Стадия осмысления | 4. Повторение изученного материала: Презентация а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример. Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия. Пример: 1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить. Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. б) Практическое: Работа с буклетом. (Приложение 1) Задание 1. Цифровой диктант Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках". Верно ли утверждение, что: Союзы что, если, где – подчинительные? Определение не отвечает на вопрос чей? Предложение – это синтаксическая единица? СПП составляют две предикативные части: главная и придаточная (подчиненная)? Союз но – подчинительный? Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения. После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101». Задание 2. Заполните "слепую" схему. определительные | ? | обстоятельственные | ? | падежные вопросы | ? | Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений". Задание 3. Определите вид придаточных. Пушкин не только узнал ту, которая 6 лет назад пленила его воображение, но и открылся ей в чувствах. К тому же времени Анна Керн рассталась с «мужем – солдафоном» и вела довольно свободный образ жизни, который вызывал осуждение в светском обществе. Однако Пушкин, зная об этом, все же был убежден. Что эта женщина является образцом чистоты и благочестия. Произведение является гимном женской красоте, которая, по мнению поэта, способна вдохновить мужчину на самые безрассудные подвиги. В шести коротких четверостишьях Пушкин сумел уместить всю историю знакомства с Анной Керн и передать те чувства, которые испытал при виде женщины, которая на долгие годы пленила его воображение. В своем стихотворении поэт признается, что после первой встречи «звучал мне долго голос нежный и снились милые черты». 5. Исследовательская работа по группам. ( Приложение 2) Класс делится на 3 группы. (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей). Разговорный стиль На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю. - Кто это? – спросил я. - Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович… - А какой же он с виду? – спросил я. - Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»). Научный стиль Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований. ( Б. Б. Буховцев и др. Физика.). Художественный стиль Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его… (Л. Н. Толстой). Публицистический стиль «Нужны ли современному человеку стихи?» Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет. Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина. Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память. А тут переборола себя.Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. Но я решила, что не отступлюсь. И стала читать стихи, которые люблю. Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой. 6. Работа с учебником. 7. Решение кроссворда. ( Домашнее задание) Давайте назовем основные виды СПП по значению и союзам? Для этого мы с вами отгадаем кроссворд. (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны определить вид придаточного, а термин записать в кроссворд). Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует. Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг. Петухи дерутся, так что перья летят. Там, где растут розы, растут и шипы. Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку. Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку. Мне грустно, потому что я тебя люблю. Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок. Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи! Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник. Чтение стихотворения « Я помню чудное мгновение…» | Читают правило Приводят примеры Работа с буклетом Выполнение цифрового диктанта. Заполнение «слепой» таблицы. Определяют вид придаточного. Выписывают в тетради только СПП с придаточными определительными и составляют их схемы:
Каждая группа выполняет задание, анализирует текст по карточке. Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП. Выполняют по 3 тестовых задании 3 группы Решают кроссворд Читает ученик |