся к нашему тексту
(слайд 18) – текст
- Найдем в тексте СПП, выпишем его, объясним все пропущенные орфограммы и знаки препинания; охарактеризуем это предложение и нарисуем схему.
Проверка (слайд 19)
Хорошо видно все цветы, потому что деревья еще не оделись листвой.
[ = ], (потому что - =).
* В это время некоторые ребята получают карточки с индивидуальными заданиями.
Карточка 1.
Задание: составь предложение, правильно ответив на вопросы. Запишите это предложение разберите его по членам предложения.
-
Из предложения «Мы наблюдаем за перелетными птицами» возьмите подлежащее.
-
Из предложения «Дети рады приходу весны» возьмите сказуемое.
-
Из предложения «Новый учебный год принес нам много интересного» возьмите первое определение и поставьте его в дательный падеж.
-
Из предложения «К встрече учеников готовы новые школы» возьмите первое дополнение.
-
Убедись, что твоё предложение начинается с большой буквы и заканчивается точкой.
Ответ: Мы рады новой встрече.
Карточка 2.
Задание: составьте предложения по данным схемам, запишите их и выделите грамматические основы в предложениях, которые у вас получились (подлежащее и сказуемое внутри каждого простого предложения можно менять местами).
-
[ - = ], (что - =).
-
[ - = ], и [ - = ].
-
[ - = ], [ - = ].
(слайд 20)
В качестве дополнительного задания классу можно предложить следующее (игра «Составь предложение» для класса)
-
Из предложения «Мы сегодня писали контрольную» возьми обстоятельство.
-
Из предложения «Мы вместе прошли этот уровень!» возьми сказуемое и поставь его в форму единственного числа.
-
Из предложения «Сильное дерево разломило асфальт корнями» возьми определение и поставь его в форму мужского рода.
-
Из предложения «Я люблю гулять под дождём» возьми обстоятельство, выраженное существительным с предлогом. Поставь существительное в начальную форму.
-
Убедись, что твоё предложение начинается с большой буквы и заканчивается точкой.
Ответ: Сегодня прошёл сильный дождь.
-
Заключительный этап урока
Отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков» (или работа с иллюстрациями из мультфильма про Виктора Перестукина)
(слайд 21)
После просмотра фрагмента мультфильма классу задается вопрос: какую роль в предложениях играют знаки препинания? (ответы учеников)
Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.
Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.
- Как вы считаете, добились мы поставленной цели? (ответы учеников)
-
Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру «Зачем нужны знаки препинания?»
Рефлексия
(слайд 22)
Продолжите фразу
«Сегодня на уроке я повторил…»
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке мне понравилось…»
«Сегодня за урок я поставлю себе…»
Нарисуйте свое настроение
Спасибо за совместную плодотворную работу
Информационная карта
-
Работа с текстом
Белые фонарики
Цв…ты ранней в…сны не славят…ся сильным зап…хом. Они чуть пахнут мед…м а больше л…сной свежестью. Зап…х это приманка для нас…комых. Нас…комые переносят цв…точ…ную пыльцу с цв…тка на цв…ток. В апреле в нижнем этаже леса св…тло. Хорошо видно все цв…ты потому что д…ревья еще не оделись л…ствой.
Но пришел май б…льшими и ш…рокими стали листья д…ревьев. А мы рады теплу и г…ворим Здра(ст, вст)вуй синий май! Вот уже и ландыши светят(?)ся кивают своими белыми г…ловками. Ландышами к…нчается светлая л…сная в…сна и наступает л…сное т…нистое лето.
-
Текст песни «Из чего же, из чего же...»
Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из веснушек и хлопушек, Из линеек и батареек Сделаны наши мальчишки, Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из цветочков и звоночков, Из тетрадок и переглядок Сделаны наши девчонки! | Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из пружинок и картинок, Из стекляшек и промокашек Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из платочков и клубочков, Из загадок и мармеладок Сделаны наши девчонки! Вот из чего, вот из чего, Вот из чего! |
-
Индивидуальное задание Из слов, записанных в карточке, нужно составить предложение: На, листвы, выделяются, фоне, пятна, красно-желтых, яркие, кленов, желтой, и, осин, золотом. Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения, а также однородные члены как члены предложения. |
Карточка 1. Задание: составь предложение, правильно ответив на вопросы. Запишите это предложение разберите его по членам предложения. -
Из предложения «Мы наблюдаем за перелетными птицами» возьмите подлежащее. -
Из предложения «Дети рады приходу весны» возьмите сказуемое. -
Из предложения «Новый учебный год принес нам много интересного» возьмите первое определение и поставьте его в дательный падеж. -
Из предложения «К встрече учеников готовы новые школы» возьмите первое дополнение. -
Убедись, что твоё предложение начинается с большой буквы и заканчивается точкой. |
Карточка 2. Задание: составьте предложения по данным схемам, запишите их и выделите грамматические основы в предложениях, которые у вас получились (подлежащее и сказуемое внутри каждого простого предложения можно менять местами). -
[ - = ], (что - =). -
[ - = ], и [ - = ]. -
[ - = ], [ - = ]. |