СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Повторение, обобщение изученного по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения, обощения материала, изученного в разделе "Стнтаксис. Пунктуация. Культура речи" (2 часа).

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Повторение, обобщение изученного по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи"»

Урок повторения и обобщения изученного по теме

«Синтаксис и пунктуация» 5-й класс


Учитель русского языка и литературы

Осокина Елена Станиславовна



Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.

Тип урока: повторение и обобщение знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения, двусоставные и односоставные предложения, однородные члены, обращения, прямая речь, слова автора, диалог»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.


Ход урока

1.Организационный момент.

(слайд 2)

Отгадайте загадку:

Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об ..... (
УЛЫБКЕ)

Этой загадкой я хочу настроить Вас на доброжелательную атмосферу и продуктивную работу на уроке, потому что «от улыбки станет день светлей…).



2. Актуализация и проблемное учебное действие.

- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.

(слайд 3)

1

2

3

4

5

6

7

8

9


1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами. Сказуемое.

2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложносочинённого. Союз И.

3. Название предложения по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. Невосклицательное.

4. Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П. Тире.

5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. А.

6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. Кавычки.

7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание.

8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. Именительный.

9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Союз.

- В итоге получилось слово Синтаксис.

(слайд 4)

С

И

Н

Т

А

К

С

И

С



- Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде.

(слайд 5)

У Я К Н А П Т И У Ц 

Пунктуация


Запишем тему урока в тетрадях:

(слайд 6)

Синтаксис. Пунктуация. Повторение изученного.


- Синтаксис и пунктуация – это огромная страна, в которой мы уже побывали и сегодня вернемся в нее снова. А как вы думаете, с какой целью?

Повторить основные сведения о предложениях и знаках препинания в них, которые были изучены в разделе «Синтаксис и пунктуация», чтобы уметь правильно применять на практике.

– А эпиграфом нашего урока будет высказывание известного писателя  – Константина Георгиевича Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо  держат текст и не дают ему  рассыпаться».

(слайд 7)

«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

К.Г. Паустовский

- Как вы понимаете слова К.Г. Паустовского?


– Итак, мы отправляемся в путешествие! А помощниками в путешествии нам будут информационные карты, с которыми мы будем работать в течение урока.

3. Выполнение практических заданий (работа с текстом).

(слайд 8)

Белые фонарики

Цв…ты ранней в…сны не славят…ся сильным зап…хом. Они чуть пахнут мед…м а больше л…сной свежестью. Зап…х это приманка для нас…комых. Нас…комые переносят цв…точ…ную пыльцу с цв…тка на цв…ток. В апреле в нижнем этаже леса св…тло. Хорошо видно все цв…ты потому что д…ревья еще не оделись л…ствой.
Но пришел май б…льшими и ш…рокими стали листья д…ревьев. А мы рады теплу и г…ворим Здра(ст, вст)вуй синий май! Вот уже и ландыши светят(?)ся кивают своими белыми г…ловками. Ландышами к…нчается светлая л…сная в…сна и наступает л…сное т…нистое лето.

- Мы знаем, что слово – это наименьшая единица языка.

А что же такое словосочетание? (ответы ребят: словосочетание – это сочетание двух слов, которые связаны по смыслу и грамматически)

Задание 1.

- Посмотрите внимательно на первое предложение, найдите в нем все словосочетания и назовите их.

Цветы весны, весны ранней, не славятся запахом, сильным запахом.

- Выпишите из предложения два словосочетания и произведите разбор словосочетаний.

- Проверим, что у вас получилось:

(слайд 9)

Х

Какой?

Чем?

весны ранней

Х


не славятся запахом

Х

Каким?



Чего?

сильным запахом

Х


цветы весны

- Как называется каждая часть словосочетания? (главная и зависимая)

- Что нужно сделать для того, чтобы установить связь между главной и зависимой частями? (правильно задать вопрос)

- Какие виды словосочетаний нам известны? (именные и глагольные)

- Определите виды связи в словосочетаниях «сильным запахом» и не «славятся запахом».

- Сочетание слов «Цветы не славятся» будет являться словосочетанием? Почему? (нет, потому что это грамматическая основа предложения, которая не является словосочетанием)



Задание 2.

- Из чего строятся предложения? (из слов и словосочетаний)

- Какие виды связи позволяют объединить слова и словосочетания в предложение? (смысловая и грамматическая)

- Что нам известно о предложениях? (предложение – основная единица языка, которая содержит высказывание о чем-либо и выражает законченную мысль)

- Что мы можем сказать о предложениях с точки зрениях их строения? (Краткая характеристика предложений) (Предложения бывают простые и сложные).

- Остановимся подробнее на простых предложениях. Что мы можем о них рассказать?

(Простые предложения: нераспространенные и распространенные, осложненные и неосложненные)

- Чем могут быть осложнены простые предложения? (однородными членами и обращениями)

- Прослушайте песню и ответьте на вопрос: какие предложения встречаются в тексте этой песни (предложения с однородными членами)

- Назовите их

(слайд 10)

Текст песни «Из чего же, из чего же...»



Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек и хлопушек,
Из линеек и батареек

Сделаны наши мальчишки,

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков и звоночков,
Из тетрадок и переглядок

Сделаны наши девчонки!



Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок и картинок,
Из стекляшек и промокашек

Сделаны наши мальчишки!


Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из платочков и клубочков,
Из загадок и мармеладок

Сделаны наши девчонки!

Вот из чего, вот из чего,
Вот из чего!


(слайд 11) - текст

- Вернемся к нашему тексту и найдем в нем предложения с однородными сказуемыми.

Запишем это предложение в тетрадях:

Вот уже и ландыши светят(?)ся кивают своими белыми г…ловками.

- Объясним орфограммы и пунктуацию в нем. Какие члены предложения в данном являются однородными? (сказуемые)

- В состав чего входит сказуемое? (в состав грамматической основы)

- А что такое грамматическая основа предложения? (это подлежащее и сказуемое)

- Если в предложении есть оба главных члена предложения, то это какое предложение? (двусоставное)

(Работа с предложением в тетрадях и у доски).



Проверим (слайд 12)


(слайд 13)

*В это время предлагается индивидуальная работа в группах (раздаются карточки с заданием: игра «Мозаика»)

Из слов, записанных в карточке, нужно составить предложение:

На золотом фоне желтой листвы выделяются яркие пятна красно-желтых кленов и осин.

На, листвы, выделяются, фоне, пятна, красно-желтых, яркие, кленов, желтой, и, осин, золотом.

Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения, а также однородные члены как члены предложения.


По окончании работы класса с предложением индивидуальные карточки сдаются учителя на проверку.

- Мы убедились, что простые предложения могут быть осложнены однородными членами. А чем еще могут быть осложнены простые предложения? (обращениями)

- Придумайте предложение с обращением на школьную тему (ответы детей).


(слайд 14)

Физминутка (игровая комната «Аплодисменты»)

- Вам, ребята, предстоит проверить ещё раз свои знания.

Итак, правила следующие: если вы согласны с данным утверждением, вы хлопаете в ладоши. А если не согласны – не хлопаете.


  1. «Не трещите, морозы, в заповедном бору». Это предложение осложнено обращением (да).

  2. Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным, то между ними ставится тире (да).

  3. Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием (нет).

  4. Если союз и соединяет два однородных члена, то перед ним ставится запятая (нет).

  5. В конце вопросительных предложений ставится точка (нет).

  6. После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие (да).

  7. Обстоятельство отвечает на вопросы кто? что? (нет).

  8. Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы (да).

  9. Обращения и вводные слова не являются членами предложения (да).

  10. Предложение: «Наступили осенние дни, и журавли полетели в тёплые края» - сложное (да).

Задание 3.

Предложения с прямой речью

- Из каких частей состоят предложения с прямой речью? (из реплики говорящего и сопровождающей ее слов автора)

- Найдем в тексте предложение с прямой речью.

(слайд 15) - текст

- Запишем предложение, объяснив все пропущенные орфограммы в нем и

правильно оформив его знаками препинания. Запишем схему этого предложения.

Проверим

(слайд 16)

А мы рады теплу и говорим: «Здравствуй, синий май!» А: «П!»

- Что еще есть в этом предложении? (обращение)

- Назовите его (синий май)


Задание 4.

Сложные предложения

- Какие виды сложных предложений нам известны? (ССП, СПП, БСП)

- Чем они отличаются друг от друга? (способами связи)

- Кратко охарактеризуем эти предложения (ССП – связь смысловая и сочинительная (с помощью сочинительных союзов); СПП – связь смысловая и подчинительная (с помощью подчинительных союзов); БСП – связь смысловая, бессоюзная).

(слайд 17)

- Вернемся к нашему тексту

(слайд 18) – текст

- Найдем в тексте СПП, выпишем его, объясним все пропущенные орфограммы и знаки препинания; охарактеризуем это предложение и нарисуем схему.

Проверка (слайд 19)

Хорошо видно все цветы, потому что деревья еще не оделись листвой.

[ = ], (потому что - =).

* В это время некоторые ребята получают карточки с индивидуальными заданиями.

Карточка 1.

Задание: составь предложение, правильно ответив на вопросы. Запишите это предложение разберите его по членам предложения.

  1. Из предложения «Мы наблюдаем за перелетными птицами» возьмите подлежащее.

  2. Из предложения «Дети рады приходу весны» возьмите сказуемое.

  3. Из предложения «Новый учебный год принес нам много интересного» возьмите первое определение и поставьте его в дательный падеж.

  4. Из предложения «К встрече учеников готовы новые школы» возьмите первое дополнение.

  5. Убедись, что твоё предложение начинается с большой буквы и заканчивается точкой.



Ответ: Мы рады новой встрече.

Карточка 2.

Задание: составьте предложения по данным схемам, запишите их и выделите грамматические основы в предложениях, которые у вас получились (подлежащее и сказуемое внутри каждого простого предложения можно менять местами).

  1. [ - = ], (что - =).

  2. [ - = ], и [ - = ].

  3. [ - = ], [ - = ].

(слайд 20)

В качестве дополнительного задания классу можно предложить следующее (игра «Составь предложение» для класса)

  1. Из предложения «Мы сегодня писали контрольную» возьми обстоятельство.

  2. Из предложения «Мы вместе прошли этот уровень!» возьми сказуемое и поставь его в форму единственного числа.

  3. Из предложения «Сильное дерево разломило асфальт корнями» возьми определение и поставь его в форму мужского рода.

  4. Из предложения «Я люблю гулять под дождём» возьми обстоятельство, выраженное существительным с предлогом. Поставь существительное в начальную форму.

  5. Убедись, что твоё предложение начинается с большой буквы и заканчивается точкой.

Ответ: Сегодня прошёл сильный дождь.


  1. Заключительный этап урока

Отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков» (или работа с иллюстрациями из мультфильма про Виктора Перестукина)

(слайд 21)

После просмотра фрагмента мультфильма классу задается вопрос: какую роль в предложениях играют знаки препинания? (ответы учеников)


Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.

- Как вы считаете, добились мы поставленной цели? (ответы учеников)


  1. Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру «Зачем нужны знаки препинания?»


Рефлексия

(слайд 22)

Продолжите фразу

«Сегодня на уроке я повторил…»

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

«Сегодня за урок я поставлю себе…»


Нарисуйте свое настроение


Спасибо за совместную плодотворную работу
























Информационная карта



  1. Работа с текстом

Белые фонарики

Цв…ты ранней в…сны не славят…ся сильным зап…хом. Они чуть пахнут мед…м а больше л…сной свежестью. Зап…х это приманка для нас…комых. Нас…комые переносят цв…точ…ную пыльцу с цв…тка на цв…ток. В апреле в нижнем этаже леса св…тло. Хорошо видно все цв…ты потому что д…ревья еще не оделись л…ствой.
Но пришел май б…льшими и ш…рокими стали листья д…ревьев. А мы рады теплу и г…ворим Здра(ст, вст)вуй синий май! Вот уже и ландыши светят(?)ся кивают своими белыми г…ловками. Ландышами к…нчается светлая л…сная в…сна и наступает л…сное т…нистое лето.


  1. Текст песни «Из чего же, из чего же...»


Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек и хлопушек,
Из линеек и батареек

Сделаны наши мальчишки,

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков и звоночков,
Из тетрадок и переглядок

Сделаны наши девчонки!


Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок и картинок,
Из стекляшек и промокашек

Сделаны наши мальчишки!


Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из платочков и клубочков,
Из загадок и мармеладок

Сделаны наши девчонки!

Вот из чего, вот из чего,
Вот из чего!


















Индивидуальное задание

Из слов, записанных в карточке, нужно составить предложение:

На, листвы, выделяются, фоне, пятна, красно-желтых, яркие, кленов, желтой, и, осин, золотом.

Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения, а также однородные члены как члены предложения.




Карточка 1.

Задание: составь предложение, правильно ответив на вопросы. Запишите это предложение разберите его по членам предложения.

  1. Из предложения «Мы наблюдаем за перелетными птицами» возьмите подлежащее.

  2. Из предложения «Дети рады приходу весны» возьмите сказуемое.

  3. Из предложения «Новый учебный год принес нам много интересного» возьмите первое определение и поставьте его в дательный падеж.

  4. Из предложения «К встрече учеников готовы новые школы» возьмите первое дополнение.

  5. Убедись, что твоё предложение начинается с большой буквы и заканчивается точкой.





Карточка 2.

Задание: составьте предложения по данным схемам, запишите их и выделите грамматические основы в предложениях, которые у вас получились (подлежащее и сказуемое внутри каждого простого предложения можно менять местами).

  1. [ - = ], (что - =).

  2. [ - = ], и [ - = ].

  3. [ - = ], [ - = ].







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс