СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение изученного. Сложноподчиненные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка обобщающего урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения"

Просмотр содержимого документа
«повторение изученного. Сложноподчиненные предложения»

Дата:

23.02.2016г

9б класс

Тема занятия:

Сложноподчиненные предложения

Общие цели:

Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Обучающие задачи: закрепить полученные знания о СПП; тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложений;

Развивающие задачи: формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.

Результаты обучения:

Закрепление полученных знаний о синтаксисе СПП

Методические приёмы

объяснение учителя, выполнение уп­ражнений, словарная работа, исследовательская работа.

Тип урока

комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Источники для заданий:

Учебник « Русский язык». Методическое руководство для учителя.

Межпредметная связь

Русская литература


Ход урока

Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Стадия вызова

Орг. момент


План урока:

Орг. момент

Постановка темы и цели урока

Видеофильм

Повторение изученного:
а) теоретическое;
б) практическое (работа с буклетом)

Цифровой диктант

Заполнение «слепой» схемы

Определение вида придаточных

Решение кроссворда

Исследовательская работа по группам

Работа с учебником ( Тестовые задания)

Домашнее задание (дифференцированное)

Рефлексия

Подведение итогов урока

Слово учителя: Дорогие ребята!! Вы уже познакомились с таким понятием, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков. И поэтому мы сегодня обратимся к одной из муз А.С.Пушкина Анне Керн, потому что она родилась 22 февраля 1800 г, и которая вдохновила его на создание великого шедевра- стихотворение «Я помню чудное мгновение…

3. Видеофильм об Анне Керн – 2 минуты


Знакомятся с планом урока





























Просмотр видеофильма

Стадия осмысления































4. Повторение изученного материала:

Презентация

а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.

б) Практическое: Работа с буклетом. (Приложение 1)

Задание 1. Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

Союзы что, если, где – подчинительные?

Определение не отвечает на вопрос чей?

Предложение – это синтаксическая единица?

СПП составляют две предикативные части: главная и придаточная (подчиненная)?

Союз но – подчинительный?

Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?

[ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».

Задание 2. Заполните "слепую" схему.

определительные

?

обстоятельственные

?

падежные вопросы

?

Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".

Задание 3.

Определите вид придаточных.
Пушкин не только узнал ту, которая 6 лет назад пленила его воображение, но и открылся ей в чувствах.

К тому же времени Анна Керн рассталась с «мужем – солдафоном» и вела довольно свободный образ жизни, который вызывал осуждение в светском обществе.

Однако Пушкин, зная об этом, все же был убежден. Что эта женщина является образцом чистоты и благочестия.

Произведение является гимном женской красоте, которая, по мнению поэта, способна вдохновить мужчину на самые безрассудные подвиги.

В шести коротких четверостишьях Пушкин сумел уместить всю историю знакомства с Анной Керн и передать те чувства, которые испытал при виде женщины, которая на долгие годы пленила его воображение.

В своем стихотворении поэт признается, что после первой встречи «звучал мне долго голос нежный и снились милые черты».

5. Исследовательская работа по группам. ( Приложение 2)

Класс делится на 3 группы.

(Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).

Разговорный стиль

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
- Кто это? – спросил я.
- Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…
- А какой же он с виду? – спросил я.
- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
(Л. Н. Толстой).

Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»
Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет. Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина. Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память. А тут переборола себя.Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. Но я решила, что не отступлюсь. И стала читать стихи, которые люблю. Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

6. Работа с учебником.

7. Решение кроссворда. ( Домашнее задание)

Давайте назовем основные виды СПП по значению и союзам? Для этого мы с вами отгадаем кроссворд. (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны определить вид придаточного, а термин записать в кроссворд).

Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.

Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.

Петухи дерутся, так что перья летят.

Там, где растут розы, растут и шипы.

Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.

Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.

Мне грустно, потому что я тебя люблю.

Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок.

Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!

Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.

Чтение стихотворения « Я помню чудное мгновение…»


Читают правило


Приводят примеры













Работа с буклетом

Выполнение цифрового диктанта.




















Заполнение «слепой» таблицы.






Определяют вид придаточного.

Выписывают в тетради только СПП с придаточными определительными и составляют их схемы:
















Каждая группа выполняет задание, анализирует текст по карточке.


Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.




























Выполняют по 3 тестовых задании 3 группы










Решают кроссворд











Читает ученик

Стадия рефлексии

 

Выполнение тестовых заданий. Презентация.

«Давайте пошушукаемся». ( Приложение3)

Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.

Я сегодня узнал(а), научился(ась)

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось ?

У доски выполняют тестовые задания.

Записывают отзывы на карточке

Последующее задание:

Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».

Решение кроссворда ( см. буклет)



Оснащение и оборудование

компьютер, проектор, экран, раздаточный материал – буклеты, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения», видеофильм « Анна Керн», « Тестовые задания»



Оценивание практического задания:

Оценивание








































Приложение 2

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
- Кто это? – спросил я.
- Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…
- А какой же он с виду? – спросил я.
- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).


Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).


Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
(Л. Н. Толстой).


«Нужны ли современному человеку стихи?»
Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет. Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина. Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память. А тут переборола себя. Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. Но я решила, что не отступлюсь. И стала читать стихи, которые люблю. Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.



Приложение 3

Ф.И. ученика(цы)_________________________________________

Я сегодня узнал(а)___________________________________,

научился(ась) _______________________________________

Что понравилось на уроке?____________________________

Что не понравилось ?_________________________________



Ф.И. ученика(цы)_________________________________________

Я сегодня узнал(а)___________________________________,

научился(ась) _______________________________________

Что понравилось на уроке?____________________________

Что не понравилось ?_________________________________



Ф.И. ученика(цы)_________________________________________

Я сегодня узнал(а)___________________________________,

научился(ась) _______________________________________

Что понравилось на уроке?____________________________

Что не понравилось ?_________________________________



Ф.И. ученика(цы)_________________________________________

Я сегодня узнал(а)___________________________________,

научился(ась) _______________________________________

Что понравилось на уроке?____________________________

Что не понравилось ?_________________________________



Ф.И. ученика(цы)_________________________________________

Я сегодня узнал(а)___________________________________,

научился(ась) _______________________________________

Что понравилось на уроке?____________________________

Фрагменты с урока













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!